Исцеление слепого

Библейский текст: Мф 12:22-37

Я из того поколения, которое в детстве снимало на фотоплёнку и само печатало фотографии. 
Помню, как мне родители подарили мой первый фотоаппарат, «Смену 8М», и к нему набор реактивов, фотоувеличитель, ванночки, бачок для проявки плёнки, саму плёнку в кассетах и красный фонарь. Стоило это половину родительской зарплаты, но это того стоило! Я весь день ходил по городу, фотографировал дома, деревья, людей, потом, вечером, я в туалете проявлял плёнку, а вечером следующего дня, запершись в своей комнате и включив красный фонарь, я занимался чудом – превращал застывшие мгновенья негатива на плёнке в окна из реальности на фотобумаге. Главные правила было такие – четко выбрать размеры кадра и его резкость и выдержать бумагу в проявителе и закрепителе. Если ты недодержал или передержал, то картинка портилась – мутнела, бледнела или темнела, теряя очертания отснятого.

Это было такое маленькое чудо, которое включало в себя и моё участие, и моё умение его, это чудо, совершить…
А еще чудо было в том, что мир можно было свести к двум цветам – черному и белому, и к их градации, и мир на фотографии от этого не становился хуже, напротив, он становился чётче, контрастнее, понятнее, являл свою исходную, спрятанную в буйстве цветов, истину и красоту. Фотографом я не стал, но этот урок усвоил.

Умение извлекать главное, черно-белое из цветной мешанины реальности дает нам Писание. «Экстремизм» Библии и Самого Христа в этом – научить нас отличать правую руку от левой, зло от добра, Бога от Его подделок, Закон от Евангелия. А это возможно только на пределе, на границе цветов, на черно-белой картинке. И эта картинка всегда требует от нас понимания нашей стороны: где мы? с кем мы? А когда приходит понимание, раскалывающее наше сознание, от нас требуется сделать шаг.

История, о которой мы читаем сегодня в Евангелии, началась с чуда, которое, как и все чудеса Иисуса, внесло раскол среди его свидетелей. И тем острее был этот раскол и ожесточение, чем явнее, контрастнее было чудо. И что может быть более контрастным и «черно-белым», чем мир бесноватых – и «нормальных»? И, мало того, зрячих и говорящих – и слепоглухонемых?

Изгнать бесов – это чудо. Ну а если бесноватый при этом – слеп и нем? Вы можете себе представить человека, который не может говорить, и, при этом, ничего не видит? Каково просто слепому и немому, который лишен самых важных органов чувств? А теперь умножьте это на бесноватость, на одержимость, на все разрушающую природу демона, захватившего тело несчастного!

22 Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть.
23 И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов?

Вот уж, действительно чудо! Даже гадаринский бесноватый, имевший в себе легион, сосланный Иисусом в свиней, уступает этому одержимому, которого Иисус освобождает как бы трижды – от бесов, от печати молчании и от тьмы кромешной, его окружавшей.

Такова задача Бога, ставшего Человеком – «исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу» (Лк 4:18)
Одержимость, молчание и тьма уступили место свободе, голосу и свету – что может быть конкретнее, предельнее, яснее этого деления на черное и белое? Неужели это чудо не являет нам Сына Божьего, пришедшего в наш мрачный мир греха? Неужели найдется кто-то, кто скажет: «Ну, не всё так однозначно…»

24 Фарисеи же, услышав [сие], сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как [силою] веельзевула, князя бесовского.

Увы, увы, не все свидетели удивлены и рады. Для некоторых это чудо – повод не для радости, а для злоязычия. И если бывший одержимый немой стал говорить, то эти, казалось бы, не одержимые говорящие - что изрекают их уста? - Он изгоняет бесов не иначе, как [силою] веельзевула, князя бесовского.

«Разве плохо видеть мир в его многообразии и неоднозначности? Разве «черно-белое» восприятие не свидетельствует о бедности мировоззрения?» 
Наверное, иногда это так. Но не в главном.

В главном, в основе, как говорит нам история человечества, Писание и наша собственная совесть, всё достаточно просто и контрастно: «От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь» Быт 2: 16,17
Свет – и тьма. Правда – и ложь. Жизнь – и смерть. Добро – и зло. В основе мира лежат антонимы.

Но некоторых людей это не устраивает. Им хочется всего и побольше, этакую палитру мнений, чтобы «не всё так однозначно». И вот, человечество уже ищет свет во тьме, и «свою правду» во лжи, и определяет, кто достоин жить, а кому следует умереть, и мешает добро со злом. 

Потому что так проще жить. Так не надо судить себя по четкому «черно-белому» критерию, обозначать грех, раскаиваться. Проще всё перевернуть: «война – это мир», «правда – это ложь», «Иисус – это не Мессия».

И что бы ни сделал Иисус, такие люди всегда вывернут Его дела и Его слова наизнанку. Потому что они уже решили для себя, что Он – не может быть Мессией.

Что может убедить их в обратном? Да ничего. Они отвергают Его истину. Критерий истины – не в Нем, а в них. Таким образом они ставят себя на место Мессии, а Его пытаются отправить в ад - Он изгоняет бесов не иначе, как [силою] веельзевула, князя бесовского.

25 Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит.
26 И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его?
27 И если Я [силою] веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею [силою] изгоняют? Посему они будут вам судьями.
28 Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие.

Это так просто. Потому что это не тот несчастный глухонемой, слепой и бесноватый, а мы с вами, друзья. 
Нам не надо даже вслушиваться в Его слова – о покаянии, о Царстве, нужно только дать истине Его дел, Его освободительных дел, открыть наши глаза. Наши давно слепые глаза, обращенные не на дела Христа, а внутрь, на нас самих.

И тут открывается парадокс нашей божественной свободы, того, что делает нас образом Божиим даже в падшем состоянии - Иисус способен исцелить слепого, но тех, кто не хочет видеть истину, исцелить невозможно, их слепота иного рода, их одержимость, хоть и не швыряет их в огонь и  воду, ведет их прямо в бездну, если они не готовы признать свое исходное «черное» состояние и протянуть руки навстречу «белому» свету Христа…

30 Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.

Никогда Господь так не заострял этого противоречия, но здесь оно предельно. Нельзя быть «возле» Христа, или «рядом» с Ним, или «недалеко» от Него. Только так – или с Ним, или против Него.
С Ним – значит с Отцом, с Богом праотцев. Против – значит с диаволом. Одержимость можно излечить, демона, захватившего тело – изгнать, но невозможно освободить тех, кто добровольно, свободно и разумно отвергают Бога и Его Сына и следуют на Противником.

Поэтому Иисус далее произносит приговор:
31 Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам;
32 если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.

Хула на Духа Святого - непростительный грех не по причине того, что он велик, а по причине того, что  это означает неверие. Это означает отвержение очевидного, того, что даже слов не требует, что, как то же чудо, что совершил Иисус, само рождает в сердце веру… если только мы не выстраиваем в этом сердце барьеров.

Плоды, дела Иисуса свидетельствуют о Нем, и это свидетельство и есть дар Святого Духа, плоды Его очевидны и великолепны, и какие еще нужны свидетельства очевидцам?

33 Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду.

Но нет, они не способны отличать добро от зла, поскольку их собственные сердца переполнены гордыней, самомнением и поверхностным знанием старых писаний, которые они усердно превращают в нечто противоположное…

34 Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста.
35 Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое.

Так добры мы или злы? Ответ прост – если мы даем Его слову и Таинствам действовать, если мы им верим и принимаем их, зло просто тает под Его взглядом, словом, чудом. Бесы уходят, тьма отступает, а наши собственные уста способны повторять Его слова.  Только так, только повторяя Его слова, мы обретаем истину.

Отвергая же Его слова и дела, мы способны лишь прийти в итоге к отчуждению от Него, это и названо здесь словом «осуждение»:

36 Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда:
37 ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься.

18 Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия.
19 Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы  (Иоан.3:17-19)

Здесь, в словах уже Евангелиста Иоанна, ключ к пониманию нашего сегодняшнего текста, к понимаю того, что происходило и происходит до сих пор с фарисеями, яростно отвергающими христовы слова, дела и чудеса.
И в итоге отвергающими самое главное чудо – чудо распятого Бога, что стал Человеком, чтобы вытащить нас из мира мрака, одержимости и смерти, из немоты и глухоты неверия и греха в чудный Свой свет.

Тем же, кто верит Ему, Он протянет сегодня Себя на Вечери Его чудесной любви, и не хула на Духа, но благодарность, то, что по-гречески звучит, как «евхаристио», изольется из наших сердец.