Caro, Francisco (Spanish, 1627-1667)

Библейский текст: Ис 6:1–13 Рим 11:(32)33–36 Ин 3:1–8

1 Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских. 
2 Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог. 
3 Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. 
4 Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? 
5 Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. 
6 Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. 
7 Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. 
8 Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.

Проповедь

Дорогие братья и сестры! Поздравляю с наступившим праздником Троицы.

Что такое Троица? Это Тайна. У Бога, если мы действительно верим в Него, должна быть Тайна. Ведь он Всемогущ, Всевездесущ, Велик. Гораздо больше, чем мы можем о Нем себе представить. А это значит – Он Тайна.

Однажды святой Августин, епископ и богослов IV века, шел по берегу моря, и все пытался в размышлениях вникнуть в тайну Святой Троицы. И вот он видит перед собой ребенка, что набирал ковшом воду из моря и носил в ямку, выливая её туда. Святой Августин изумился неразумным действиям дитя, и спросил:

- Что ты делаешь?

Тот отвечал:

- Хочу море вместить в ямку.

- Но это невозможно!

- А как же ты своим умом пытаешься исчерпать неисчерпаемую тайну Господню? 

Так ответил ему ребенок и после этого исчез, оставив смущенного богослова на берегу. Да, человеческое сознание не в состоянии вместить тайну Тройственности Божьей понял тогда святой.

И все же пытливость человеческого разума, что создана Богом для благословения, в нашем грешном мире бывает слишком неуемна. И вот в стремлении поднять покров над Тайной Бога, человеческий разум ищет обоснования. Порой, конечно, глядя на природу мы можем от частного прийти к тому, чтобы составить себе некое смутное представление об общем. Однако оно всегда будет несовершенно, об этом стоит помнить. Разум ограниченного творения не вместит Бесконечности Творца, лишь сможет дать какое-то общее представление о Его Тайне.

Патриарх Константинопольский, святой Герман, живший в VIII веке, дал такое описание Троицы, сравнив Ее с Солнцем:

Посмотрите на солнце в ясный летний день. Это одно солнце, но при этом в нем можно различить диск, луч и тепло. Солнечный диск может напомнить нам Отца, луч — Сына, а тепло — Святого Духа.

Другой святой, Григорий Назианзин (Богослов), живший еще раньше, в IV веке, увидел образ Святой Троицы в ручье:

Если во время прогулки вы подойдете к ручью, то и в нем можно распознать троичность: исток ручья — образ Бога Отца, русло — образ Бога Сына, устье — образ Святого Духа. Но главное, что все это — единый ручей.

А просветитель Ирландии св. Патрик, отвечая на вопросы языческих жрецов, когда те просили его разъяснить им Тайну Триединства Божьего, склонившись к земле, сорвал трилистник клевера и сказал:

Разве не видно, что это и один листок, и три листка? Так и в Троице Одна Сущность и Три Личности. 

Даже в самой человеческой личности мы можем узреть образ Троицы: Наши мысли — это образ Отца, наше умение их словесно выражать — образ Бога Сына. А та энергия, жизненная сила, которой исполнено наше тело — есть отражение Святого Духа.

Да и само пространство окружающее нас, может стать отражением Тройственности Творца. Так трехмерное измерение нашего физического бытия: длина, ширина и высота, вполне для этого подходят. Как трехмерность формирует наш мир, так и Триединый Бог есть подлинный Создатель всего сущего.

Не зря Серафимы вокруг Господа восклицают в видении Исайи триедино: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис. 6:3)

Тогда пророк вызывается провозгласить миру сие чудо. Но Бог предостерегает его:

«пойди и скажи этому народу: слухом услышите - и не уразумеете, и очами смотреть будете - и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их.» (Ис. 6:9-10)

Да, так есть, грех часто не позволяет людям признать чудо Тайны Божией. А попытка познать Ее собственными усилиями, без веры, приводит лишь к одному, ее отрицанию. Значит, и к отрицанию Бога.

Читая, кстати, историю встречи Никодима со Христом далее, мы находим интереснейшие слова, говорящие о том, что Бог действует всегда особо, и как Отец, и как Сын и как Дух Святой, и нераздельно: «истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие». Бог Отец некогда создал для нас воду, без которой не может существовать ни одно живое существо, Бог Сын дал нам пример крещения в Иордане, Божий Дух же, через крещение, рождает в человеке Новую жизнь. 

И показателем сохранения этой жизни в себе для христианина является именно его отношение к ближним. Если человек в отношениях с людьми проявляет к ним сердечность, ведет разговор с ними словами, исполненными любви, смирения, кротости, доброжелательства, уступчивости при всегдашней готовности служить им, и их интересы ставить выше своих, то все это свидетельствует о том, что христианин находится в Святом Духе Божием. А это значит, что через Него и со всей Святой Троицей.

В противном случае человеком владеет темная сила, которая проявляется в раздражении (даже если и в небольшом), сухости тона, неуступчивости, дурном или подавленном состоянии духа и отказе в просьбах (даже легко исполнимых) и т. п.

В этом случае христианину было бы правильнее помолчать, чтоб не разразиться очередным оскорблением или недобрым словом. Да обратившись мысленно взором к Богу, помолиться Ему, прося прогнать того «иного» духа искушения, которому не место в сердце христианина.

Да, право старинное русское выражение говорящего про раздраженного человека — «он не в духе». Очевидно, здесь надо писать слово «Дух» с большой буквы, так как здесь благочестивые люди, очевидно, говорили о Святом Духе, Который покидает того, кто не дает Ему места в своей душе. Ибо не грешнику удерживать Его, даже если и для святых он Тайна: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа». (Ин.3:8) 

Да, можно конечно и дальше жить так, как будто Бог не нужен, думать, что и без Него возможно справиться с раздражением, злостью на то, что время проходит, а жизнь так как-то и не устроена до конца. Можно и дальше считать, что неприятности утихнут сами собой, а проблемы разрешатся. Это право каждого, однако правда жизни говорит нам другое. Вот небольшая история о маленькой девочке, которой пришлось однажды посетить кабинет зубного врача:

Ночью у Маши разболелся зуб. Утром мама повела ее к врачу. Но как только Маша вошла в кабинет – она испугалась.

– Ну-ка, давай посмотрим, кто тебе не дает спать, – ласково сказал врач. Покажи, где болит?

Маше было страшно, и она указала на здоровый зуб. Врач осмотрел здоровый зуб, постучал по нему инструментом и сказал:

– Так, всё в порядке. Ты свободна.

Он всё понял, но решил не торопить девочку.

По дороге домой Маше было очень стыдно за свой обман, но и возвращаться было стыдно.

– Может, боль пройдет сама. Кажется, уже и не болит, как раньше, – думала Маша.

Но ночью зуб разболелся еще сильней. Рано утром мама с Машей опять ждали у кабинета. Когда дверь открылась, и врач увидел девочку, он улыбнулся ей и сказал:

– Здравствуй, Маша. А я тебя жду.

По дороге домой Маша радостно говорила:

– Знаешь, мама, а ведь было совсем не страшно. И не было так больно, как я думала.

Порой и очень взрослые люди, убеленные даже сединами, тоже ведут себя, как эта маленькая девочка из детского рассказа. Небесный Целитель ждет нас, но мы все чего-то боимся, сомневаемся порой зайти к нему в кабинет (Церковь), думаем, что справимся, что само пройдет…

И это несмотря на то, что медицинский полис для нашей души у нас уже давно есть, — святое Таинство Крещения. Мы вроде об этом знаем, но все ждем, чего-то, только вот чего? ...