Библейский текст: Ис 40:1–11а 1Кор 4:1–5 Мф 11:2–10
2 Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих
3 сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?
4 И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите:
5 слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют;
6 и блажен, кто не соблазнится о Мне.
7 Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую?
8 Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских.
9 Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка.
10 Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.
Проповедь:
Братья и сестры, вот уже еще на одну неделю рождество приблизилось к нам. Наступило Третье воскресенье Адвента. Оно носит традиционное название Gaudete («Радуйтесь»).
Но, когда мы читаем сегодняшнее евангелие, оно вроде бы не начинается радостно. Вот, Иоанн сидит в темнице, и не просто сидит, – сидит за правду, за то, что обличал царя Ирода, чего же здесь хорошего? Кажется, наступил апокалипсис – самое тяжелое время, и тяжелее уже не будет. Вот и пророк Божий в темнице. Слово Бога в пренебрежении. Что может быть хуже? Чему тут радоваться? Но…
«Знал бы ирод, что чем он сильней, тем верней, неизбежнее чудо». (И. Бродский «Рождество»)
Да, радоваться есть чему. Сам текст сегодня буквально пронизан описанием события пришествия Господня: «слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют».
Но вот беда, множество людей пользуются информацией о конце света превратно, пытаясь доказать, что время для него наступило, что еще чуть-чуть и вот он, не за горами.
Буквально еще несколько лет назад некий американский нумеролог Дэвид Мид заявил, что Земля столкнется с планетой Х. Он даже назвал дату, якобы зашифрованную в Библии, — 23 сентября 2017 года. Когда же ничего не случилось, провидец объяснил: его не так поняли, конец света наступит через семь лет — в 2024-м.
Ну вот, мы пока еще живы, очередной пророк, очевидно, ошибся и конца света мы как-то избежали. Да и никто не кинулся в банк за хорошим кредитом, для того чтобы пожить «последние дни» ни в чем себе не отказывая. Люди все же до последнего надеются на что-то лучшее, хотя и любят яркие сенсации конспирологов. Поэтому, наверное, ни история с ковидом, ни безумная война не могут приковывать наше внимание навечно. В итоге все становится привычным, обыденным. И даже когда кажется, что уже твой личный, «персональный» конец света уже наступил, все равно первоначальная боль притупляется, сердце черствеет, не столь активно отзываясь на очередную беду. Кажется, что всего этого столь много, что становится даже как-то неуютно, что ли, ждать чего-то иного. Но неужели может быть по-другому?
Да и наше сегодняшнее евангелие вроде бы как раз и свидетельствует о том, что смерть, страдания и несправедливость в этом грешном мире — дело обыденное. Иоанн Креститель за решеткой. И это за его справедливые слова, призывающие людей к покаянию.
К сожалению, именно это, этот настрой на обыденность беды и помогает горе-проповедникам от апокалипсиса привлекать к себе внимание людей. Секты часто обретают популярность именно в трудные времена, когда отчаявшихся людей становится больше. В горе люди хватаются за все, даже за соломинку. Сколько мы знаем случаев, когда тяжелая болезнь заставляет людей идти не только к врачам и в церковь, но куда угодно, даже к колдунам и ведьмам. А вдруг поможет? Вдруг спасет?
Все это происходит от недостатка веры, а этот недостаток, к сожалению, есть свойство грешного человечества. Да, в мире действительно много зла и несправедливости, и порой все это заставляет нас сомневаться, что Господь близко. И такие сомнения свойственны даже Иоанну. Мы читаем, что он, находясь в узах, засомневался в том, что ему и так известно, ведь он крестил Господа и видел Знамение Свыше – Духа Святого, снисходящего с Небес.
«Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?»
Тяжело сохранять веру, когда беда наступает на пятки. Да, даже святым трудно бывает верить, когда твоя жизнь висит на волоске, когда события вокруг разворачиваются так, что никак по-иному, пожалуй, кроме молитвы, на них и не повлиять. Когда все в руках Ирода или его приспешников. Когда за здравую мысль могут сурово наказать. В итоге душу охватывают сомнения – правда ли то, во что я до сих пор верил? Действительно ли Бог рядом? Легко ли было Иоанну? Не думаю.
Так бывает, что наши чаяния расходятся с планами Бога. Мы так жаждем человеческого тепла, добра и элементарной, пусть небольшой экономической стабильности, но почему-то всего этого вечно не хватает. Вроде только жить начали немного лучше, а тут вдруг разлад, опять кого-то что-то не устраивает. И вновь разбитые сердца да покалеченные души. Ну а если душа калека, то…
И почему?…
Так легко ненавидеть?
Чем пытаться, кого-то любить?
Мы в плену, своих же амбиции
Продолжаем, нелепую жизнь…
Без какой-то надежды на счастье
Держим свой, твёрдый курс…
В никуда…
Иногда, вспоминая ошибки
Закрывая устало глаза…[1]
Путь в никуда. Пророк подтверждает это: «Всякая плоть — трава, и вся красота ее — как цвет полевой. Засыхает трава, увядает цвет, когда дунет на него дуновение Господа: так и народ — трава.» Ничего не остается на месте в этом мире, все утекает, причем сколько ни планируй, все равно, все не в наших руках, не от нас зависит. Щелкнет пальцами Ирод, и вновь сдавит очередной пресс.
И все же приходит Слово Господне, которое все меняет: «пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют».
Иисус призывает Иоанна обратить внимание не на свое теперешнее бедственное положение, но вспомнить, что блажен всякий не соблазнившийся о Господе. Нужно не терять веры в то, что искупление уже пришло, что оно действительно в руках Божьих, даже тогда, когда кажется, что это не так. В этом и есть соблазн, отказ видеть Господа, за всеми горестями и несчастиями мира. Я не хочу сказать ни в коем случае, что их источник Бог, это было бы неверно, но лишь заметить, что за копанием в собственных бедах, мы забываем о Нем, о молитве, о том, что Бог ждет нас, желая помочь. И при этом грешный род людской готов скорее верить в близкий конец света, готов с легкостью соблазниться о Боге, поверив в то, что для настоящего блага нужно нечто большее, чем просто Его Церковь, где мы и встречаем Его. Но разве может быть что-то большее чем Бог? Поистине только Благодать Славы Божией дает узреть Истину Спасения Божиего.
Пророк Исаия говорит: «Явится слава Господня, и узрит всякая плоть спасение Божие». (Ис. гл. 40)
Когда я впервые попал в Альпы мне очень нравилось гулять там, молиться и читать Библию. Вечерний воздух всегда приятно освежал. Огромное небо казалось таким близким. А снизу горели огоньки города, покрытого сгущающимся туманом. Сразу понимаешь, что Бог рядом. Что Он здесь и все по Его воле. Что поистине однажды «явится слава Господня, и узрит всякая плоть спасение Божие».
Некоторые люди смотрят на небо и видят только природу. Другие воспринимают Бога таким же далеким и холодным, как звездный свет, который слабо долетает до нас. Однако это Бог, что «восседает над кругом земли», и чье Слово «пребудет вечно». Вот, Он грядет…
До прихода Господа осталось совсем немного, Рождество близко. Так может, сейчас самое время для того, чтобы отложить наши заботы и обратить наш взор к Небу?
Я открою вам один секрет – практика ежедневной молитвы может сделать намного больше, чем постоянное напоминание себе, что надо бы иногда молиться. Введите себе молитву за правило. И кто знает, не встретите ли вы этот приход Господа, это Рождество несколько иначе, чем в прошлые годы? Дай то Бог. Аминь.
_____________________________________________________
[1] «Калека душа» неизвестный автор - Ник 14
Иллюстрация: "Иоанн Креститель в темнице" (Хуан Фернандес де Наваррете 1526 - 1579)