Croce di neve

Примерно лет десять назад, поздней осенью, в Хакасии, где я тогда жил, произошла трагедия. Двое человек, дядя и племянник, тридцати и двадцати пяти лет, успешные бизнесмены, приехали в поселок Приисковый покататься на снегоходе в горах и попали в пургу. Когда их нашли спасатели, они висели на деревьях, один на шарфе, другой на шнурках своих ботинок. Официальная версия следствия – заблудились, кончилось горючее, пошли пешком, но от отчаяния, голода и холода решили повеситься. Да, кстати, нашли их спустя всего пару часов после их рокового решения…

Не знаю, насколько эта версия соответствует действительности, уж очень она кажется абсурдной. Но зимой в тайге, без пищи, без топора, когда не знаешь куда пойти, в голову может прийти любая идея, говорю вам как опытный путешественник. Однако, ни мне, ни моим друзьям в самых, казалось, отчаянных обстоятельствах, подобное в голову не приходило. Человек так устроен, что он хочет жить и борется до последнего. И пока есть силы, он будет идти, ползти по снегу, греться движением, жевать кору деревьев и сосать снег. Пока не выдохнется и не замерзнет. Или – пока его не найдут.

Помню у Сент-Экзюпери прочитал рассказ о том, как он, упав с самолетом в африканской Сахаре, выжил и пошел – из последних сил, еле живой, без воды и еды. И уже бредя, он почему-то представлял, что это не он в беде, а его родные и близкие, а он спешит к ним на помощь. Я навсегда запомнил его слова, его горячечный бред, спасший его от отчаяния: «Держитесь, мы идем! Мы идем и спасем вас!»

Так устроен человек, что он сопротивляется смерти. Но это как правило. Тот страшный случай в Хакасии, казалось, эту аксиому опровергает. И я все думаю – ну почему они это сделали? Что побудило их прекратить бороться – за себя, за свои семьи, оставшиеся дома, за свой успешный бизнес - и своей рукой остановить все? И меньше всего я хочу их судить за это, кто я такой, чтобы судить? Мне хочется понять их. И я не понимаю.

Я думаю о стоиках. Это философское течение было распространено среди римлян времени ранней Церкви и чуть раньше, когда в империи забыли о богах. Император стал богом, но его «человеческое, слишком, человеческое» било по глазам и заставляло быть атеистами многих образованных римлян. «Боги о нас забыли, и мы должны сами позаботиться о себе» -  так можно выразить один из догматов стоицизма. Но вспомнил я о них вот почему – когда приближался их конец, когда им грозило бесчестие или позор, когда смерть заглядывала в их дом, они предпочитали уходить из жизни сами. Почему? Все просто – а на кого полагаться, кроме себя? И если ты можешь одним движением лезвия, вскрыв себе вены или приняв яд, остановить боль и страдание, то чего еще ждать?
Надеюсь, вы понимаете, почему среди стоиков не было христиан? Потому что христианам есть на Кого полагаться и от Кого ждать поддержки, даже если тебя обвинили в поджоге Рима и бросили в вольер ко львам…

Христианину свойственно надеяться. Это не значит, что он никогда не отчаивается. Просто он не отчаивается до смерти, потому что он не хозяин ни своей жизни, ни своей смерти.  И он может молиться, подобно Иову, сетуя на свою «краткодневность» и «пресыщенность печалями»: «Уклонись от него: пусть он отдохнет, доколе не окончит, как наемник, дня своего» (Иов.14:6). Но он знает, что за окончанием этого дня, коль бы он не был труден, следует новый, вечный день, а ночь между ними, смерть, дает только Сам Господь.

Апостол Иаков в нашем сегодняшнем чтении выразил это через образ земледельца и его долготерпение, помните?

7 Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний.
8 Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается. Иак. 5

Долготерпение не было добродетелью этих двух героев моего сегодняшнего воспоминания, дяди и племянника, принявших решение свести счеты с жизнью за два часа до спасения.

Но сегодня, читая новости о своей несчастной и ужасной стране, я вижу всё ту же обречённость, когда мужики из Хакасии или Бурятии, умеющие выживать в тайге, покорно едут на войну по мобилизационному предписанию, чтобы там стать военными преступниками и умереть: «Ну не в бега же нам подаваться? Не в тюрьму садиться? Государству виднее!»

Как будто не было двух войн в ХХ веке, как будто полмира не поклонялось самому человечному и доброму богу-императору с приятным грузинским акцентом. И даже смерть Сталина, который, верили, никогда не умрет (как же без него?), не смогли нас изменить. И библейская истина: «Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека. Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на князей» (Пс.117:8,9), кажется, снова удел немногих. И даже если мы сто раз назовем себя христианами и наденем на себя распятия из чистого золота, это не спасет нас, если у нас нет веры.

«Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» Эти слова из следующей главы в том же Евангелии, что мы читали сегодня, всегда сильно напрягали меня. Скажу даже больше – пугали. Потому что мне страшно представить себе такой мир, в который приходит Господь в силе и славе, мир, которому не нужно ничего, кроме благ земных – власти, денег, присоединённых земель, истреблённых несогласных, накрытых ракетными и бомбовыми ударами, всех подряд – мужчин и женщин, стариков и детей…

Поэтому я всегда думал – в чём наша, христиан, опора? Что позволяет нам верить и ждать Второго пришествия, несмотря на? И ответ Евангелия таков: это Его, Бога, Царство, уготованное нам в вечности. Его сегодня предлагает нам увидеть Христос, рассмотреть, опознать и сделать своей опорой в этой временной жизни.

Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть.

Сказал также ученикам: придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите; и скажут вам: вот, здесь, или: вот, там, - не ходите и не гоняйтесь, ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой.  (От Луки 17: 20-24)

Как приходит Царство Божие? Для начала зададимся другим вопросом: «Что есть Царствие Божие?». И я предлагаю очень простой ответ - «Это Царствие Божие». То есть, оно принадлежит Богу и Он Сам дает Его, кому и как хочет. Это нам иногда не нравится. Мы сами хотим чего-то достичь. Чего-то построить. Самое справедливое в мире общество, например. Помните, когда-то это мы уже проходили, когда пытались построит Царствие Божие на земле. Только без Бога. Мы хотим сами – как те двое в горной тайге. И можно при этом вполне считать себя верующим, христианином. Ведь мне же обещали мои учителя, что Бог будет обслуживать меня всегда и во всём в этой жизни, в обмен на мою лояльность Ему? Ну, заодно еще и вождю, как того требуют те же мои учителя, и государству.

Но Царство Бога – не предмет торга или обмена. Оно принадлежит Богу, и мы получаем Его в дар со всем его содержимым, принимаем, ну, или не принимаем, выбор тут невелик.

Поэтому мы можем пока что смутно увидеть и ответ на наш сегодняшний вопрос: - Царствие Божие приходит как и когда хочет Бог. И это, конечно, не только то состояние, что ожидает нас после смерти.

Ведь многое из того, что говорит об этом Царстве Сам Иисус, говорится не в будущем, но - в настоящем времени:

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное...
Не бойся малое стадо, ибо ваш Отец благоволил дать вам Царство...
Приблизилось Царствие Божие, покайтесь и веруйте в Евангелие...

Все эти фразы вызывают больше вопросов, чем ответов, и мы начинаем судорожно озираться - да где же оно, это Царство, если оно так близко? И велик соблазн превратить Царство Божие, Небесное, в Царство человеческое, земное. Но, как только происходит такое превращение, утрачивается самая суть, как только мы посягаем на это Царство, монополизируем его, нам остается только царство, только персть земная, без Бога, без Христа...

Мы должны уяснить одну важную истину - да, Царствие Божие приблизилось, оно есть на земле, но – оно не ограничивается землей.

Однажды Царство Божие, принадлежащее Богу и небесам, сошло на землю. Но - где? Когда?
Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть.

Мне нравится манера Иисуса отвечать на вопросы людей, которые думают, что уже знают всю истину. И здесь, на вопрос «когда?» Он не отвечает. От отвечает на не заданный, но жизненно важный вопрос «как?» и «где?»

Так где же Царствие Божие, если оно приблизилось? Ответ Писания - вот оно, во Иисусе Христе, Сыне Божием, сошедшем с небес на землю. В Нём Царство Бога приблизилось к нам настолько близко, вплотную, что его даже можно было увидеть и потрогать. Не верите своим глазам? – тем хуже для ваших глаз.

Но как тогда быть со словами Самого Иисуса, что Царство это не придет «приметным образом»? Не противоречие ли тут? – А вы подумайте о том, что видели фарисеи, глядя на Христа. 
Мессию? Сына Божиего? Нет, конечно. Богохульника и еретика. Их представление о Сыне Божием и о Царстве отличались от того, чему учил Иисус. И это их представление было для них мерилом, а не Божие слово. Так удобнее, не правда ли?

Но не наше представление о Царстве и Царе свято и истинно, а Его. Как свят и исполнен истины только Бог, а мы грешны. И сами мы не можем войти в то Царство, что принадлежит Ему.

Но Бог не только свят, Он еще и любит нас. И Сын Божий Иисус Христос стал дверью для нас в это Царство. Истина в том, что Царствие Божие теперь «внутрь вас есть», т.е., теперь вам не нужно строить это Царство или идти к нему. Оно уже само пришло к вам. Через веру в Иисуса Христа, рожденную Словом Божиим и водой крещения.

Есть ли «внутрь вас» эта вера, братья и сестры? - значит есть и Царство. Почему же Иисус не указывает на Себя явно, говоря о Царстве? – Потому что дверь в Царство должна открыться Крестом. Именно поэтому Он говорит о Себе, как о распятом, воскресшем и вознесшемся.

Сказал также ученикам: придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите; и скажут вам: вот, здесь, или: вот, там, - не ходите и не гоняйтесь…

Это - уже к ученикам, а не к фарисеям. Но эти слова об этом же - о том, что Царство, стоящее пред ними, скоро перестанет зримо присутствовать в Его лице и станет «внутрь их». И не надо будет снова искать его вовне – в строительстве прекрасного «Царства Земного», неизбежно приводящего к переделу мира, войнам, вождям и фюрерам - таких  «царств» и «христов» было на протяжении истории великое множество, и гоняться за ними - пустая трата времени. Но здесь находится второй ответ о Царстве:

Царство Божие - это Церковь

Небеса спустились на землю. Дух Святой однажды, в День Пятидесятницы, сошел на Апостолов и поныне пребывает в детях Божиих через крещение, отворяющее небеса.

Но как же совместить это - что Царство это и Христос и Церковь? 
Через второе великое Таинство - Святое Причастие.

Только в нем мы получаем Христа - распятого, воскресшего и вознесшегося, прощающего наши грехи. Только через него мы, дети Божий, получаем Царство буквально «внутрь себя».

Ядущий Мою Плоть и поющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. (От Иоанна 6)

Так, входя в церковь и приближаясь к Алтарю со святым Причастием, мы входим на небеса, в Божие Царство, и приближаемся ко Христу.

20 … не придет Царствие Божие приметным образом,
21 и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть.

«Внутрь вас», «среди вас» стою Я, Ваш Господь. Во Мне средоточие этого Божьего Царства, разве вы не видите этого? А если не видите, может быть оттого, что не верите в Меня?»

И по сей день среди нас стоит Он, протягивая нам Себя – «Это Мое тело и Моя кровь.

Ешьте и пейте, во оставление ваших грехов…» И если мы думаем, что многим сегодня нужна эта встреча, это прощение и это Царство, то нам нужно просто посмотреть вокруг. И даже если все наши прихожане соберутся здесь, в этом зале, разве сравнимо это с теми, кто остался вовне, кому это просто не надо?

Христос придет однажды, придет обязательно, но будет ли кому встречать Его? Меня мучает этот вопрос, когда я думаю о той истории, с которой начал наш разговор и о вертолете МЧС, что нашел-таки двух заблудившихся в тайге туристов. Вот только они его не дождались… Эта история, как притча, будоражит и не дает мне покоя. «Дождался бы я вертолета? – думаю я. – Боролся бы я до конца?»

Страшная история, на самом деле. И страшные вопросы. Страшнее их только один – «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?»  

Многие ли, получив однажды Его Царство в дар, сохранили его для вечности?
В вере ли мы? Видим ли мы рядом с собой уже пришедшее Царствие Божие – Самого Христа, сходящего к нам в простых вещах этого мира – слове, воде, хлебе и вине?

И я надеюсь, что мы, собравшиеся сегодня вокруг Алтаря, сможем ответить для себя на этот вопрос.