Пятидесятница

Библейский текст: Числ 11:11–12,14–17,24–25; Деян. 2.1-21; Ин 14:23–27

1 При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. 
2 И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. 
3 И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. 
4 И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. 
5 В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. 
6 Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. 
7 И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? 
8 Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. 
9 Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, 
10 Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, 
11 критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих? 
12 И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит? 
13 А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина. 
14 Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: 
15 они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; 
16 но это есть предреченное пророком Иоилем: 
17 И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. 
18 И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать. 
19 И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь и курение дыма. 
20 Солнце превратится во тьму, и луна - в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный. 
21 И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется.

Проповедь.

Дорогие друзья,

Читая текст Деяний, мы с вами словно оказываемся в гуще событий жизни первой Церкви. И особенное, конечно, впечатление оставляет событие Пятидесятницы. Конечно, это было необычно – схождение огненных языков с неба, не нужно учить языки, я вот, например, столько бы времени сразу сэкономил – заговорил бы на любом языке без какого либо труда. Здорово! 

– Или нет? Не знаю. Наверное, все же скорее страшно, чем просто здорово. Ведь апостолы, видя чудо, являясь непосредственными участниками его, не могли знать, чем все это закончится. Оставалось только верить. 

Верить обетованию Господа, дарованному апостолам еще при Вознесении Его: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам».

Вот оно, случилось. Утешитель рядом, Он действует, учит всему. Но готовы ли были апостолы учиться? Готовы ли учиться мы? Или часто настаиваем фанатично на своем, не желая слышать что-то новое?

Что такое фанатизм, - как вы думаете? Любой фанатизм, по мнению некоторых исследователей политический ли, религиозный, атеистический, или даже — агностический, можно отнести к психологической проблеме. Человек подверженный фанатизму, не в состоянии принять Реальность, которая всегда будет больше наших возможностей постичь ее целиком.

Вольтер к примеру считал, что единственным лекарством от фанатизма является «философский дух, то есть способность размышлять, ставить под сомнение свои взгляды, подвергать их разумной критике».

Лишенный фанатизма человек способен учиться. Его мир не делится только на черное и белое, в нем есть место всем цветам и оттенкам. Человек имеющий жизненный опыт и образование, всегда открыт новому, чуду, ибо он знает – мир не ограничивается только его точкой зрения.

Опыт однако предполагает, что любая цветовая гамма находит свое особое место в жизни человека. Черное никогда не будет белым и наоборот. Но как нам различить, что белое, а что черное? Как не спутать золота с медью? Как отделить белое от черного в сером? Или может правильно принять как есть? Но ведь ложка дёгтя, как известно, если и смешивается с бочкой мёда, все же портит окончательно последнюю. Война «во имя мира» — никогда мира не породит, а так и останется войной, пусть даже для кого-то и будет выглядеть чем-то «справедливым».

Что же, Божья Истина всегда будет выше нас. И потому есть шанс на то, чтобы оставаться в Ней. Не Она в нас (ибо не вместим), но мы в Ней! 

- Как? Пребывая в Церкви Божией. Там, где обитает Дух Святой. Именно Он учит истинному различению и расширяет границы познания до бесконечности. Но где этот Дух? Как мне определить истинную церковь? Церквей ведь много, и каждая учит, что именно в ней Он – Дух Божий и содержится?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, нам стоит взглянуть на апостолов, чем они были заняты перед тем как Божий Дух посетил их?

Писание отвечает: «были единодушно вместе». Обратите внимание – ЕДИНОДУШНО! Все они вместе пребывали в молитве, все, как один человек, как одна душа. Среди апостолов не существовало разногласий. Их скреплял Дух Господень, дарующий единство веры. Как мы читаем в Символе Веры: веруем в единую святую, вселенскую и апостольскую Церковь…

Апостолы не сомневались в силе Церкви, они знали, именно здесь происходит важное – звучит Слово Божие и происходит встреча Бога и человека в Таинствах. Именно здесь звучит Божий Дух, которым и призывается спасительное Имя Господне!

Итак, мы видим, сила Церкви в Вере – доверии Богу, Его Слову. Но как верить, когда страшно и непонятно, когда вокруг «огненные языки»? Как можно сделать шаг в неизвестность? Не получится ли как в той шутке – вот решил раздвинуть стены сознания, да жаль, оказались несущими? Не завалит ли?

Апостолы знали – хоть и страшно, но не завалит. Ведь сама смерть уже побеждена Воскресением. В Церкви нет, и не может быть места сковывающему, парализующему страху. Есть страх только одного – оказаться недостойным Благодати Небес.

И поверьте, главнее этой Вести нет. Именно для этой цели Бог дарует нам своего Духа, для этой цели дает небольшой группе апостолов дар языков – нести эту весть миру. Смерть побеждена, а значит - всякий, кто призовет имя Господне, спасется.

Сегодня дары языков уже не столь важны церкви. Ведь по всему миру есть люди, готовые идти на проповедь Евангелия. И очень мало наречий, на которых бы оно ни проповедовалось. А потому - то, что было важно в первые несколько десятилетий появления Церкви, потеряло свою актуальность в век нынешний. Но что не потеряло актуальности, так это сама Её Благая весть. Еще раз - всякий, кто призовет имя Господне, спасется!

Знайте, Дух Божий продолжает действовать и сейчас, хотя и не столь экстравагантно, как это было в те далекие дни. Богодухновенное Слово Церкви продолжает звучать, и мы сегодняшние христиане, как и тогда, вокруг Него единодушно вместе. Мы слышим – Бог прощает всякого. Значит в истинной Церкви нет, и не может быть места фанатизму, ибо все мы виноваты пред Всевышним, все ошибаемся, и порой эти ошибки имеют далеко идущие последствия. 

- Почему ты сердишься и обижаешься? Не лучше ли успокоиться и простить? – спросил Исповедник.

- А почему я должен делать ему одолжение и прощать его, он же… - хотел было оправдаться прихожанин.

- Прости, что перебиваю тебя, - сказал Исповедник. – Позволь задать тебе два вопроса, и тогда я отвечу на все твои «как» и «почему».

Прихожанин утвердительно кивнул.

- Тебе хорошо, когда ты сердишься и обижаешься? – спросил Исповедник.

- Нет, конечно же, - ответил прихожанин.

- Так кому же ты делаешь одолжение, когда благодаря отсутствию злости, спокойствию и прощению делаешь себе хорошо?

Прихожанин хотел было что-то сказать, но, открыв рот, так и не смог произнести ни слова. Он стоял, потупив глаза в землю.

- Помни, от тебя зависит, что ты выберешь, обиду или прощение, страдание или счастье. Выбор за тобой, - сказал Исповедник.

- Но скажите, как можно не обижаться? Это же так трудно.

- Ты, главное пойми, что каждый раз, когда ты захочешь ударить кого-то хлыстом осуждения или обиды, первым, кого, замахиваясь, ты ударишь – будешь ты сам! 

Осуждая людей, - осуждаешь себя, пойми, ведь ты же тоже человек, а потому лучше сотвори молитву и попроси у Бога прощения за обиды, допущенные в сердце, да крепости духа избегать впредь подобных искушений. Самому со всем этим не справиться, но у Церкви есть особый дар – Дух Святой, что свидетельствует нам о Господе, победившем грех и смерть, вот на Него и уповай в искушениях.

Некоторые из нас довольно нагрешили в прошлом, но прежние слова и дела не определяют нашего будущего в Божьих глазах. Пока есть Церковь, хранящая Богодухновенное Евангельское Благовестие, есть у человека и возможность начать все сначала. Прося у Бога прощения, мы делаем первый шаг к восстановлению отношений с Ним и друг с другом. «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1:9).

Помните, Духом Церкви призывается Имя Господне, и Им мы спасаемся! Аминь.