Лютер прибивает тезисы

Нет, пожалуй, иного слова в языке, более милого нашему сердцу, чем слово «свобода». Особенно, когда мы находимся в подростковом возрасте, когда мы самоопределяемся, вливаемся в общество. Мы тогда активно заявляем о своей свободе, демонстрируем её всячески, и любим песни – о ней, о свободе. Помню, в самом начале века, когда мы все были еще молоды, а я любил в машине слушать русский рок, одна песня держала первые строчки хит-паралов аж несколько лет, гуляя в первой десятке. Это песня Арии, точнее, Валерия Кипелова «Я свободен!» И если вы ее слышали когда-нибудь и вслушивались в её слова, вы удивитесь – ведь эта песня – о смерти! О том, что свободными мы становимся только тогда, когда нас покидает жизнь, и мы воспаряем над миром, над дождем и любовью «с диким ветром наравне». Оптимистично, не правда ли? 
Четверть века прошло, но время не стало более оптимистичным, увы
Развал империи бывшего Советского Союза, центробежное движение бывших республик дало одним стремление к самостоятельности, а другим – ностальгическое желание вернуть всё «как было».

Но свободу, как тот фарш, невозможно «прокрутить назад», и две этих тенденции «жить по-своему» и «вернуть обратно» сшиблись сегодня в судороге идущей кровопролитной войне. И если вспомнить. Что на Крещатике в Киеве висит огромная надпись «Свобода це наша релiгiя», то можно сказать, что эта война имеет религиозный характер.

Сегодня Церковь отмечает день, который вы не найдете ни в католических, ни в православных церковных календарях. При этом события, произошедшие уже более 500 лет назад, сформировали этот мир, сделали его таким, каким мы его видим. Реформация повлияла на всех, она была подобна взрыву, затронувшему каждого своим осколком, но и вместе с разрушением она принесла избавление – словно землетрясение, разрушившее тюрьму для пожизненно заключенных. Реформация стала днем свободы, днем освобождения Церкви из нового Вавилонского плена, как писал Мартин Лютер. Что же произошло 31 октября 1517 года? Заглянем в эпицентр – город Виттенберг, что в Германии. У церковных врат стоит человек в рясе и с молотком в руках. Он не делает ничего противозаконного, он просто прибивает к дверям свою рукопись – как было принято в то время, что если кто хотел начать дискуссию по какому-то спорному вопросу Писания, он вывешивал на воротах церкви свои тезисы, а люди читали и высказывались. Вот и у монаха – настоятеля нашлось что сказать по поводу индульгенций – продажи отпущений грехов за деньги, чтобы родные и близкие не мучились в чистилище долго, но были освобождены своими потомками за звонкую монету, идущую на благое дело – строительство храмов, приобретение земель церкви и прочая… Что же пишет этот монах? Призывы к насильственному свержению папы? Подстрекательство к бунту против государства?  Вовсе нет. Вот, послушайте:

1.  Наш Господь и Учитель Иисус Христос, сказал: «покайтесь», и это значит, что Он хочет, чтобы вся жизнь верующих была постоянным покаянием.
7.  Никому Бог не прощает греха, не заставив в то же время покориться во всём священнику, Своему наместнику.
27. Человеческое учение проповедуют те, которые говорят, что как только деньги зазвенят в ящике, душа освобождается из чистилища.
28. Воистину, как только деньги зазвенят в ящике – появляется позорная торговля и нажива.
36. Всякий истинно раскаявшийся христианин получает полное освобождение от наказания и вины, уготованное ему даже без индульгенций.
47. Должно учить христиан, что покупка индульгенций — это дело добровольное, а не принудительное.
48. Должно учить христиан, что папе более нужна, и более желанна благочестивая за него молитва, нежели вырученные за отпущение грехов деньги.
62. Истинное сокровище Церкви – это драгоценное Евангелие о славе и милости Божией.
63. Но оно, естественно, ненавидимо многими, ибо первых делает последними.
64. Сокровище же индульгенций, естественно, очень любимо многими, ибо последних делает первыми.

Вот так, спокойно и академично, был зажжен фитиль, от которого рванула вся Европа, умылась кровью Германия, охваченная крестьянскими восстаниями, расползлись по землям и странам группы людей, претендующих на то, что только у них – истинная Церковь Христова. Произошло то, чего так боялся Лютер, чего он не мог себе простить до конца жизни – стремление к истине, к чистоте, к порядку в Церкви привело к расколам и ересям, а в обществе – к войнам и бунтам, пожарам и грабежам. В который раз стремление к свободе превратилось в бессмысленную анархию и – в сменившую ее деспотию…

Позволю себе задать вам некорректный вопрос: вот, представьте, вы знаете, что этот человек – не убийца, а он сидит на скамье подсудимых, все против него. А у вас в руках неопровержимые доказательства его невиновности, но, в то же время, вы твердо знаете – если вы выступите в его защиту, то вызовите в обществе раскол, вражду, гражданскую войну. Что вы выберете – промолчать свою истину в угоду худому миру, ладно уж, пусть страдает, или вы все - же выступите, и будь что будет? Можно не отвечать, потому что это, повторю, вопрос некорректный, но стоит задуматься – что нам дороже. На что мы полагаемся всем своим сердцем. В чем ищем утешения.

И наш сегодняшний Евангельский текст показывает – так было всегда. Всегда истина рождала последователей и врагов. Всегда тот, кто нес истину, казался сначала привлекательным, ему верили, а потом – отвергали и спорили:

31 Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики,
32 и познаете истину, и истина сделает вас свободными.

О чем говорит Иисус христианам (посмотрите, он обращается к «уверовавшим в Него»)? О том, что Церковь – это Его ученики, те, кто учатся у Него, повторяют за Ним, следуют по Его стопам. И что условием истинного ученичества сутью его, является что? – пребывание в Его слове! То, что Он говорит, то, чему Он учит – это истина, и только она, ее познание ОСВОБОЖДАЕТ нас – от греха, от смерти, от власти диавола. 
Что же говорит Церковь? Восклицает: «Аминь!»?

33 Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными?

Что делают эти люди? Почему они спорят со Христом? Да потому что Он, с их точки зрения, говорит полную ерунду – как можно освободить свободного? Ведь они, иудеи, знают то слово, что их освободило однажды, это слово Закона, слово, которое они учат назубок и исполняют в совершенстве! И невдомек им, негодующим, что Слово это – воплотилось и пришло к ним в их Учителе, что Слово это – не только требование, но и милость, дар, что Слово это – не набор правил, а Личность, Мессия. Как похоже это на негодующую толпу, поднимающую кулаки к небу и к Моисею в той, древней пустыне: «Ты дал нам свободу, чтобы уморить с голоду!» Как похоже это на растерянность Лютера и на его решимость все же следовать истине: «На том стою и не могу иначе!»

Потому что человек так устроен – стремиться дар превратить в торг, жертву – в условие, покаяние – в индульгенцию. Но не Лютер, а еще Апостол Павел говорит нам:

21 Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки,
22 правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия,
23 потому что все согрешили и лишены славы Божией,
24 получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе… Рим 3

«Если пребудете в слове Моем…» - разе тут речь идет о каких-то правилах, об исполнении Закона? Что значит – «пребывать в слове» Христовом? Как это?
Это значит – ПРИНИМАТЬ. Принимать Его дар с благодарностью. Потому что только Он один смог исполнить Закон и победить грех и искусителя...

34 Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха.
35 Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно.

Пора признать это, братья и сестры – мы все – рабы греха. Потому что все мы согрешаем. Независимо от того, кто мы по плоти или по социальному положению, мы – грешники. Рабы. А значит – нуждающиеся в СВОБОДЕ.

Ой ли? Нуждающиеся ли? Признаемся честно – а оно нам надо? Свобода, я имею в виду. Ведь так привыкаешь к уже уютной камере пожизненного заключения, что никуда и не хочется. Какая Палестина? Нам мил и Египет, и Вавилон…
Но однажды вырастают наши дети – и взрывают наш мир. И они, не наученные, что значит – быть свободным, проявляют ее на баррикадах, как в 68-ом в Париже, разрушая старый, ненавистный РАБСКИЙ мир отцов… Знаете, я думаю, что на Западе в 60-е годы ХХ века, так и родился рок – как молодежная контркультура, как протест. И антихристианская направленность этого взрыва была именно потому, что церковь, которая по сути – тоже протест против мира, стала составной частью рабства – респектабельного, мещанского, буржуазного. Церковь утратила способность учиться. Слушать. Церковь перестала ПРИНИМАТЬ у Христа дары прощения и стала снова придумывать правила… И, наоборот, в Советском Союзе, где Церковь всегда гнали, в конце 80-х и начале 90-х в кризисные годы тысячи молодых хлынули именно в Церковь – искать ответ на вопрос – что значит быть свободным? Только Церковь там все равно оказалась не готова к этому Исходу,  бросилась в объятья государства и сегодня превратилась либо в монстра, поддерживающего убийства людей и захват земель, либо в отвернувшегося от войны импотента.
Я не революционер, но иногда стоять на своём ради истины, стоять до конца – единственная возможность не утратить свою внутреннюю свободу. Мы, особенно сегодня, должны помнить – рабов может освободить только Тот, Кто подлинно свободен. Раб, освобождающий других, строит новое рабство. Сын же, освобождающий нас – строит Царство свободных людей.

36 Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете.

Реформация произошла бы все равно, даже если бы Лютера и не было. Потому что Реформация – это не историческая дата или эпоха. Реформация – это жизнь Церкви. Жизнь в покаянии и слушании. Жизнь в принятии даров Сына у Алтаря. Жизнь, постоянно подвергаемая ревизии, пересмотру, анализу. Жизнь не в самоуспокоении, а в борьбе с собой – ведь, как известно, самый коварный и опасный враг человеку – это он сам. 
Сын продолжает освобождать нас и сегодня, даже в такой свободной и спокойной стране, как Эстония. Продолжает обличать нашу спячку и духовное самоуспокоение, продолжает терзать нашу совесть, заставляя нас приходить в Церковь, где мы только и можем – протянуть руку и взять. Открыть уши и услышать. Это – свидетельство того, что наша церковь жива. Что Дух Святой действует в ней. Что Реформация продолжается. 

С праздником вас, дорогие братья и сестры!