rosario_500x281.png

Краткая история

Дорогие братья и сестры. В истории взаимоотношений человека с Творцом всегда существовало время для молитвы — общения с Богом. Сам термин религия происходит от латинского слова re-ligare (связывать).

Именно поэтому, пожалуй, основным стержнем любой религиозной культуры (и христианство тут не исключение), является именно молитва, связывающая нас с нашим Небесным Отцом. И это не зря, ведь чем чаще человек обращается к своему Создателю, тем лучше понимает Его волю и свое личное предназначение.

Но в нашей современности, полной искушений и ежедневных забот очень трудно найти время для личной молитвы. В отличие от старых времен, когда жизнь была неспешной, а день был четко распланирован — утренняя молитва, работа в поле, вечерняя молитва и отдых; сегодня, твердого, неменяющегося расписания не может позволить себе никто.

Но, даже в те, относительно спокойные времена, духовно богатые личности понимали необходимость упорядочения молитвы, дабы происходила она последовательно и четко.

Ведь если не определить для себя время для молитвы и их количество, то разум молящегося будет постоянно находиться в тревожном состоянии от назойливых вопросов — а не пора ли молитву закончить? Все ли я сказал? Достаточно ли? …

Чтобы молитва верующего протекала в относительном спокойствии, и были изобретены различными религиозными течениями — четки.

К сожалению, традиция использовать четки для молитвы в средние века на западе была преимущественно монашеской прерогативой. Возможно, это и послужило фактором того, что данная традиция прервалась у отдельных христиан ставших на путь протестантской реформы и выступивших против монашеского института католической церкви. Однако, скоре всего, проблема исчезновения традиции молитвы по четкам из обихода протестантских церквей вызвана тем, что на западе эта форма молитвы сохранилась лишь в виде так называемой «Богородичной молитвы» (Розария).

Естественно, для радикальных протестантов, что отказались в своей молитвенной практике от почитания святых, молитва к Богоматери не могла восприниматься чем-то истинно христианским. На эту мысль наводит и сама Богородица, которая в тексте Евангелия от Луки учит нас прямой молитве к Небесному отцу: И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем…(Лука 1.46-47).

Однако Мартин Лютер понимал необходимость культа святых для церкви и особенно важность личности Пресвятой Девы Марии. В молитвеннике от 1522 года Лютер пишет: «Наша молитва должна включать в себя Матерь Божию. «Радуйся Мария» говорит нам, что Бога следует прославить словами: «Радуйся Мария, благодатная, Господь с Тобой! Благословенна Ты среди женщин и благословен плод чрева Твоего Иисус Христос. Аминь!» А в своем толковании на «Magnificat» Лютер вообще указал каким должно быть почитание Богоматери:(см. Песнь Богородицы; Лк 1,46 и далее): «Как мы должны говорить с Ней? Посмотри на слова, они научат тебя сказать: О Ты, благословенная Дева и Матерь Божия, как ты была незаметна и недооценена, и все же Бог благосклонно призрел на Тебя с такой необыкновенной благодатью и сотворил в Тебе великие вещи. Ведь Ты не была достойна ни одной из них, и превыше Твоих заслуг есть в Тебе богатая, переполняющая Божия благодать. О, блаженна Ты; благословенна Ты от того часа и навеки, Ты, Которая нашла такого Бога.

Кроме того, в одном из своих вероисповедных документов, в Апологии АИ Меланхтона арт. XXII «О взывании к святым», лютеранская церковь демонстрирует нам свою однозначно одобрительную позицию отношения к древней церковной практике почитания святых:

«Наше Вероисповедание одобряет почитание святых. Ибо здесь следует одобрить тройное почитание [три разновидности почитания]. Первое — это благодарение. Мы должны благодарить Бога за то, что Он явил нам примеры милосердия, что Он показал Свое желание спасти людей, что Он дал учителей и иные дары Церкви. И эти величайшие дары должны усиливаться и приумножаться, кроме того, должны прославляться сами святые, которые верно использовали эти плоды, так же, как Христос славит верных управителей [деловых людей] (см. Мат.25:21,23).

Второе служение — это укрепление нашей веры. Когда мы видим отрекшегося, но прощенного Петра — это также поддерживает и укрепляет нашу веру в то, что “стала преизобиловать благодать [над грехом]” (Рим.5:20).

Третья разновидность почитания — это подражание — прежде всего в вере, а затем и в других добродетелях, которым каждый должен подражать, соответственно своему призванию. Этих трех разновидностей почитания святых наши оппоненты не требуют.

Они говорят только о молитвенном взывании, которое, хотя и не несет в себе никакой угрозы [никакого вреда], тем не менее, вовсе не является необходимым. Кроме этого, мы допускаем, что Ангелы молятся за нас. Ибо на этот счет имеется свидетельство в Книге Захарии (1:12), где молится Ангел: “Господи… Доколе Ты не умилосердишься над Иерусалимом и над городами Иуды, на которые Ты гневаешься?”

Что касается святых, мы согласны с тем, что, точно так же, как, будучи живыми, они молятся за вселенскую Церковь вообще, на Небесах они молятся за вселенскую Церковь вообще, хотя никаких свидетельств о молитве мертвых в Писаниях не содержится, кроме видения, описанного во Второй Книге Маккавейской (15:14)».

Отказ от опыта христианской жизни, который можно было бы почерпнуть из жизни святых, привел радикалов реформации к отказу и от молитвенной практики, содержащей в себе повторение молитв. Если спросить у последователей этих позднейших течений почему в их жизни отсутствует молитва по четкам, то можно услышать вполне распространенный ответ: «а зачем? Сказал раз, и достаточно, Бог-то ведь не глухой, Ему повторять не надо».

Этот ответ звучит разумно. Однако он вытекает из ошибочного убеждения, что молитва нужна только Богу. Но в том-то и дело, что молитва прежде всего нужна не Ему, а нам. А если это так, тогда чем больше мы молимся, чем чаще обращаемся к Господу, нашему Небесному Отцу, тем лучше!

И потому мне искренне жаль, что подобная практика использования молитвы по четкам была утеряна последователями Реформы, так как упорядочить четками можно не только молитвы к святым, но и молитвы созданные на основе Библейских текстов или взятых из Библии в уже готовой форме. Подобная практика, на мой взгляд, не могла бы принести ничего кроме пользы, учитывая, что с помощью четок можно настроить свое сознание на молитву везде — в очереди, на работе, во время послеобеденного перерыва, и даже в транспортной суете.

Именно поэтому я, как пастор, хотел бы призвать нас к восстановлению этой древней и красивой христианской традиции молитвы по четкам, и использовать их для чтения той молитвы, что была дана нам от Самого Господа — молитвы «Отче наш».

Какие четки использовать для молитвы?

Для молитвы по четкам мы можем использовать уже готовые четки, которые можно купить в любом киоске церковных принадлежностей.

Это могут быть традиционные «православные четки» использующиеся для чтения «Иисусовой молитвы» или так называемые «западные» четки католического Розария.

Впрочем, можно изготовить четки и самим, для этого вполне подойдет прочная нитка (или леска) и старые бусы.

На картинке можно увидеть как православные четки (сверху), так и «западный» розарий (снизу).

Количество десятков, а соответственно количество молитв на «православных» четках может быть различным, а в «западном» Розарии фиксировано — 5.

Для нашей с вами молитвы лучше всего подойдет православный вариант состоящий из трех десятков. Хотя можно вполне ограничиться и западным вариантом из пяти десятков. Но в этом случае, два десятка будут лишними, на них молитва читаться не будет.

«Молитва Посвящения»

Здесь вы найдете готовую брошуру в которой содержится описание молитвенного правила по четкам практикуемого в нашем приходе «Благовещения»

Это правило разработано мной на основе Библейских текстов и ее основу составляет самая главная молитва Библии, Молитва Господня — «Отче наш».

Евангелист Лука в одиннадцатой главе своего Евангелия повествует о том, что на просьбу учеников научить их молиться Иисус дал им именно эту молитву. Оттого она и носит название Господней. Значимость и сила этой молитвы заключается уже в том, что она дана нам самим Господом. Она содержит в себе все самое важное из того, что христианин должен сказать своему Богу. В ней есть и прославление Божьего Величия (да святится Имя Твое), и форма личного покаяния (прости нам долги наши), и чаяние самого необходимого — Божьего Милосердия («хлеб насущный» и избавление от зла).

Лучше этой молитвы нет для того, чтобы посвятить свою жизнь Тому, Кто отдал свою жизнь и Кровь за нас с вами.

Перед тем, как приступить к молитве, нужно сначала скачать молитвенное правило. Для этого нажмите соответствующую ссылку ниже.

rec1.png

 

 

После того, как брошура будет распечатана, ее небходимо согнуть «по спирали» двумя параллельными сгибами сложив в одном направлении так, чтобы поверхности вошли друг в друга.

Все, пользуйтесь, молитесь, и да благословит вас Бог.

Ну а мне не остается ничего другого, как только дать вам напоследок несколько советов из молитвенной практики.

Совет молящемуся:

На что требуется обратить внимание во время чтения молитвы?

Прежде всего на способ молитвы. Молясь, мы не должны повторять молитву монотонно и скоро (как бы стремясь исполнить некое предписание, обузу). Чем так, лучше вообще не молиться!

Чтение молитвы должно протекать плавно и спокойно, молитва должна как бы вытекать из нас естественным образом. Для того чтобы этого добиться, нужно отвлечься от беспокоящих нас мыслей, очистив наше сознание. Пусть все, что нас тревожит, выйдет из наших уст в виде молитвы. Может вначале покажется немного сложновато этого добиться, однако если ввести молитву по четкам в нашу ежедневную молитвенную практику, мы быстро научимся достигать состояния молитвенного покоя.

А такой покой очень важен. На востоке есть интересная притча: один монах, дабы показать своему ученику важность общения с Богом, поставил на столе два сосуда. Один был полон до краев, а другой пуст.

Налей, сказал он ученику, в пустой сосуд воды. Ученик взял ведро, и с легкостью исполнил просьбу. Теперь налей сюда, сказал монах — указав на полный сосуд. Но я не могу, — ответил ученик.

Почему? — спросил его учитель.

Потому что он и так переполнен, все прольется — сказал ученик. Вот видишь, ответил монах, когда наше сердце полно, Богу трудно говорить с нами, так как ни одно из Его слов не может больше вместиться там.

Именно поэтому для любой молитвы, прежде всего, необходимо состояние покоя, когда мысли о повседневных заботах более не отвлекают нас. Достичь его, кстати и помогает ежедневная молитвенная практика по четкам.

Ежели мы будем подходить к молитве в таком правильном ключе, отдавая все, что нас беспокоит Небесному Отцу в виде молитвы, и посвящая нас самих и нашу жизнь в Его любящие руки, мы однажды обязательно услышим в нашем сердце Его Голос.

Во Христе Иисусе,
о. Иван