Молитва

Библейский текст: Исх 32:7–14 Кол 4:2–4(5–6) Ин 16:23б–28(29–32)33

23 ...Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. 
24 Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна. 
25 Доселе Я говорил вам притчами; но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце. 
26 В тот день будете просить во имя Мое, и не говорю вам, что Я буду просить Отца о вас: 
27 ибо Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я исшел от Бога. 
28 Я исшел от Отца и пришел в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу. 
29 Ученики Его сказали Ему: вот, теперь Ты прямо говоришь, и притчи не говоришь никакой. 
30 Теперь видим, что Ты знаешь все и не имеешь нужды, чтобы кто спрашивал Тебя. Посему веруем, что Ты от Бога исшел. 
31 Иисус отвечал им: теперь веруете? 
32 Вот, наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного; но Я не один, потому что Отец со Мною. 
33 Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир.

Проповедь

Дорогие прихожане, 

Сегодняшнее воскресение, пятое по Пасхе называется на латыни Rogate (Молитесь).  Кажется, что нет ничего более значимого для христианина кроме молитвы. Ведь молитва — это то, что открывает нам путь к Небесам, ведь принято считать, что молитва есть диалог с Богом. И Он Сам и Его воинства слышат молящегося. Или не слышат?

А всегда ли молитва есть разговор с Богом? А вдруг это монолог? И действительно, может ли молитва быть бессмысленным деянием? И еще следующий вопрос, зачем молиться, если на все Воля Божия?

Знаменитый философ экзистенциалист Сёрен Кьеркегор как-то сказал: «Молитва не может изменить волю Бога, но может изменить молящегося». Это очень по-экзистенциалистски. 

Экзистенциализм определяется как философия существования. Она направлена на отрицание слишком абстрактного, или слишком научного подхода. Экзистенциалисты считают правильным для философии концентрироваться на самой «экзистенции» — человеческом существовании. Согласно их видению, человек самостоятельно наделяет жизнь смыслом в изначально бессмысленном мире. 

И тут, пожалуй, Кьеркегор прав. Молитва действительно нужна не Богу, она нужна нам, людям. Бог Отец продемонстрировал нам это примером Сына Своего, Спасителя нашего Иисуса Христа. Сегодня Господь в евангельском тексте предсказывает Гефсиманскую историю, когда остался один, а ученики его задремали. И когда был пригвожден ко Кресту, а ученики в страхе рассеялись. Будучи оставленным самыми близкими, Он обращается к Отцу как Человек, давая и нам пример: «Я не один, потому что Отец со Мною».

Даже когда кажется, что мы одиноки и непоняты, всеми покинуты, Бог не оставляет нас. И даже если в самой жизни утрачен всякий смысл, а силы и надежда на исходе, он вполне может вновь обрестись в молитве. Так что молитва — это никак не бессмысленное занятие. Как говорили римские философы стоики: «Желающего судьба ведет, нежелающего — тащит». Внешние обстоятельства могут быть сильнее нас, но внутреннее состояние души, наш выбор, дарованный нам Светом Веры в Господа, победившего мир, у нас не отнять. Мы, христиане, все одно можем наполнять происходящее победой Жизни, используя любой шанс, предоставляемый нам в процессе нашего бытия. Главное, стараться не упустить, помнить, Бог дает всегда шанс. Иисус говорит нам: «о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам». 

Для одного человека наступили тяжёлые времена. Он взмолился Богу о помощи:

— Господи, вспомни, обо мне. Я никогда не досаждал тебя просьбами, не ходил в церковь и ни о чем не молил. Сейчас я постарел, обанкротился и впервые в жизни прошу Тебя оказать мне одну милость; надеюсь, ты не ответишь мне отказом: подари мне шанс поправить свое материальное положение. Ну, хотя бы выиграть в лотерею.

Прошли дни. Потом недели и месяцы. Ничего особенного не произошло. Однажды ночью человек выкрикнул с отчаянием в голосе:

— Боже, ну почему же ты мне не помогаешь?

И вдруг он услышал голос сверху:

— Да я не против помочь, но может тебе сначала купить хоть один лотерейный билет?

Так, к сожалению, бывает, молитва может быть и неверной. Если не исполнена любви и ДОВЕРИЯ к Богу. Такая молитва описана в книге Исход. Мы сегодня читали эпизод о том, как Бог предполагал наказать народ за такую молитву:

«Скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца и поклонились ему, и принесли ему жертвы и сказали: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской! И сказал Господь Моисею: Я вижу народ сей, и вот, народ он - жестоковыйный; итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их»

Так что же это получается, если грешник обратится к «высшим силам», то окажется у разбитого корыта? А если верующий попросит Небесного Отца, то исполнится любая его просьба? Все, все?

Ну что же, если вы пришли к подобной мысли, я поздравляю вас - вы стали пленниками магизма. Мысль, что какой-то внутренний правильный, доверительный настрой души, или верно подобранное слово может влиять на настроение и решение Бога, есть магия в чистом виде. Это неверная мысль. Ведь, как говорит Библия, Бог неизменен в своих решениях. 

Об этом говорит нам молитва Моисея, что обращает внимание Бога на данное Им Слово: «да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли Египетской ...вспомни Авраама, Исаака и Израиля, рабов Твоих». (Исх.32:11.13). И вот да, Бог конечно же не меняет того, что однажды обещал: «...И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой» (Исх.32:14)

В книге пророка Малахии 3:6 также сказано: «Ибо Я - Господь, Я не изменяюсь (в ином переводе – Я не изменяю своему слову); посему вы, сыны Иакова, не уничтожились». 

Бог Милостив, но не стоит искать у Него выигрышный лотерейный билет. Скорее правильнее положиться на Его Непостижимую до конца волю относительно нас. Помня о том, что Ему все же виднее, что нам поистине нужно.

У знаменитого барда Булата Окуджавы (мой отец очень любил его творчество), есть знаменитая песня «Молитва Франсуа Вийона». В ней звучит довольно радикальная просьба:

Пока Земля ещё вертится
Пока ещё ярок свет
Господи, дай же ты каждому
Чего у него нет

Умному дай голову
Трусливому дай коня
Дай счастливому денег
И не забудь про меня

Пока Земля ещё вертится
Господи, твоя власть!
Дай рвущемуся к власти
Навластвоваться всласть…

Ох беда была бы если бы все пожелания наши исполнялись бы. Пожелания людей, до конца не осознающих последствий собственных стремлений! В сказаниях восточного мира, к примеру упоминаются джинны, которые являются своего рода эквивалентом наших злых духов. Это совсем непохоже не знаменитую голливудскую сказку о лампе Алладина. Согласно историям о джиннах, их коварство заключается в том, что они да, как раз исполняют то, что человек пожелает, и это приводит к трагедии. Сатана очень любит подталкивать грешную человеческую волю к саморазрушению.

Не зря мы слышим в Молитве Господней: «Да будет воля Твоя и на земле, как на небе»!

Вот он секрет. Апостол Павел также говорит нам: «Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением». (Кол.4:2) С БЛАГОДАРЕНИЕМ! Умение увидеть, что в любом событии, найдется и своя позитивная сторона, что-то хорошее, это добрый знак. Знак верного, любящего Бога сердца. Это молитва ВЕРЫ. Только так можно разглядеть в пути Креста Спасителя и обрести благодарную любовь Небесного Отца: Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я исшел от Бога.

А ведь только такая молитва, молитва веры и будет продуктивна, ибо уже изначально, даже если она и содержит в себе ошибочную просьбу к Богу, она заранее согласна на любой возможный ее исход. Добрая молитва не предполагает поиска собственного счастья, она есть ни что иное, как ответ на Благодать. 

«Gnade um Gnade» («Милость ради милости» или «Благодатьна благодать») – так кстати называлась книга проповедей пастора Карла Блюма, вокруг которой строилась христианская жизнь нескольких поколений лютеран в нашей стране. Люди, лишенные Таинств Церкви и христианской проповеди находили в этой книге духовное укрепление, позволяющее лучше понять Благодать Слова Божьего, призывающего их к истинной, живой молитве, наполненной делами Веры.

Так что давайте и далее будем «постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением» (Кол. 2:2). Аминь!