Кажется странным, что спасающий Христос действительно присутствует в похожем на пенопласт кусочке хлеба и глотке терпкого вина. Или что Бог говорит с нами через переплетенные листы бумаги, покрытые типографской печатью. Или что проповедь пастора употребляется Святым Духом для созидания веры в наших сердцах. Это, казалось бы, слишком яркое описание того, что происходит во время обычной церковной службы, где мелодии гимнов звучат фальшиво, в дальнем конце зала плачут дети, и самые обычные люди нетерпеливо ерзают на скамьях. Трудно поверить, что в этой будничной и даже скучной обстановке могут происходить столь высокие духовные события.
То же, несомненно, можно сказать и о главном событии христианства. Бог сошел с Небес, жил как бродячий плотник и умер мучительною смертью. Разве не должен Он был придти как царь, сокрушая Своих врагов и принимая поклонение Своего народа? Его слабость, уничижение, отвержение и страдание были, по меньшей мере, неожиданны.
Люди, сегодня стремящиеся к духовности, должны признать, что иногда Бог кажется весьма далеким.
Однообразием повседневной жизни, переживаемыми нами неприятностями, материальными заботами, зачастую заглушаются возвышенные чувства. А ведь, кроме того, есть еще и страдания. Потерпев неудачу, утратив близкого человека, в болезни или ожидании собственной смерти, в отчаянии мы задаем один и тот же вопрос: «Где же теперь Бог?»
Пророк Исаия в обстановке всеобщего вероотступничества, крушения государства и суда Божия приходит к выводу: «Истинно, Ты Бог сокровенный» (Исаия 45:15). Утверждение, что Бог сокрыт, не означает Его отсутствия. Напротив, тот кто скрыт, в действительности присутствует незримо. Ребенок, спрятавшийся в комнате, разумеется находится именно там. Бог зачастую скрывается там, где мы не ищем Его — в распятом преступнике, в книге, хлебе и вине, в пасторе-подагрике, в страданиях и испытаниях или в людях, отягощенных работой и семьей.
Сокрытость Бога — одна из наиболее глубоких тем в лютеранской духовности. Она — часть того, что называют «богословием креста», и что лучше называть духовностью креста. Это связано с деянием Христовым, Его присутствием и нашим приближением к Нему. Богословие креста подразумевает и в высшей степени реальные трудности, переносимые христианами в мире.
Отделы «духовной литературы» многих книжных магазинов заполнены сотнями томов, предлагающих методики и учения, обещающие решить все ваши проблемы и привести вас к вершинам успеха. Медитация, йога, популярная психология, принципы позитивного мышления — все они обещают даровать силу. Кроме душевного мира и счастья, при правильном применении они предлагают физическое здоровье — начиная с похудания до исцеления от рака. Духовные упражнения также предлагаются в качестве способов продвижения по служебной лестнице столь активно, что бизнес-литературу, с ее «заклинаниями» позитивного мышления и магическими приемами создания нужного «имиджа», порой трудно отличить от духовной. Авторы некоторых из этих книг столь увлекаются реализацией человеческого «я», что начинают говорить о нем, как раньше говорили о Боге. «Я» становится творцом (вы сами творите свою реальность) и законодателем (вы определяете что правильно для вас), исключая тем самым потребность в Искупителе. Движение New Age «духовно» провозглашает, что «я» — в действительности и есть Бог, и что все в этом мире составляет духовное единство, нам остается лишь осознать это. В большинстве современных популярных религий «духовность» становится средством достижения мирских целей или самовозвышения — обретения власти и удовольствий, а иногда и самообожествления.
Немногим отличается от New Age и христианская литература. С ее страниц звучат советы по использованию Бога для обретения здоровья, счастья и благополучия, рекомендации по христианской диете, заголовки вроде «Иисус Христос и методы управления» или исследования деятельности Христа как великого адвоката. Другие книги обращаются к более серьезным проблемам, таким как воспитание детей или совершенствование общества.
Многочисленные яркие обложки возбужденно уверяют нас предпринять определенные шаги, которые приведут к тому, что семейные проблемы исчезнут сами собой, финансовые — растворятся в воздухе, мы сможем управлять своим телом, решать любые государственные и церковные проблемы и жить долго и счастливо.
Несомненно, Библия содержит множество рекомендаций для повседневной жизни, ее мудрость оказывает глубокое влияние на наши семьи и культурное развитие. Как будет показано в следующей главе о призваниях, христианская вера воздействует на такие, казалось бы, мирские занятия, как управление, торговля, и особенно на поведение родителей.
Проблема, однако, заключается в том, что подобная смесь духовности и самореализации не в состоянии стать панацеей от тех бед, которые она обещает предотвратить. Даже самые лучшие христианские семьи не застрахованы от конфликтов, неразрешимых проблем и досадных провалов. Самые верные христиане разоряются, сходят с ума и умирают от неизлечимых болезней.
Такие книги не способны нам помочь, они лишь усиливают в нас ощущение несостоятельности. Даже если все их духовные принципы верны, учитывая нашу неспособность соблюдать Закон Божий, мы никогда не сможем последовательно их соблюдать. Идеала «победоносной христианской жизни» достичь невозможно, при этом нам приходится скрывать свои неудачи, прилагать больше усилий, покупать больше книг и делать вид, будто у нас все как нельзя лучше. Так мы скатываемся к обману и притворству.
Лютер назвал такую духовность самовозвышения, стремления к успеху и власти «богословием славы». Ее притягательность вполне понятна — кто не мечтает о победах и счастье? Нас привлекает любая религия, обещающая успех. Мы желаем полных и понятных ответов, свидетельств осязаемой духовной силы, преподанных нам через убедительную, хорошо организованную и эффективную систему. Вместо этого Бог ставит нас перед крестом.
Я слышал, что миссионерам особенно трудно рассказывать об Иисусе приверженцам племенных религий. «Наш бог великий воин, — иногда отвечают последние, — он никогда не позволил бы убить себя, как ваш Иисус». Богословие креста противоречит любой естественной религии, всему, чего мы ожидаем и хотим от духовной системы. Вместо проявления в абстрактном принципе, Бог сошел с Небес. Не в виде сгустка энергии, а в теле ребенка. Он родился при сомнительных обстоятельствах от бедной девственницы, не в царском дворце, а в хлеву. Да, Ангелы пели при Его рождении, но о нем было объявлено не царю, а пастухам. На протяжении всей своей жизни Сын Божий лишал Себя славы (Филип. 2:6-8).
Будучи истинным Богом, исцеляя больных и повелевая природой, Иисус не был популярен, не имел пристанища, подвергался насмешкам («Лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову», Матф. 8:20). Согласно пророчеству,
«Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его» (Исаии 53:2-3).
Как странно, что Сын Божий пришел именно таким образом. А затем того же Иисуса арестовали, судили и казнили, пригвоздив ко кресту. Пророк продолжает:
«Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложилна Него грехи всех нас» (Исаии 53:4-6).
В этой главе Ветхого Завета — не Нового, как можно было бы ожидать, Исаия предвидит, как слабость Христова скажется на нашей слабости. Он вознес на крест не только наши преступления и прегрешения, но также «наши немощи» и «наши болезни».
Конец этой истории в том, что Христос воскрес из мертвых. Он вновь вознесся к славе, Ему принадлежащей. Согласно Никейскому символу веры, Он вновь возвратится «во славе». И Его ученики будут жить во славе. Мы действительно будем жить счастливо в вечности. Но здесь, на земле, мы стоим перед крестом.
«Если кто хочет идти за мною, — говорит Иисус, — отвергни себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Лук. 9:23). И напротив, «кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником» (Лук. 14:27). Это ни в коей мере не означает, что мы должны страдать так же, как страдал Иисус, или что страдания являются особой добродетелью, способной искупить наши грехи. Все это Иисус совершил за нас. Но это значит, однако, что в духовной жизни есть место страданиям, поражениям и слабости, а не только переживаниям «славы», как бы нам хотелось.
Кроме того, слова Иисуса описывают и Его особые отношения с нами. Мы уже видели, что на пути веры мы должны быть сокрушены Законом, дабы осознать свою нравственную несостоятельность. Законнические религии, согласно которым человек спасается своими собственными усилиями, в полной мере опираются на богословие славы, оптимистически обещая успех и прославляя силу преуспевающего и добродетельного человека. Лишь осознав свою оторванность от Бога, мы припадаем ко кресту, позволяя Христу совершить за нас то, чего мы не можем сделать сами. В этом спасительная вера, богословие креста.
В обычной жизни у нас по-прежнему будут проблемы, но и они неразрывны со Христом, как и крест каждого из нас — с Его крестом.
Публикация о. Виталий
(Джин Эдвард Вейз, мл. ДУХОВНОСТЬ КРЕСТА Путь первых евангелических христиан)