Светильник Адвента, что мы зажигаем, от воскресенья к воскресенью, зажжен весь. Две свечи в память о ветхозаветных праведниках и пророках, и две – о людях Нового Завета, предваривших Христа. Сначала Иоанн, потом – Мария, которая согласилась стать Богородицей. Свет заливает алтарь, которому послезавтра вечером предстоит возвестить о вспышке сверхновой звезды, что перевернет все представления об отношениях человека и Бога. Ясли в хлеву станут местом первого паломничества, именно там откроется изумленным пастухам истина о Боге, ставшем, как мы, человеком.
Это будет. А пока – Слово, становящееся Плотью, сокрыто от глаз и в глубине материнской утробы начало свой путь к нам, путь, так похожий на тот, что проделываем мы все, за девять месяцев беременности, проделываем, даже не задумываясь о своих шагах, подчиненные сложному закону и заложенной в нас информации – от матери и от отца…
В одной комедии, есть эпизод-диалог солдата с прапорщиком, ставший крылатым афоризмом. «Ты видишь суслика? – Нет. – И я не вижу. А он есть…» Все матери, однажды родившие в этот мир нас, отнюдь не сусликов, прекрасно понимают смысл этого философского пассажа. Мы есть, даже когда нас еще не видно, когда мы формируемся в глубине материнской утробы, прячемся от глаз, даже материнских, и нас можно только ощутить, только почувствовать…
15 Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. 16 Зародыш мой видели очи Твои… (Пс.138:15,16)
Да, только Он видит нас полностью, от начала до… конца? Нет, до той вечности, что нас ожидает в итоге нашей жизни.
Таково было мироощущение, даже больше – Богоощущение Марии, когда она, сказавшая «да» Божьему вестнику, осознала, наконец, Кого понесла она под сердцем.
Прошлое, сохраненное в слове Писаний, зазвучало тогда по-особому, по-новому, не изменившись в букве ни на йоту. То, что читалось в синагогах каждую субботу, исполнилось смысла и жизни. Гудящие от усталости ноги благовестников, поколение за поколением восходившие на гору, достигли вершины. Возвещение мира и радости, проповедь спасения и воцарения Бога, звучащие в древних пророчествах, открылись Марии предельно ясно.
Когда небеса звучат прямо в уши, когда ты сам становишься участником истории спасения, как жить дальше? Как нести эту невыносимую радость в одиночку?
39 Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин,
40 и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету.
Иногда то, что нам открывает Бог, мы хотим разделить с другими, с самыми близкими, с теми, кто нас способен услышать и понять. Не покивать головой с фальшивым участием и мыслями о психиатре, а с верой. Для начала, с верой хотя бы в нас. Это не просто, особенно сегодня. Проще найти понимание в анонимной онлайн-среде социальных сетей, чем среди близких, но лайки и смайлики не заменят нам глаз, открытых нам навстречу, глаз, в которых мы читаем другого. Впрочем, так было и до Интернета, так было всегда. Бог создал нас личностями, встречающими Его один на один, но Он не обрек нас на одиночество в вере. Такова формула Церкви – Бог принимает каждого лично, но приходит к нам, когда мы в Церкви. Для этого Адам получил Еву, поэтому Авраам идет с семьей в Палестину из Ура Халдейского, а Моисей выводит туда же из Египта весь еврейский народ. Поэтому Иисус, начиная Свое служение, избирает учеников, а возносясь, повелевает им крестить и учить, созидая Церковь, которая сможет внутри себя найти Его, вознесшегося и оставшегося: «И вот, Я с вами во все дни, до скончания века» (Мф 28:20)
Поэтому Мария идет к Елисавете, и двое, встретившись, видят четверых, и шестимесячный Иоанн, в утробе матери, начинает радостно скакать, встретив Господа…
41 Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа,
42 и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!
43 И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?
44 Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем.
45 И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.
Мария, по которой еще совсем ничего не видно, и ощутимо лишь ей одной, впервые названа Матерью Господа. Трое, и присутствующий уже среди них Господь, заложили основу новозаветной церкви – «где двое или трое…»
И после пророческого гимна благодарности и радостного танца в утробе Елисаветы шестимесячного Иоанна, в этой первой литургии зазвучала первая проповедь…
Скажу непопулярную мысль – эту проповедь произнес в церкви отнюдь не мужчина. Впрочем, больше такие проповеди не произносил в Церкви никто. Потому что – и это важно нам всем услышать и усвоить – устами Марии говорила вся Церковь.
Все то долгое ожидание обещанного Богом спасения выплеснулось в слове и зазвучало. Никогда больше проповедь не становилась песнью, даже в устах Захарии, отца Иоанна, даже в словах старца Сименона, идущего умирать, она не достигала таких высот, таких нот, такой чистоты звучания, такой полноты Евангелия. Лишь слово Ее Сына, которое потом запишут Евангелисты, смогло подчеркнуть эту чистоту и полное отсутствие фальши.
46 И сказала Мария: величит душа Моя Господа,
47 и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем,
48 что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды;
49 что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его;
50 и милость Его в роды родов к боящимся Его;
Радость Спасения, приходящего в этот мир в этих словах, радость Церкви, дождавшейся Спасителя. Отныне, величие и милость Божии уже не отнимутся у нее, потому что они обретают плоть, вот, именно сейчас, внутри Девы Марии, они формируются, становясь Личностью, что свяжет небесное и земное, божественное и человеческое воедино и неразрывно. И это не имеет обратного хода, как не может передумать рождаться зачатый младенец, это – «в роды родов»
Но уже сейчас незримый, но реальный Спаситель несет в Себе переворот, скандал даже. Так Он, входя в города и в синагоги, будет смущать умы, обращая Свои слова к простым и ничего не значащим, к беднякам и смиренным, к алчущим, а не пресыщенным. Ни саддукеи-священники, монополизировавшие в церкви «право на Храм», ни фарисеи и книжники, забравшие себе право толковать Писание, не смогут этого понять, принять и простить Иисусу, сыну Марии, который отнял у них монополию на Бога и вернул ее каждому, кто готов был ее взять.
51 явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их;
52 низложил сильных с престолов, и вознес смиренных;
53 алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем;
Парадокс приходящего в мир Бога, который, выражаясь не только фигурально, «опрокидывает столы меновщиков» – не новость. Еще во времена пророков Он говорил об этом перевороте в умах, в сердцах, вере.
«Я открылся не вопрошавшим обо Мне; Меня нашли не искавшие Меня...» - это слова Бога от пророка Исаии (Ис.65:1)
«Как вы говорите: "мы мудры, и закон Господень у нас"? А вот, лживая трость книжников [и его] превращает в ложь. Посрамились мудрецы, смутились и запутались в сеть: вот, они отвергли слово Господне; в чем же мудрость их?» - вторит ему Иеремия (Иер.8:8,9)
«Что сделаю тебе, Ефрем? что сделаю тебе, Иуда? благочестие ваше, как утренний туман и как роса, скоро исчезающая… Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» - эти слова пророка Осии (Ос.6:4,6) Господь бросит в лицо фарисеям, когда они осудят Его за то, что Он якшается с мытарями и грешниками.
Каждая книга пророков, почти каждая глава в них просто пестрят подобными парадоксами о низложении с престолов сильных и вознесении смиренных, о силе духа над буквой, о милости взамен формальной жертвы.
54 воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость,
55 как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века.
Так, словами о «воспомянутой милости», от отцов, от Авраама и даже от Адама, завершается песнь Марии
Но не завершается само воспоминание это милости Божьей о нас.
И когда Ее Сын, накануне Своего распятия, в кругу Двенадцати, преломит хлеб и поднимет чашу, это воспоминание станет Его рукой, протянутой и нам с вами, братья и сестры. Ибо всякий раз, когда мы с вами едим хлеб сей и пьем чашу сию, мы возвещаем Его смерть и воскресение, и Он, став частью нас, вспоминает уже о нас, о каждом из нас (см. 1 Кор. 11:26)
Это «воспоминание милости» - то, что держит нас на плаву в этом, доставшемся нам мире, мире, побивающем камнями своих пророков, продающим своих детей в жертву молоху войн, денег, власти, благополучия, забывающем о вечном в угоду сиюминутному, ценящем силу на престоле, богатство в кармане, а гордыню в сердце. Но это Его, Господа, воспоминание о нас в Евхаристии, дает нам помнить о том, что этот мир не обречен, пока в нем есть шагнувший в него Господь, Богородица и Апостолы, мы с вами, Его Церковь, каждый год произносящая слова этой древней молитвы: «Гряди, Господи Иисусе…»