Мудрые и неразумные девы

Библейский текст: Ис 65:17–19(20–22)23–25 Отк 21:1–7 Мф 25:1–13

1 Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. 
2 Из них пять было мудрых и пять неразумных. 
3 Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. 
4 Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. 
5 И как жених замедлил, то задремали все и уснули. 
6 Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. 
7 Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. 
8 Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. 
9 А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. 
10 Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; 
11 после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. 
12 Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. 
13 Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.

Проповедь

Дорогие прихожане,

Сегодня у нас с вами по календарю – Последнее воскресение церковного года. А евангельский текст дает нам историю о десяти девах – пять мудрых и пять неразумных. Церковь предлагает нам, словно, задуматься в эти дни о том, что все мы под Богом ходим. В любой час может прийти Жених к своей Церкви и призвать ее к себе. 

И дело здесь не в том, что якобы мы живем в «Последние времена», и конец света близок. Если честно, то: «О дне же том и часе никтоне знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один – говорит Иисус своим апостолам» (Мф.24:36). Эту фразу Он сказал перед тем, как рассказать притчу о десяти девах. Для чего? Наверное, для того, чтобы каждый из нас, живя в свой век, помнил, что Суд Божий это внезапное и неожиданное событие и не пытался его как-то вычислить.

Хотя, если говорить откровенно, люди крайне любопытны, и многих очень интересует будущее. Не зря в мире существует с древних времен огромное количество всяких магов, гадалок, предсказателей и пр. Особо интерес к ним пробуждается во времена неспокойные, связанные с военными конфликтами, природными стихиями и пр. подобным. В нашем церковном календаре к концу церковного года часто читаются тексты из Откровения или Апокалипсиса св. Иоанна. Это произведение говорит нам о том, что будет. Но зачем? В состоянии ли мы понять это? Некоторые вычитывают в тексте явные признаки того, что уже имеет место.

Например - Откровение 13.15-18 (Новый русский перевод):

«второму зверю было дано вдохнуть жизнь в изображение зверя, чтобы оно смогло говорить и действовать так, чтобы был казнен всякий, кто не поклонится изображению зверя.

Еще он устраивает так, чтобы все люди, малые и великие, богатые и бедные, свободные и рабы, получили клеймо на свою правую руку или на лоб.

Все, кто не имеет такого клейма, не могут больше ничего ни купить, ни продать. Клеймо — это имя зверя или число, обозначающее его имя.

Здесь нужна мудрость. Тот, кто наделен разумом, пусть высчитает число зверя, потому что это число человека. И число его 666».

qr-code

Многие даже видят знак трех шестерок в штрих и куаркоде. В каждом QR-коде кстати присутствуют три определяющих квадрата, каждый из которых означает цифру 6. А в штрихкоде три двойных полоски означают - 666

Расстояние в QR-коде между "внутренним" квадратом и "внешним" задаёт интервалы для считывания информации в самом коде по горизонтали и по вертикали. Квадраты тут играют роль "ключа" для считывания заложенной информации внутри самого QR-кода.

А в штрихкоде первые две удлинённые полосы  также задают интервал для считывания всего кода, как и последние удлинённые — заканчивают алгоритм считывания. 

Однако это все не обязательно как-то свидетельствует о негативе кодов. Да и, если честно, любая вещь, созданная человеком, живущим на этой грешной земле, всегда будет нести на себе его влияние, в том числе и негативное. Даже огонь может служить как для того, чтобы согреть, зажечь газ и приготовить еду, а может быть запечатан в ядерную боеголовку, ожидая часа, чтобы устроить мировой пожар.

Все зависит от того, как мы сами относимся к тому, что попадает к нам в руки. Как-то неуютно звучит, не правда ли? Люди ведь непредсказуемы. Ну что же, я успокою вас словами все того же апостола Иоанна, что мы сегодня читали:

И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет.

И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего.

И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их.

(Откровение 21.1-3)

Не стоит бояться возможного мирового пожара и, тем более, черточек на бумаге, страшнее утратить Церковь, а с ней и Бога. Но пока мы здесь, мы в Святом Граде, пусть даже еще невидимо, не ощущаемо так, как бы того хотелось.

Наверное, в истории о десяти девах, в их текущих заботах также не особо ощущалось приближение будущего праздника. И все же это серьезное дело. Будущий брачный пир. 

Образ Дев и Жениха — это образ Человечества и Бога. Людей, как дев, много, - человечество одно. И с ним-то и заключил некогда союз Любви Бог. Но, вот беда, изнутри человечества есть разные типы людей. Есть те, что ждут Бога. Готовятся к встрече с ним, а есть и те, кому это вовсе безразлично. В духовных вопросах они спят, словно неразумные девы в притче. Однако к каждому человеку однажды приходит Х-день. Приходится покинуть этот, так любимый сердцу мир. Что там? А там все то же – предлагается союз милосердной любви Бога и человека. Но вот вопрос – каждому ли она нужна, эта любовь?

Вдруг оказывается, что для некоторых двери собственной души закрыты, в них нет места Свадебному торжеству, отмечающему союз Бога и человека. И это страшно, потому что это навсегда - «Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас».

Итак, удивительно, но Пир вдруг может обратиться в суд! Но как же оказаться средь тех, кто идет не на суд, а на праздник? Можно как-то повлиять на Бога? 

Притча говорит, что нет – Жених появляется внезапно. На Бога нельзя повлиять, но вполне можно повлиять на собственное наше отношение к происходящему. Изменись сам и мир изменится вокруг тебя. Пусть каждый наш приход в Церковь станет для нас праздником. Настоящим. Таким, к которому готовятся от всей души. Не пропускают, готовятся заранее. Вот, тогда как раз Х-день не будет для нас неожиданностью.

Одна из самых популярных отговорок, придуманных людьми: «всему свое время», «придет время - Бог даст». Конечно, Бог знает все времена и сроки, когда нам что давать или не давать... Но есть и наша часть ответственности. Не стоит перекладывать ее на Бога, хотя Тому и возможно все. 

По этому поводу вспомнился анекдот. Решил один человек помолиться и взывает к Небесам: «Господь, Ты такой Великий! Господь, Ты все знаешь! Ты все видишь! Господь, Ты Всемогущий! Ты Вездесущий! ... вот Сам все и сделай!»

В Университете Рима мы учили латынь и греческий. Это было непросто. Но через это проходят, так или иначе, все будущие священнослужители. Один из моих коллег вспоминает:

«Я понимаю важность тех уроков, но тогда они казались самыми нудными в программе. Преподавательница высоко ценила повторение. «Repetitio est mater studiorum», – говорила она нам, что значит: «Повторение – мать учения». «Repetitio est absurdum», – бормотали мы про себя. «Повторение – идиотизм»».

Да, конечно, большая часть жизни состоит из повторения многих скучных и неинтересных дел. И все же один голландский философ как-то сказал: «Повторение так же просто и необходимо, как хлеб». И затем продолжил: «Это хлеб, насыщающий благословениями». Это был Сëрен Кьеркегор.

О каком Хлебе речь? Хлеб и Вино Таинства Алтаря – вот истинное благословение, готовящее вновь и вновь, раз за разом нас к Брачному Пиру на Небесах.

Представьте себе жениха и невесту, где бы невеста вовсе не желала бы общаться с женихом? Он бы хотел встречаться с ней, быть к ней ближе, а она – «ну и че пришел? Че глаза выпучил? В кино? Вечером? Да какое кино, не-а я вона с подружками на дискотеку иду…»

Да уж – такой союз точно невозможен. Обыкновенно тот, кто по-настоящему любит, стремиться как можно чаще быть вместе с любящим. И у нас с вами есть такая возможность. Бог рядом, Он здесь, Он в Церкви, в Ее Таинствах. Чем чаще слышим Божье Слово, чем причащаемся, тем больше у нас шанс стать похожими на Жениха. Ибо именно здесь «мудрые девы» приобретают для светильников своей любви так необходимое им масло.

Аминь.