Andrea Solari Salomè riceve la testa di Giovanni Battista

Библейский текст: Марк, 6: 14-29 

14 Царь Ирод, услышав об Иисусе, - ибо имя Его стало гласно, - говорил: это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им. 
15 Другие говорили: это Илия, а иные говорили: это пророк, или как один из пророков. 
16 Ирод же, услышав, сказал: это Иоанн, которого я обезглавил; он воскрес из мертвых.
17 Ибо сей Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней. 
18 Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего. 
19 Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла. 
20 Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его. 
21 Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским, - 
22 дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе; 
23 и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства. 
24 Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя. 
25 И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя. 
26 Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей. 
27 И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его. 
28 Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей. 
29 Ученики его, услышав, пришли и взяли тело его, и положили его во гробе.

Проповедь:

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь.

Помните, с чего началась литургия сегодня, с каких слов интроита?

Буду говорить об откровениях Твоих пред царями, Господи, и не постыжусь…

Ух какая сегодня тема страшная и актуальная. Что мы празднуем? Только задумайтесь. Праздник усекновения главы святого Иоанна Крестителя. Жуть. Вокруг этого возникает целое облако образов, воспоминаний, ассоциаций. Разные страшные иконы с изображением головы Иоанна на блюде (посмотрите на обложку плана богослужения). Топор, которым убили о. Александра Меня в начале сентября 1990 года. Обезглавленный журналист из выпуска новостей. Тюрьма и осуждённые за правду в истории прошлом), и узники, которые в заключении сейчас…

Как вы думаете, если бы Предтечу предупредили об аресте и будущей неминуемой гибели – то он бы уехал из страны в релокацию? А если бы уже был за рубежом – то он вернулся бы на родину, зная, что его арестуют прямо в аэропорту и посадят в темницу? Как нам сегодня понять: когда нужно в смирении и кротости молчать, как Иисус перед судом, а когда нужно говорить, как Иоанн, понимая, что возможно говоришь очень опасные слова, или вслух публично произносишь запрещённые имена. А если меня сейчас кто-то записывает и донесёт?

А Иоанн говорил. «Иоанн говорил Ироду: не должно тебе…» Иоанн говорит Ироду, а Ирод его слушает, и думает о чём-то. Разговор происходит не в толпе и не в соцсетях, не на трибуне, а очень это похоже на приватную беседу. Почти исповедь. Сам факт этого разговора пророка и царя указывает на доверительные, близкие отношения между ними. Ирод с Иоанном советовался. Учитывая это убийство такого пророка выглядит особенно бессмысленно.

Иродиада так поступила тогда в надежде наконец предать забвению своё преступление. Но вышло совершенно наоборот: она не забыта, мы до сих пор вспоминаем её, ужасаясь… Скрывая грех, мы его обнаруживаем и погибаем, но в покаянии, вытаскивая его перед Богом на свет – мы обретаем прощение… Мы обретаем любовь. Это больше полцарства, больше всего мира

«Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей» 6:26

Как вы думаете: здесь евангелист Марк так объясняет мотивы царя, или он просто пересказывает объяснения Ирода? Ведь Ирод вполне мог кому-нибудь из друганов сказать: мне живой Иван интереснее, но нет, я ж поклялся перед товарищами. Мужик сказал – мужик сделал.

Жаль, что не нашлось такого приятеля у Ирода, который бы сказал ему: да забей ты, разберёшься со своими женщинами позже как-то иначе. Если же убьёшь сейчас этого пророка – народ может не понять, выйдут ещё на улицу с протестами. Стоит ли рисковать? Можно вообще отпустить его домой, ограничив определённые действия (закрыть ему интернет и общественную приёмную).

Бедный Ирод, он как небольшой царёк лавирующий, танцующий между оккупантами и местными. Тут надо треснуть, но держать фасон, а то набросятся и сожрут на твоём же празднике. Беда, что, когда тираны держат фасон, то трескаются и взрываются подданные…

Опечалился царь. Так получается, что Ирод больше всего боялся не Бога, а своей любимой жены. Он прекрасно понимал, кто говорит устами Саломеи. Девчонки бы он не испугался.

Ирод боялся, а страх убивает – и сначала убивает того, кто боится. Боящийся как бы становится частью того, кого боится. Боимся волка – и мы уже во власти волка, даже если пока не съедены. Особенно если не съедены. Мы ходим, живём, разговариваем уже не так, как если бы не боялись волка. Боимся Бога соответственно. Боимся жены аналогично.

Что же такого волчьего в Иродиаде? Возможно то, что земное, звериное перевешивает небесное. Даже в любви. Неверие в любовь как вечность. Ирод боится Иродиаду, Иродиада боится, как бы муж её не бросил, она не верит в прочность любви Ирода. Ничто же не вечно, да?

Не похоже ли это иногда и на нашу любовь? И на нашу любовь к Богу тоже. Иногда мы так и Бога любим – любим Небесного Отца земной любовью, ограниченной, скукоженной, любим и боимся нет, боимся не Бога, а того, что люди могут нам помешать любить Бога, могут помешать нам быть хорошими верующими. Ох, люди такие злобные, такие неверные, агрессивные, законы дурные принимают, заповеди не соблюдают! Они устраивают совершенно бессмысленные войны, убивают друг друга, истязают, предают, грабят, разоряют и обманывают. Вот бы им всем головы поотрубать, только надо понять, перед кем для этого нужно красиво станцевать…

Ирод обещает полцарства. Бог разделит с человеком и царство, и силу, и славу.

Ирод думал, что у него не было выбора. Его вынудили. Ему пришлось перейти границу заповедей и убить. Как вы думаете у Ирода правда не было выбора?

И Ирод таки соврал, обманул, потому что обещал дать не более половины царства, а голова Иоанна – и любого человека – больше полцарства, больше целого царства, больше всего мира. Он отдал то, что не имел права отдавать. Он отдал эту страну жизни и любви, страну, которую не он создал, и которой не ему распоряжаться.

Вот такой праздник сегодня. Отрубленная голова заключённого пророка на блюде. Праздник страшный, и как зеркало правдивый и актуальный. Память мученичества Иоанна Предтечи.

Но, не всё Ироду праздновать день рожденья. У иродов даже дни рожденья превращаются в дни чьей-то смерти, а у Бога даже день смерти превращается в день рожденья. С днём рожденья, Иоанн, с днём рожденья, Бог!

Вот что совершает Воскресение. Оно распахивает дверь в небо. Мы можем быть в тюрьме, как Иоанн, а может и во дворце, как Ирод, но веруя в то, что Иисус поднялся из мёртвых, мы перестаём бояться смерти. Поднимемся же! И любимые наши поднимутся! И мы танцуем. Мы перед Богом станцуем и попросим Его, не полцарства попросим, попросим прощения и жизни, просим любви и мира, и воскресения. Вы же знаете – Он это сможет, и Он не откажет!

***

Иоанна Креститель стал Предтечей Иисуса Христа и в чудесном появлении на свет – он родился у казалось уже неплодной Елисаветы, как и чудом рождённый Девой Иисус. Он стал Предтечей Иисуса и в публичном служении проповедуя покаяние и приближение Царства Божьего. Иоанн предшествовал Христу и когда его арестовали, и когда убили невиновного узника. Иоанн – Предтеча Иисуса и в жизни, и в смерти.

А ещё в нашем церковном календаре чтение Евангелия от Марка имеет две строчки в скобках, предшествующие основному тексту. Это 6-я глава, ст. 14-16. Там говориться о том, что Царь Ирод, услышав об Иисусе, сказал: это Иоанн Креститель, которого я обезглавил, он воскрес из мёртвых. Так интерпретации Ирода) Иоанн становится Предтечей Иисуса и в воскресении.

***

Бог – Слово, Иисус – Слово. Иоанн Предтеча – это Иоанн Предисловие. Плохое предисловие пытается заменить собой книгу, Иоанн – предисловие хорошее. Кажется, он вбирает в себя всё то, что люди хотели бы видеть в Спасителе суровость, аскезу, обличительность и, вот, Христу уже не нужно быть таким. И с одной стороны мы должны подражать Иоанну, т.е. мы не должны пытаться сами быть текстом, быть Христом. А с другой стороны, если Предтеча это предисловие, то христианин, знающий о Воскресении это послесловие.

Наша проповедь – о другом, и даже Ироду, если он попадётся на дороге, мы говорим не то, что говорил правителю Иоанн – не «ты должен это», или «ты не должен это», не о себе, не о нём говорим мы, но о Распятом Спасителе. Не наши слова воскрешают человека, но Слово Божие, Сам Христос превращает дни нашей смерти в дни жизни. Выводит нас из темницы – к свету. Христос через Слово и Таинство говорит к нам. Только в Нём мы обретаем прощение и любовь. Его любовь это больше полцарства, больше всего мира.

Мы читали сегодня, что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее. И мы, вспоминая мученичество святого Иоанна Крестителя, и имея вокруг себя такое облако ветхозаветных и новозаветных свидетелей, отложив всякое бремя и легко опутывающий нас грех, будем с терпением проходить предлежащее нам поприще, взирая на Начальника и Совершителя веры, Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, и воссел одесную престола Божия. Аминь.

После службы:

Иисус говорит Иоанну - тебе не сносить головы. Иоанн отвечает - Сам знаешь, что будешь распят. Истина будет сокрыта в тумане молвы.

Война есть война - то пули, то стрелы свистят. Смертная казнь до сих пор существует, увы.

И каково тем отцам, кто пророков для казни растят?

Кто строгает доску, кто молча идет к алтарю - все знают - пророчество не доведет до добра. Кто на кресте вечернюю встретит зарю,

кому в подземелье мрачном - удар топора. Берегись, сынок, слушай, что я тебе говорю: лучше молчать. Теперь такая пора.

Теперь все равно, что мученик, что святой. Священник не верит. Ростовщик считает деньгу. Римляне всем заправляют. Страна у них под пятой. Понаставили идолов всюду. Правда - игла в стогу. Безопасней идти по жизни тропкою извитой.

Не восславишь Бога, не поклонившись врагу.

Трудно отцам, но подумай - каково матерям? Умерли от горя или в ссылке за сыновей.

По тюрьмам, по нарам, по баракам, по лагерям, тело сожги и по ветру прах развей.

Но слово во тьме пронесётся - по горам, по мирам, по морям. Слово пророков - детей из хороших семей.

Борис Херсонский, 20 января 2021