Библейский текст: Иез 34:1–2(3–9)10–16,31б 1Пет 5:1–4 Ин 10:11–16(27–28)
11 Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.
12 А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их.
13 А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах.
14 Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня.
15 Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец.
16 Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь…
27 Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною.
28 И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей.
Проповедь:
Дорогие прихожане. Сегодняшняя притча о "добром пастыре" пожалуй, как нельзя актуальна на сегодняшний день.
В чем же ее актуальность спросит кто-то?
Да, пожалуй, прежде всего в том, что среди грешного человечества, в его постоянной борьбе за собственную «лучшую долю» при культе собственного Я, культе независимой, самостоятельной личности трудно верить в то, что Некто знает, помнит и заботится о нас.
А еще учитывая факт «вечнозеленого скепсиса», преобладающий в современном обществе трудно, почти невозможно себе представить, что этот Некто – Великий Бог. Какой Бог, когда от решения малограмотных, самодовольных людей может рухнуть жизнь даже не одной страны, а полмира?
И все же слова Иисуса, сказанные когда-то, как бы вырывают нас из суматохи дней и напоминают нам о Вечном. О Добром Пастыре, готовом на жертву ради тех, кого Он любит «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец».
Иисус для нас, верящих в Него, действительно является тем пастырем, который отдал свою жизнь для того, чтобы наш общечеловеческий грех был смыт. А двери Небесного Царства, до того закрытые, раскрылись бы пред нами, как только мы подошли бы к ним. Но для чего Иисус так старался, для чего нужна была эта кровавая жертва? Неужели человечество так бессильно, неужели человек не может самостоятельно достичь Небесных Высот? Казалось бы чего проще – оставить войны и конфликты, стать терпимее, открытее сердцем. Прислушаться ко Гласу Господню, что взошел на Крест. Ведь вот он пример – чего еще надо-то? Да и Господь говорит: «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною». (Ин.10:27). Куда идут? Путем Креста, путем жертвы ради других. Ох, как было бы здорово, если бы все шли этим путем…
Но жизненный опыт вновь и вновь преподносит жестокий урок, человек словно овца пред волком не в состоянии устоять пред искушением значимости собственного «я». Это дар сатаны. Помните? – «откроются глаза ваши и будете как боги» (Быт.3:5). Конечно, я здесь не хочу сказать, что каждая личность человека несущественна. Ни в коем разе. Не об этом речь и в нашем сегодняшнем евангельском тексте. Как раз наоборот. Иисус, говоря о себе как о Пастыре Добром, через Крест однажды продемонстрирует нашему безумному миру, насколько для Него важен каждый человек. Каждая неповторимая индивидуальность.
А дар сатаны — это обман, пустышка. Это подарок без содержания. Помнится, когда мы с сестрой были маленькими, то подшучивали друг над другом, съев конфету, сворачивали оставшийся фантик так, чтоб казалось, что эта целая конфета и предлагали друг дружке со смехом. Надо сказать, что и мои мальчишки, кода у меня самого появились дети, тоже так делали в детстве. Не знаю откуда взяли, я их не учил, но тоже так веселились. Да и, наверное, многие из вас с подобной шуткой сталкивались. Нет?
В общем подарок без содержания от сатаны похож на подобную конфету. Или на должность без права решать. Когда человека назначают на так называемую «расстрельную должность» наделяя обязанностями, но не давая никаких прав и возможностей. Итог один, проблемы не решаемы, но внешне выглядит красиво. Страшно, когда те, у кого реальная власть, «слабых не укрепляют, и больной овцы не врачуют, и пораненной не перевязывают, и угнанной не возвращают, и потерянной не ищут, а правят с насилием и жестокостью». (см. Иез.34:4)
Такое правление похоже на оккупацию. И сатана ведь он и есть главный оккупант. Он прекрасно знает, Кто есть Создатель, кому все принадлежит. Потому не заботится ни о чем, лишь уничтожая, забирая и выжимая из мира все до смертельного конца. И к этому же призывает человека. Слова «будете как боги», вовсе не означают в его устах бережного отношения к миру, а безраздельную, бездумную власть. И только.
Но Господь устами пророка предупреждает:
«Господь Бог: горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих! не стадо ли должны пасти пастыри?
Вы ели тук и волною одевались, откормленных овец заколали, а стада не пасли.»
(см. Иез.34:2-3)
Все мы ответственны за то, что нам доверено Богом. Потому не нужно быть как «боги» нужно быть с Богом. Ибо да, сколько бы ни силился человек противостоять соблазнам мира, без Благодати, без помощи свыше, этого невозможно сделать. Как невозможно овце самостоятельно защититься от волка.
Многие христиане это хорошо понимают, но все же у них остается вечный вопрос - а возможно ли заслужить эту Благодать, и если да, то как это сделать?
Один бывший спортсмен, давно забросивший тренировки, решил позаботится о здоровье. В первый день он отжался несколько раз и совершил небольшую пробежку. На второй день он не только поотжимался, но еще и поприседал, и пробежал большую дистанцию. Третий день – пробежка два километра. Четвертый? Четвертый – проснулся без сил и охрипшим.
Тогда он решил, что мысль возобновить занятия спортом была не особо хорошей. В самом деле, если больное горло это был весь результат, тогда стоит ли продолжать?
То же порой случается и в области духовной, не только в физической. Порой, некоторые христиане решают заняться своим духовным развитием и вспоминают как-то так, между прочим, о том, что было-бы в общем-то неплохо и церковь посетить, Пасха и все такое…
Но вот наступают будни и вместе с ними свои заботы, беды и радости. Да, опять не успеваю, и чего это меня потянуло в церковь? Ладно, как ни будь в следующий раз.
На этом «духовный подвиг» христианского обывателя заканчивается.
Так что же делать? Можно ли хоть как-то избежать проблем так отвлекающих нас от духовной жизни?
В словах Иисуса, которые мы сегодня читали, пожалуй, есть некоторый ответ на этот вопрос, вот он: «Я есмь пастырь добрый, и знаю Моих, и Мои знают Меня».
Он Пастырь Добрый. Праведный и Справедливый.
В одном государстве были очень строгие законы и был очень справедливый и честный правитель. По закону, за один вид преступления, должно быть наказание - публичное битье кнутом. И вот такое преступление совершила мать правителя.
Народ государства, конечно, разделился. Одни говорили: «Он так любит свою мать, что никогда не допустит наказания». Другие говорили: «Он справедливый правитель и никогда не допустит, чтобы закон не был исполнен».
Мать привязали к столбу..., палач занес кнут..., правитель снял свою одежду..., обнял мать..., и принял все удары на себя.
Так и Господь, люди не замечают в своей обыденности, насколько на самом деле эта обыденность хрупка, как Бог буквально «бьется» за каждого из нас. Как вы думаете, если бы вдруг Он не позаботился хоть об одной причине, по которой всходит ежегодный урожай. К примеру, что-то вдруг бы сбилось в хорошо отлаженном Им природном механизме? Ну, хотя бы на один год. Что мы смогли бы предпринять? – НИЧЕГО!
Сколько бы ни старались, ничего. Хлеба не будет. То же касается и любых других наших забот. Хорошо, что все же, несмотря на нашу «криворукость» и жестокое обращение с природой, Бог не оставляет нас, не давая слететь миру окончательно с катушек, хоть грешный человек в этом старательно преуспевает. Ибо «Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко» (Притчи 12.10).
Конечно, любовь и благодать Праведного Пастыря, нельзя заслужить. Потому Иисус не говорит, как это сделать. Он не дает нам некую молитвенную формулу – прочитайте то-то и то-то, так-то и так-то и все встанет на свои места. Нет, Он говорит лишь о том, что в Ней (Благодати), можно пребывать. Все очень просто или ты в Ней, или вне Ее. Либо ты знаешь Христа и знаешь Его Всеобъемлющую Любовь, либо ты отрицаешь Ее. Либо ты в Церкви, либо вне ее, иного не дано. Нельзя избрать собственный путь. Можно лишь следовать той дорогой, что указана нам Свыше:
«Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною». (Ин.10:27)
Овцы не выбирают пастуха, так же как дети не выбирают родителей. Он дан им вне зависимости от их заслуг. И белые и черные овцы, и маленькие, и большие, и те, кто из них приносит больше шерсти, и те, кто мало, все они одинаково любимы своим Небесным пастухом, и каждая из них сосчитана им. И за каждую Он пожертвовал собой. Он для них Живая Благодать.
Об этом, дорогие братья и сестры в пылу «борьбы за существование» не стоит забывать. Помнить об этом полезно не только потому, что в трудную минуту мысль о том, что Бог любит и поддерживает тебя, поможет избежать отчаяния, и вновь подняться, несмотря на то что может быть жизнь временно пригнула до самой земли твою личность, а может даже и надломила ее.
Но еще и потому, что, если волею случая ты оказался «на высоте», «на гребне жизненной волны» выше других, эта мысль поможет избежать искушения успехом. И, несмотря на то что все идет хорошо, и ты сегодня «на олимпе», тебе не удастся забыть о тех, кто в силу жизненных обстоятельств этого «олимпа» лишен. Ведь Добрый Пастырь отдал свою жизнь «за всех овец» а не только за тебя…
Аминь.