Библейский текст: Ис 8:22,9:1–7а Тит 2:11–14 Лк 2:1–20
1 В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле.
2 Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею.
3 И пошли все записываться, каждый в свой город.
4 Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова,
5 записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна.
6 Когда же они были там, наступило время родить Ей;
7 и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.
8 В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего.
9 Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим.
10 И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям:
11 ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь;
12 и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.
13 И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее:
14 слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!
15 Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь.
16 И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях.
17 Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем.
18 И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи.
19 А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем.
20 И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было.
Проповедь:
Дорогие братья и сестры, наш сегодняшний рождественский евангельский отрывок начался с того, что Лука сообщил нам о, в общем то, незначительном на сегодня событии – о переписи населения: «В те дни вышло от римского императора Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею».
Необходимо было описать подданных, с которых в последствии будет налагаться и взиматься государственный налог. Людей записывали в особые книги подати, и это производилось, как указывает евангелист - по всей обитаемой части мира (πᾶσαν τὴν οἰκουμένην).
Ну решил тогда кесарь провести перепись? И что? Кого это волнует?
Похоже Лука не просто так начинает свой текст с рассказа о переписи. Так он показывает читателю, что к моменту рождения Спасителя, Иудея была в крайне униженном положении. Народ Бога, который по идее должен бы процветать, ведь Сам Бог должен бы заботится о нем, платит налоги языческому миру. Странно на первый взгляд, не зря апостол Павел говорит, что «мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев — соблазн, а для Еллинов — безумие…»
Кажется, что гораздо привлекательнее выглядят языческие боги по сравнению со Христом. Тот же громоподобный скандинавский Тор, с его мощным молотом, способным сотрясти основы небес и земли, или Марс, что был способен породить в мире любую заразу, погубить посевы, что владел мастерски любым видом оружия. Мысль о подобном поражала древних людей особо, ибо во времена холодного оружия, это было гарантией победы в битве.
Но Писание предлагает вместо красивых, блестящих доспехами богов, Божьего Сына, избравшего судьбу бродячего проповедника, причем на первый взгляд – неудачника. Его распнут на кресте за Его деятельность. Да и самое рождение, как мы видим, очень неживописно выглядит.
Путь в мир Господа, у Луки начинается с описания крайне униженных обстоятельств и народа, в котором Ему суждено появиться на свет, и с таких же, непривлекательных обстоятельств самого рождения. При пришествии на место, оказывается, что для женщины на сносях не находится места ни в одной гостинице. Людей на перепись съехалось множество. Цены, наверняка подскочили, всех просто негде было принять. Мария «родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице».
Как-то все это печально. Не находите? Ну очень напоминает жизнь обычного обывателя. Все мы вынуждены подчиняться власть предержащим. Порой планируешь свою относительно спокойную жизнь, откладываешь деньги вначале на образование ребенку, потом на спокойную старость и вот вдруг приходит очередной кризис, передел собственности, инфляция, денежная реформа при которой население, в трехдневный срок теряет отложенное. Такое было с 23го по 25е января 1991 года. Нужно было поменять все свои накопления в старых купюрах на новые. Причем наличные обменивали тогда в объеме не более одного месячного оклада – до 1000 рублей. Если сумма больше, то для этого нужно было писать заявление, которое должна была рассматривать спецкомиссия. А вклады в сберкассе превышающие 10000 рублей вообще замораживались на 6 месяцев.
Население попросту оказалось ограблено. Все, что люди накопили за долгий период жизни, исчезло в один миг. Причем все делалось законно – не успел поменять? Не смог? Обстоятельства? Так это твои обстоятельства, не власть предержащих!
Сегодня происходит ровно то же, ничего не меняется. Кому-то нужна война, но точно не обычным людям, которых надо посчитать, учесть, ибо как иначе пополнить бюджет страны налоговыми отчислениями, что вроде бы должны пойти на благоустройство жизни граждан, однако тают на глазах ввиду их бессмысленного использования, когда вместо масла, производят бомбы, что не насыщают, но несут лишь разрушения.
Но ведь все «по закону» Ну что тут скажешь? Очередной враг государев у ворот! Ничего не поделать.
И вновь люди беднеют, и вновь так хочется, чтобы вера в Бога помогла, чтобы произошло чудо. Чтобы прилетел какой ни будь «молниеподобный Зевс», и раскидал дураков, нерационально использующих собранные налоги, вместе с жуликами, наживающимися в трудный час на несчастье простых людей.
Но нет, бросая свой взор на Христа, мы видим младенца, лежащего вовсе не в царских чертогах. У него в руках нет блестящего меча, готового сокрушить мошенников. Он простой младенец, о конце земной жизни которого нам известно то, что будет он печален. И все же…
Все же Лука дает нам надежду. Он говорит, что были тогда там на поле пастухи, «которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь.»
Господь! Вот что произошло. В мир пришел Сам Создатель Вселенной. Не какой-то там мифический языческий божок, которому по поверьям принадлежит какая-либо из частей, стихий мира, но Создатель Всего!
Но почему Он так выглядит? Почему избрал такой вот непривлекательный вид? Неужели нельзя было снизойти в мир со всем воинством Ангельским? Да и даже без него, зачем Господу кто-то в Его решениях? Если Он решит разобраться, Ему это легко сделать, но…
Стоп! А ведь однажды это было. Мы читаем в Библии, в книге Бытия глава шестая. История всемирного потопа.
Единственный кто тогда спасся, был Ной и его семья. Бог, понимая, осознавая, что не исправится грешное человечество, потопом показал и свою силу, и бесполезность такого решения проблемы греха. Да, Бог может блеснуть молниями, и залить землю, но отнюдь не местью уничтожается грех, но Милосердием Божиим. Бесконечным Милосердием, способном утопить в себе любой грех, лишь бы было услышано, воспринято… Но как воспринять Грозного Бога, способного разрушить за грех целый мир?
Скажите дорогие братья и сестры, кому вы доверились бы больше? Тому, кто пышет гневом? Кто жаждет мести? Или тому, кто готов выслушать, понять, посочувствовать?
Пожалуй, расскажу вам тут одну хорошую рождественскую притчу знаменитого бразильского писателя Пауло Коэльо:
Один человек по имени Мо’гу считал, что в праздновании Рождества нет никакого смысла. По его мнению, вечер 24 декабря — самый печальный в году, потому что люди в этот день думают о том, как они одиноки, или о своих любимых, которые умерли в этом году.
Мо’гу был хорошим человеком. У него была семья, он старался помогать ближним и честно вел свои дела. И тем не менее он не мог признать, что люди могут быть так наивны в своей вере в то, что какой-то там Бог спустился на Землю только затем, чтобы утешить род людской. Будучи человеком принципа, он не боялся говорить всем, что Рождество — праздник скорее грустный, чем веселый, еще и основанный на неправдоподобной истории о том, как Бог якобы превратился в человека.
Накануне празднования Рождества Христова его супруга и дети, как обычно, собирались в церковь. А Мо’гу, как обычно, решил с ними не идти, сказав так:
— С моей стороны было бы лицемерием пойти с вами. Я останусь, и буду ждать вас дома.
Когда жена и дети ушли, Мо’гу разжег камин, уселся в свое любимое кресло и принялся читать свежие газеты. Однако очень скоро его отвлек какой-то шум, раздавшийся возле его окна. Скоро шум повторился снова и снова.
Решив, что кто-то играет в снежки, Мо’гу надел пальто и вышел из дома с намерением отпугнуть нарушителя покоя.
Однако, когда он открыл дверь, он увидел стайку воробьев, которые сбились с курса из-за непогоды и теперь беспомощно трепетали в снегу. Заметив теплый дом, они попытались залететь внутрь, но наткнулись на стекло и покалечили крылья. Теперь они снова смогут летать, только если их кто-нибудь вылечит.
"Я не могу оставить этих созданий здесь, на улице, — подумал Мо’гу. — Но как им помочь?"
Мо’гу подошел к своему гаражу, открыл его и зажег свет. Однако птицы не двинулись с места.
"Они боятся", — решил он.
Вернулся в дом, взял немного хлебных крошек и рассыпал их на тропинке, ведущей к теплому гаражу. Но и эта хитрость не помогла.
Тогда Мо’гу вытянул руки и, стараясь успокоить воробьев ласковыми словами, легонько подтолкнул одного и второго. Однако птички только разнервничались еще больше и стали биться и кидаться из стороны в сторону по снегу, растрачивая впустую те немногие силы, что у них еще оставались.
Мо’гу не знал, что еще придумать.
— Вы, должно быть, думаете, что я ужасное существо, — сказал он громко. — Неужели вы не понимаете, что можете мне довериться?
В отчаянии он прокричал:
— Если бы я только мог на несколько мгновений превратиться в птицу, вы бы убедились, что я действительно хочу помочь вам!
В этот момент зазвонил церковный колокол, возвещая наступление полуночи. Одна из птиц превратилась в ангела, и тот спросил Мо’гу:
— Теперь ты понимаешь, зачем Господу понадобилось превращаться в человека?
Стоя на коленях в снегу, с глазами, полными слез, Мо’гу ответил:
— Прости меня, ангел. Теперь я понимаю, почему мы можем доверять только тем, кто похож на нас и кто переживает то же, что довелось пережить нам.
Да, Милосердие Божие посетило нас. Пророк Исайя напоминает о том, что в планах Божьих вовсе не месть за грех человеческий. Но дарование человечеству благословенного мира:
2 Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет.
3 Ты умножишь народ, увеличишь радость его. Он будет веселиться пред Тобою, как веселятся во время жатвы, как радуются при разделе добычи.
4 Ибо ярмо, тяготившее его, и жезл, поражавший его, и трость притеснителя его Ты сокрушишь, как в день Мадиама.
5 Ибо всякая обувь воина во время брани и одежда, обагрённая кровью, будут отданы на сожжение, в пищу огню.
(Исайя 9:2-5)
Говоря о народе, ходящем во тьме, пророк словно открывает пред нами будущее не только избранного народа, но любого. Все люди, живущие вне мира Божьего, живущие войной и милитаризмом могут оказаться отданными на сожжение в пищу огню. Если только не коснется их преображающая Любовь Младенца Христа.
С Его приходом нет больше места оружию, не Божье это дело.
Интересно дорогие братья и сестры, но первые, кто слышит о рождении Спасителя это пастухи. Именно им приходилось приводить в храм животных для заклания, пролития крови ради грехов людских. И именно им довелось узреть Спасителя не в ярости, а в кротости – в маленьком Младенце, не желающем крови, любящем этот мир.
Да, наступило новое время. «Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков». Божий Сын пришел и отдал Себя за нас на заклание, чтобы избавить от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам. Мы с вами Церковь, дорогие братья и сестры, мы с вами и есть этот искупленный народ. Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! Аминь.