Медитация под звездным небом

Чем больше я служу священником и общаюсь с верующими людьми, тем чаще замечаю – в них, а иногда и в себе самом – стремление избежать Христа.
Я не оговорился, именно так.
Нам, верующим людям, кажется, что Бог, в которого мы верим, чаще всего должен быть нами доволен. Что Он должен по воскресеньям одобрительно похлопывать нас по плечу и напоминать нам о приготовленном в вечности угощении. 
Ведь мы этого достойны, разве нет? Разве мы не прилагаем все усилия следовать Его воле? Разве не о нас это сакраментальное: «не убивай», «не прелюбодействуй», «не пожелай чужого» и прочее? Это же «они» где-то «там» убивают или способствуют убийствам, желают чужого, но ведь не мы с вами? 
Разве мы кого-то убили, разве мы разрушили семью, разве мы оклеветали чье-то доброе имя, разве наши родители не получали от нас деньги и открытку на Рождество?
Бог должен быть мной доволен, я следую Его заповедям, в отличие от всего этого неверующего развращенного мира…
Чего не хватает во всей этой конструкции? 
Правильно - Христа. 
Он не нужен правильным и праведным. Поэтому Христос в нашем представлении часто этакий эталон, пример, учитель и законодатель, типа нового Моисея, только уже не только для евреев, но и для всего мира. 
И правда, зачем еще нужен Христос, если я и сам, поднапрягшись, могу быть угодным Богу? Только на это Он и годится – контролировать меня и одобрительно хлопать по плечу по воскресеньям, в церкви, куда я прихожу исполнять третью заповедь.

Но знаете что? Если мы так читаем Десять Заповедей, то мы ничего не понимаем в них, так же точно, как не понимали главного фарисеи и книжники времен Первого Пришествия. 
Потому что заповеди даны нам отнюдь не как инструкция. Заповеди – лишь верхушка айсберга, а глубоко под водой прячется главное. 
То, что мы, как раз, не умеем.

Хотите знать – что это? Готовы нырнуть глубоко? Тогда наберите побольше воздуха и ныряйте. Сегодня Апостол Павел открывает нам эту тайну – тайну Божьего Закона.

8 Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон.
9 Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай [чужого] и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя.
10 Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона.

Это – приговор всем нам. 
Потому что мы не умеем любить так. 
Потому что, чаще всего, любя другого, мы любим в нем себя. 
Потому что, выбрав любить кого-то или получив этого кого-то в наследство или в дар, мы инстинктивно отторгаем других. 
«Нельзя любить весь мир» - говорим мы, словно оправдываясь за наше равнодушие к остальным. Но, как сказал Иисус «…если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же» (Лук.6:32-34)

Да, «любящий другого исполнил закон», но не думайте, что, если вы любите ваших детей, жен или мужей, отцов и матерей – вы становитесь святым. Отнюдь. Не то же ли делают и язычники? Ах да, я забыл – вы же любите еще и Бога! Того Самого, сидящего «высоко и превознесенно», которого легко любить без обязательств, исполняя свой долг «воскресных детей», навещающих Отца на богослужениях. Чем мы можем Ему тут угодить? Стих прочитать, песенку спеть? Хором продекламировать «Отче наш»? Это вы называете любовью к Богу? 
Тогда попробуйте последовать рекомендациям Его Сына и возлюбить своих врагов. Не натужно, с американской улыбкой, не экзальтированно, подставляя щеки под удары, а так, как Он возлюбил вас, когда вы были еще грешниками. 
До смерти крестной.

Ну как, слабо?
Тогда давайте признаемся честно и вернемся к началу разговора – мы не умеем любить. Разве что некоторых, и то, почти всегда эгоистично.

Мы и ненавидеть-то отвыкли, хотя, в последние годы, благодаря идущей уже почти три года войне, наверстываем упущенное. 
Мы все больше равнодушны к окружающим, не прилагаем к ним сердца, а наши «дела любви» к «внешним» исполнены лицемерия и формальности. И потому – мы не исполнители закона Божьего, а его преступники. 
Да, мы не убивали, но что мы сделали для того, чтобы вокруг нас не умирали слабые? 
Да, мы сами не воевали в несправедливых войнах, но что мы сказали и сделали, чтобы эти войны остановить? И что делаем сейчас?
Да, мы не предавали и не клеветали, но разве смолчать или сделать вид, что мы не слышали – это исполнение заповеди «Не лжесвидетельствуй»? 
И, заботясь о наших детях, их учебе, работе, новой семье – когда мы последний раз молились с ними за одним столом? Да, хотя бы – когда молились о них, о их вере, а не об их благополучной, сытой, здоровой жизни?
Бог должен быть нами доволен, говорите? Не дай Бог нам услышать Его ответ, боюсь, он нам не понравится…

Это потому что мы – сами. 
В нашей жизни нет Христа, входящего в наш город, как в сегодняшнем евангельском чтении, входящем в наши жизни. Нет Христа, который входит, чтобы все исправить. Чтобы изменить нас изнутри.

Люди, что встречали тогда Христа, радовались и постилали по дороге свои одежды и пальмовые ветви. Ведь в их город входил Тот, Кто искоренит их голод, исцелит их от эпидемий, освободит их от захватчиков, в конце концов - научит их всему. Ну, просто палочка-выручалочка, а не Бог. Как такому на расчистить место к трону? 
А Господь вместо трона взошел на крест. Зачем?

Чтобы разбудить нас.
Чтобы мы смогли увидеть себя, как есть – довольными, хвалящимися собой фарисеями, изнутри заполненными нечистотами.
Чтобы мы смогли понять, что Законом мы не спасаемся, а выносим себе приговор, потому что «законом познается грех».
Чтобы мы опустились на колени и заплакали, и вспомнили, что был Тот, Кто обещал, что умрет за нас, но «в третий день воскреснет».
Чтобы мы стали искать Его, воскресшего, в новом мире, где среди спящих мы открыли глаза…

11 Так [поступайте], зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна…

«Пора вставать» - вот весть сегодняшнего дня, Первого Воскресенья Адвента. 
Иногда эти слова звучат ласково, как нас в детстве будила мама, а иногда они шокируют нас, как крик сержанта посреди спящей казармы. «Как? Разве мы все еще спим?» Увы, да…

Сон разума рождает чудовищ. Люди, которые сегодня верят, что «прилетит вдруг волшебник в голубом вертолёте» и спасет их мир от Третьей мировой, фашистов, геев, злобных (алчущих их захватить) американцев, мигрантов, мирового правительства и инопланетян-рептилоидов, завтра проснутся в концлагере, который они сами создали своими пальмовыми ветвями.
Сон веры рождает самообман, самую страшную разновидность лжи. Те, кто полагают сегодня себя вполне достойными Божьего одобрительного похлопывания по плечу за их безупречную жизнь, завтра рискуют почувствовать у себя на плече отнюдь не Божью руку.

Поэтому Христос будит нас. Будит руками Церкви, словами проповеди, водой крещения. А разбудив, идет дальше, глубже, внутрь нас, проникая в самую нашу утробу, в наше нутро - хлебом и вином, ставшими Им Самим.

…Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали.

Христос входит в нас Словом и Таинствами, как когда-то вошел Он в Иерусалим, неся нам то, что Он приобрел на кресте – прощение наших грехов, которые, как ночь перед светлеющим небом, отступают и теряют свои очертания. 
И этот благодатный свет меняет все. 
Не мы, но Он. 
И так каждый раз, когда наши светильники начинают мерцать, мы знаем, где источник. И идем туда, где вновь облекаемся не в белые одежды собственной праведности, а в Самого Христа…

12 Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света.
13 Как днем, будем вести себя благочинно, не [предаваясь] ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти;
14 но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти.

Это и есть жизнь проснувшихся людей.

Тех, кто не умеет любить сам, но дает в себе самом любить Христу. 
Тех, кто не умеет прощать, но в ком Христос производит чудо прощения. 
Тех, кто не умеет верить, но кто находит в себе силы это признать – и получить, кроме веры, еще и надежду и любовь.

С началом Рождественского поста вас, братья и сестры! 
Поста, который готовит нас ко встрече со Спасителем, входящим в наш город!