Библейский текст: Плач 3:22–26,31–32 Деян 12:1–11 Ин 11:1(2)3,17–27(41–45)
1. Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, [где жили] Мария и Марфа, сестра ее.
2. Мария же, которой брат Лазарь был болен, была [та], которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими.
3. Сестры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен.
17. Иисус, придя, нашел, что он уже четыре дня в гробе.
18. Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати;
19. и многие из Иудеев пришли к Марфе и Марии утешать их [в] [печали] о брате их.
20. Марфа, услышав, что идет Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома.
21. Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой.
22. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог.
23. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой.
24. Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день.
25. Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет.
26. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?
27. Она говорит Ему: так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир.
41. Итак отняли камень [от пещеры], где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня.
42. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал [сие] для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня.
43. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон.
44. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет.
45. Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него.
Проповедь:
Дорогие братья и сестры,
Вопрос о воскрешении Лазаря, о возвращении его к жизни, это непростой вопрос. Об этом событии упоминает только Иоанн, а у синоптиков этого нет. Молчание синоптиков вызывает недоумение не только потому, что с чудом воскрешения разлагающегося мертвеца не может сравниться ни одно из чудес Христовых, но и потому, что четвертый евангелист прямо свидетельствует о том, какое решающее влияние это чудо оказало на исход земного служения Христа Спасителя. По Иоанну воскрешение Лазаря стало хорошим поводом к выступлению против Господа иудейских начальников, что закончилось Его крестной смертью.
Это объясняет, почему три евангелиста, Матфей, Марк и Лука, не упоминают этого события, по преданию они писали свои Евангелия тогда, когда Лазарь был еще жив (был епископом на острове Крите). Оберегая его от злобы врагов, евангелисты не упомянули об этом совсем. А евангелист Иоанн писал свое Евангелие позднее других, когда Лазарь уже отошел из этой жизни в лучший мир. Возможно поэтому, в отличие от других, он так подробно и написал об этом, уже не опасаясь ничего.
Не часто, дорогие прихожане нам приходится задумываться над вопросом о смерти? Связано это, наверное, с тем, что современный стиль жизни не очень-то уж позволяет нам разбрасываться временем на всякие "бесполезные и пустые" вопросы. «Ну нет у меня времени», — скажет современный человек, на размышления по поводу того, что со мной будет после того, как я умру. Что будет вообще в будущем со мной и миром.
По телевизору, например, крутят новости о войнах и катаклизмах, нагнетают ненависть к соседям, заставляя видеть врага там, где его нет.
Как это поется в одной знаменитой сегодня песне под названием «Маленький» (группа «Дайте танк!»)?
Я снова маленький, солнце яркое, мама опять сильнее всех в мире
Я снова боюсь собак и оставаться один в квартире
А деревья такие большие, незнакомые плохие слова
Поиграем в прятки? Мне, как раньше, по пояс трава
Это я не достаю до пола ногами
Или пол до моих ног не достаёт?
Те, кого я считал врагами
Просто делают мёд, просто делают мёд
Это я, только дети трясут головами
Не узнали меня, говорят, что не смогут помочь
Я стал сильнее, и теперь я не лягу к маме
Но чудовища не пришли — я прождал их целую ночь…
Да, чудовища не пришли. Они не вне, они часто внутри нас. Грех – вот самое страшное чудовище. Именно он превращает Ланцелота, победившего дракона, в нового змея.
А люди устали, они не хотят ни новой пропаганды, ни очередной, бессмысленной войны.
Простого человека игры политиков не интересуют. Лучше и безопаснее в сторонке отсидеться. Пока меня не затронуло, меня и не касается. Отсюда и нездоровое отношение к смерти и войне нашего общества. Бомбы где-то там, за окном. Ко мне же не прилетело?… А я что могу?... Наверное, по-другому нельзя, «наверху» знают, им виднее… А нам остается только додумать причину, объясняющую их «мудрые» решения.
Ладно, если бы такое слепое доверие касалось бы Бога, а не грешного кесаря, но очень плохо, когда кесарь пытается взгромоздиться на Божий трон. Это и приводит однажды к фатальным ошибкам, затрагивающим и жизни, и будущее новых поколений.
И все же в Книге Плачь Иеремии, появившейся как отклик на тему разрушения Иерусалима Навуходоносором в 586 г. до Р. Х мы слышим призыв пророка не бояться будущего, ибо «не навек оставляет Господь. Но послал горе, и помилует по великой благости Своей». (Плачь 3:31-32)
Люди в своей греховной гордыне вечно стремятся упорхнуть от Бога, но Он ждет, по Его милости мы не исчезли, а милосердие Его не истощимо. Если не научились сейчас ценить жизнь, то научаться новые поколения. И если о важности жизни наше современное общество предпочитает не думать. То это не значит, что этого не будет никогда.
Да, думать самостоятельно непросто. Да, нет привычки принимать решения. Да, кругом в жизни одна сплошная, не перерытая куча вопросов. И да, сложно поверить в воскресение мертвых, когда вокруг смерть, а подлинной жизни никто из живущих, сегодня так и не видел. «Ну а мало ли чего там, в Библии, написано», – так рассуждает современный человек. Вон, политики тоже много всего говорят, но разве есть вера их словам?
Что же, высказывания отдельных людей всегда можно проверить на практике. Как правило для этого не приходится долго ждать. Но вот подлинная вера это за гранью понимания и непонимания. Именно поэтому она применима только по отношению к Богу. Никак не к грешному человечеству, которому свойственно ошибаться по природе.
Поэтому и Воскресение мертвых это вопрос веры, не доказательства. И все же вера тоже требует своего "старта" своего какого-то опыта, который-то как раз и базируется на наших знаниях. Парадокс, но эти знания мы с вами можем почерпнуть только из Библии.
Итак, что же говорит там Иисус по поводу воскресения? Давайте вернемся к нашему Евангельскому тексту.
"Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет". (Ин. 11:25)
Это сказано непосредственно перед воскрешением Лазаря. Однако это событие еще не носит отпечаток вечности. Лазарю просто дано дополнительное время жизни на земле, но его существование отнюдь не избавлено окончательно от лап смерти. Он однажды еще раз пройдет через ее врата.
Тогда для чего Иисус это делает? Зачем он воскрешает Лазаря, если ему все равно дано умереть?
Данным действом Иисус демонстрирует окружающим свою власть над смертью и придает не просто глубинный, но реальный смысл своим словам «Я есмь воскресение и жизнь». Мы читаем: «Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него».
Цель чуда – вера учеников, а затем и народа, присутствующего при чуде. Словом «народ» переведено по-русски греческое слово οχλος – толпа. Это были иудеи, пришедшие из Иерусалима, в большинстве неверующие и враждебные. Но ученики? Разве и они не верили? Верили, но вера имеет разные степени и разное содержание. И Марфа исповедует свою веру. Она ее доказывает, словами – «знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день». Это умозаключение уже предполагает веру во всеобщее воскресение, со всеми проистекающими из нее следствиями.
И, тем не менее, у гроба Лазаря, когда она предупреждает Господа о неизбежности наступившего разложения, Господь ее призывает к вере. Почему? Здесь ударение на квиэссенции веры. Кто Источник Воскрешения? Жизни Вечной? Да, ответ на этот вопрос нужен именно потому, что воскрешение Лазаря совершается в преддверии страстей, а происходящее у гроба Лазаря невольно напоминает, христианскому читателю Евангелия, отдельные подробности Воскресения Христова. Это совпадение неслучайно.
Когда мы подходим к алтарю, многие делают это просто в дань традиции, особо не задумываясь над тем, что же здесь происходит. Ну, принято так, пришел в церковь – причастись. Но чего или, правильнее, Кого мы причащаемся? Что там происходит?
У алтаря, невидимо повторяется то событие, которое произошло у гроба Лазаря. Жизнь Лазаря отныне не принадлежала ему. Он не мог себя воскресить. И оставался мертвым до тех пор, пока к его гробнице не подошел Иисус. Так же и наша с вами жизнь, пока ее не коснется Спаситель, напоминает гробницу Лазаря, она так же зловонна и бессмысленна, как разложившееся тело.
Но вот если в нашу жизнь войдет Бог, то она, даже полная несовершенства и ошибок может порой странным образом измениться. Из досадного недоразумения она вдруг наполнится смыслом примерно так, как в небольшой истории, которую мне бы хотелось здесь напоследок поведать:
Однажды мать маленького мальчика из желания вознаградить успех своего сына в занятиях музыкой, привела его на концерт Великого Музыканта. Она усадила ребёнка в зале и, увидев знакомую, подошла к ней поздороваться.
Мальчик, который первый раз был на концерте, тем временем встал и решил исследовать местность. Увидев дверь с надписью «Вход воспрещён», он, конечно же, тут же вошёл в дверь.
Тем временем в зале погас свет перед началом концерта. Мать поспешила на своё место, но не обнаружила там своего сына. Внезапно занавес поднялся, и лучи прожектора осветили сцену. Вот тут мать охватил ужас, потому что она увидела на сцене своего маленького сына, который сидел за роялем и невинно играл нехитрую, недавно разученную мелодию.
И в этот же самый момент, стремительной и лёгкой походкой на сцену вышел Великий Музыкант. Публика ахнула. Но Великий Мастер подошёл к мальчику и сказал:
— Не останавливайся. Продолжай играть.
Наклонившись, Музыкант стал исполнять левой рукой басовую партию. Затем, его правая рука опустилась на клавиатуру с другой стороны от ребёнка, и он добавил живое, бегущее obbligato.
Аудитория была совершенно очарована.
Вместе Великий Пианист и Мальчик превратили нелепую, забавную ситуацию в удивительную, уникальную, и подарили аудитории абсолютно неповторимый момент.
Какой бы ни была ситуация, Господь шепчет:
— Дай Мне место в своей жизни и не останавливайся, продолжай играть. Вместе мы соберём мелкие осколки в Творчество. Несовершенство и Смерть вдруг превратятся в Великое произведение Искусства и Жизнь Вечную. Благо тому, кто терпеливо ожидает спасения от Господа.
Аминь.