Библейский текст: Иер 8:4–7 Отк 2:8–11 Мф 25:31–46
31 Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,
32 и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;
33 и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую.
34 Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:
35 ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;
36 был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.
37 Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?
38 когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?
39 когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?
40 И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.
41 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:
42 ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;
43 был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.
44 Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?
45 Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.
46 И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.
Проповедь
Дорогие братья и сестры,
Писание во 2 послании апостола Павла к Коринфянам напоминает нам: всем нам должно явиться пред судилище Христово. И эта фраза хорошо задает тему Предпоследнего воскресения церковного года. Заканчивается литургический год, и мы мысленно возвращаемся к области эсхатологии – конца времен.
Обычному человеку, погрязшему в суете ежедневных проблем, как-то бывает не до духовных вопросов. Больше заботит здесь и сейчас. Если не хлеб насущный, то развлечения. Когда то, в древнем Риме, любимым лозунгом толпы было – «хлеба и зрелищ». Хлеб, это хорошо, но кроме него, еще и зрелища важны. Без них жизнь обывателя скучна и пресна.
Скажите, можно ли себе представить современную семью без телевизора, компьютера, мобильного гаджета? Нет, конечно. Это же, кроме полезной информации, еще и важный объект зрелищ. Страсти и их накал выливаются непрерывным потоком с голубых экранов, неся новые веяния и новые, доселе невиданные идеи как еще разнообразить и без того все убыстряющееся разнообразие человеческого прозябания.
Но вот в потоке вихрей борьбы и страстей возникает, откуда-то из иного мира глас Писания: И пойдут грешники в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.
Некоторые останавливаются, прислушиваются, и меняют жизнь. А кто-то бежит дальше, встряхивая головой – ерунда все это, мало ли что там «попы» говорят. Вон, все бегут, лишь дураки отказываются от разнообразия карнавала жизни.
Вы знаете, дорогие братья и сестры, в детстве мне очень нравился роман Н. Носова «Незнайка на луне». Со своими детьми я тоже его с удовольствием читал. Так вот, там есть момент, когда Незнайка попадает на остров Дураков. В этом месте коротышкам (так звали героев романа Носова), ничего не требовалось делать. Они могли день-деньской заниматься лишь тем, что открывали для себя все новые развлечения, да катались на каруселях. Питания и воды было вдоволь. Так проходили дни в беззаботной радости.
Но не знали коротышки, что воздух этих мест был ядовит. Каждый, кто длительное время пребывал там, превращался в барана. И вот через некоторое время веселые песни жителей острова переходили в веселое блеяние. А к ним уже подбирался пастух, что уводил их в загон для скота. Так, своей беспечностью, теряли герои романа человеческий облик, теряли свою личность. Теряли себя. Отныне их уделом теперь был лишь кнут пастуха.
Таким образом, Носов в виде сказочной истории хотел показать, не стоит упрямствовать как баран, ища все новых и новых развлечений в своей жизни, но надо найти возможность, несмотря на то что вокруг тебя порой лишь бараны, остаться человеком. Главным героям это удалось.
Примерно об этом же говорит и наше сегодняшнее Евангелие. Господь так же использует сельскохозяйственные мотивы. Он тоже говорит о домашних животных. Только не о баранах, а об овцах и козлах. В Его словах мы слышим историю Страшного Суда: «и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов».
Кто такие козлы, а кто овцы? И зачем Бог разделяет их? Может, козлы — это убийцы, насильники, блудники, наркоманы и изуверы?
Честно говоря, нам, живущим в городских условиях трудно понять это. Но те, кто живет в сельской местности и не по телевизору, а на деле имел дело, как с овцами, так и с козлами, хорошо знает, что значит упрямый норов козла. В отличие от покорных овец, козел есть существо независимое, гордое. Вспоминается то, что сатана шептал людям, не знающим греха, в эдемском саду: откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. (Бытие 3.5).
Да, конечно, неплохо иметь гордость, даже правильно. Человек — это личность. Самостоятельная и неповторимая. Именно таким Бог задумал человека. Однако вовсе к такой независимости призывал сатана первых людей. Он лишь прикрывал красивой оберткой обман.
Когда дети наши были маленькие, мы им запрещали кушать много конфет в новогодние праздники. Однако ваза с ними стояла. Тогда они что удумали – съедят конфетку (очень же хочется), и положат пустой фантик обратно, предварительно сформировав его в форме целой конфеты. Внешне все на месте, я возьмешь – пустышка. Мы потом их проучили. Сделали вид, что не заметили, но, когда пришло время чая, выдали им именно эти фантики. Они, конечно, расстроились сначала, но мы тут же заменили их на настоящие конфеты с последующей воспитательной беседой конечно, что таскать нехорошо, и кто таскает, сам может оказаться с пустым фантиком.
Так вот, сатана, говоря о самоуважении, полезной гордости, прикрывал ею гордыню, эгоизм, себялюбие. А это разные вещи. Внешне вроде похоже, но совсем не то. Подлинное самоуважение предполагает трезвую оценку себя. Кто я, перед Бесконечным Творцом?
Да, древние жители Палестины вспоминая упертость козла, хорошо осознавали то, о чем говорил Спаситель.
Читаем Писание: «ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Матф.25:42-46).
Тут хорошо видно, вина козла в его эгоизме. Он думает, прежде всего, о себе. Он не находит для нужд других ни времени, ни средств, ни сил…
Да и не удивительно. Их у него просто нет. Все его существование занято лишь одним – ублажением собственного «я». А оно у него непомерно большое. И чем больше кормится, тем лишь толще становится. В этом «я» нет места ничему кроме него самого. Ни милосердию, ни голосу Бога. Я так хочу – то и дело раздаются голоса козлищ, не мешайте мне, а будете мешать, забодаю!
Бог пытается достучаться, то Библия на глаза попадется, то церковь поманит проходящего открытыми вратами: «се стою у двери и стучу…», но не слышит козлище. Оно занято поиском новых зрелищ и ощущений. Если возможностей мало, малы и последствия. А если много? Может и войну устроить, массовый голод или гибель миллионов. Вспомним Нерона, который решил спалить Рим, дабы развеять собственную скуку и, в очередной раз, насладится полнотой власти. В 64 году по р.Х. он разослал по городу поджигателей, а потом любовался на огонь с башни, декламируя поэму о разрушении Трои!
Но всему когда-то наступает конец. Не только человеческим безрассудствам или церковному году. Приходит время и срока, что отпущен для жизни. Настанет час предстать пред Тем, Кто этот срок отмерил. И что же? Какой багаж сможем мы представить на Его Суд. Кто-то искал Господа всем своим естеством, кто-то слушался Бога, а кому-то было не до Слова Божьего. Увлекшись собственным, грешным «я» Божие Слово легко утратить даже там, где Ему самое место. Ведь в мире сколько всего! Тут: и чудеса харизматичных христианских лидеров, и праздничная Пасхальная и Рождественская служба, проведенная не кем ни будь, но высшим христианским архиереем (может Папой Римским, а может Епископом Кентерберийским или Патриархом Московским…), и Библия, не в простой обложке, но инкрустированная бриллиантами (как то, в каком то светском журнале прочитал о том, что знаменитый в нашей стране тенор Николай Басков очень дорожит подобным экземпляром Святого Писания и возит его всегда с собой). И проповедь знаменитого проповедника, что собирает стадионы (как же, кто-то наверняка возможно бывал на таких?). А может, кто-то прельстится на молодежное служение, на котором столько интересных людей …
Но вот пламенная речь обвиняемого прерывается Судьей – все это здорово, а где послушание Слову Моему? Где Вера Мне, где доверие тому, что Я заповедал?
Но я же верил в Тебя, в то, что Ты взошел ради человечества на Крест?
Но разве ты доподлинно осознал, что это значит для тебя? «И бесы веруют, но трепещут» – прозвучит ответ. Где не просто признание факта, но истинное доверие Моему Слову, выраженное действием? Вера без дел мертва. Иди от Меня, проклятый, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его.
Страшно? Не стоит бояться, если в нас действительная вера! Русское слово «действительный» сокоренно со словом «действие».
И давайте приступим к этому действию хотя бы стремлением к исполнению заповедей и молитвой: Господь, выжги во мне всякое «козлиное начало». Хочу быть добрым инструментом в Твоих руках, что постоянно дает Тебе и людям меня окружающим любовь и служение. Соделай Боже меня кротким, словно библейская овечка, послушным только Твоему гласу!
Аминь.
Иллюстрация: Василий Кандинский — "Страшный суд", 1912 год