Маленькие шаги

Библейский текст: Лк. 11:5-13
 
Мой знакомый как-то неудачно прыгнул со скалы и сломал себе ногу. Сломал так, что и врагу не пожелаешь – со смещением, в нескольких местах. Когда он отлежал в больнице неделю на вытяжке и ему разрешили поворачиваться, он был счастлив. А еще через неделю он сбежал из больницы домой на костылях, потому что лечение закончилось, а лежать просто под наблюдением было невыносимо. Когда я узнал и созвонился с ним и стал сопереживать всяко, он сказал мне: «Знаешь, это классный опыт. Ты вдруг понимаешь, что жизнь – это не бесконечная гонка и выпендрёж со стремлением быть первым, а простые радости, которых раньше я просто не замечал – семья, ребенок, возможность дойти до туалета самому, в конце концов…»
А я тогда вспомнил молитву летчика-писателя Антуана де Сент-Экзюпери, который в жизни своей тоже много раз себе ломал руки-ноги, падая с самолетом. Эта молитва есть в Интернете, вы можете там ее найти и прочитать, если интересно. Там есть такие слова: «Убереги меня от наивной веры, что все в жизни должно быть гладко.

Подари мне ясное сознание того, что сложности, поражения, падения и неудачи являются лишь естественной составной частью жизни, благодаря которой мы растем и зреем…
Я знаю, что многие проблемы решаются, если ничего не предпринимать, так научи меня терпению…
Дай мне не то, чего я себе желаю, а то, что мне действительно необходимо.
Научи меня искусству маленьких шагов».
 
«Искусство маленьких шагов» начинается с переосмысления, как у моего друга, и с молитвы. С осознания себя маленьким и хрупким человечком. С осознания своей зависимости – от земного притяжения, дождя, солнца, холода.
Зависимости от других.
И от Бога.
 
Почувствуйте себя тем, кто протягивает руку за подаянием, и чей обед и ночлег зависит от того, что в нее, эту руку положат.
Подумайте, кто сегодня подаст нам, бедным и убогим? От кого мы зависим?
 
От ответа на этот вопрос зависит многое. Например, останемся ли мы рабами, или станем свободными. Да-да, не удивляйтесь. Ведь если мы в этой жизни рассчитываем только на людей, на власть, на деньги, на силу, на здоровье – то мы «несчастнее всех человеков».
Но однажды, и это происходит, так или иначе, с каждым, мы поднимаем глаза к небу и, как раненый Андрей Болконский на поле под Аустерлицем, видим себя со стороны. Мы понимаем, что пропустили в своей жизни самое главное, что делали своими господами себе подобных червяков, а вовсе не Того, Кто это заслуживает. И тогда мы, наконец, понимаем слова пророка Иеремии о благословении: «Благословен человек, который надеется на Господа, и которого упование - Господь» (Иер. 17:7)
А если так, то вот вам еще вопрос: кому мы молимся?
 
Это очень важный вопрос. Задумайтесь над ним. Часто ли вы молитесь БОГУ? Ну, там, забегаете в церковь пару раз в неделю на вечерню? Или даже раз? Нет? Может, вы молитесь дома? Как часто? Как регулярно? Не уверен, что ваша молитвенная жизнь организует день, что перед каждым важным событием вы закрываете глаза и шепчете заветные слова ВЕРЫ. Вот после, когда ничего не получается – сколько угодно. Можно посетовать на начальство, на правительство с премьер-министром, можно даже помолиться. А если всё получается у нас, всё складывается – как часто мы бываем благодарны Ему? Как часто находим время, чтобы преклонить колени и сказать: «Спасибо»?
 
Вот и сегодняшние наши отрывки учат нас.
Учат молиться.
Перефразирую поговорку: «Скажи мне, как ты молишься, и я скажу, кто ты».
Наши чтения сегодня учат нас тому, что значит - просить.
 
А что такое – просить? Какие у вас это слово вызывает ассоциации?
 
«Господи, дай мне здоровье, благополучие, работу, машину…» 
Дай МНЕ… Но наши сегодняшние отрывки учат нас другому. Прошение – это не столько «дай мне», сколько «дай ЕМУ». Или – ИМ. Прошение – это всегда ЗА кого-то.
Вспомните Моисея, выпрашивающего у Бога милости к своему беспутному народу, создавшему тельца. Вспомните Авраама, который прямо-таки торговался с Богом за участь Содома. «А если там будет пятьдесят праведников?.. А если десять – не уничтожишь?..»

Какие чувства вызывают у вас эти люди? И какие бы вызывали, если бы они просили просто ЗА СЕБЯ?
Ответ понятен.  
 
5  И сказал им: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придет к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба,
6  ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему  (От Луки 11)
 
Всегда хлопотно иметь друзей. Настоящих друзей, тех, кто может завалиться к тебе без объявления с поезда с утра пораньше или посреди ночи. Тех, которые могут прийти со своими проблемами и просьбами, они ведь всегда рассчитывают на нас, наши друзья.
Гораздо проще жить в одиночку или маленьким кланом, запершись в своей квартирке, общинке, стране: никаких друзей – никаких проблем. Но к кому пойдете вы, если ваша квартира сгорит, работодатель разорится, а власть «не справится с управлением»? Если кончатся деньги, и вы не знаете, чем завтра кормить семью? Кто вам поможет? Кто обнимет вас за плечи и просто посидит молча с вами в вашем горе? Начальство, правительство?
 
«Друг мой с дороги зашел ко мне…» Блаженны те, кто имеют таких друзей, которые могут зайти с дороги в полночь! Но если вы не готовы были к такой встрече? Что, если вы сами нуждаетесь? Встанете тогда и пойдете к другим вашим друзьям, что имеют возможность помочь. Конечно, странно заходить среди ночи за спичками прикурить или за солью, но здесь, когда речь идет о судьбе другого человека, не о нас, а о нашем друге, это совсем другое дело…
 
7  а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе.  (От Луки 11)
 
В чем познается человеческая дружба?
В том же, в чем и наша собственная хрупкость - в испытаниях.
В просьбе посреди ночи.
Дружба имеет право на этот стук посреди ночи, особенно когда в беде не мы, а другой. Дружба имеет право просить, даже когда друг перестает быть другом и превращается в испуганного обывателя. Когда он закрывает дверь перед другом-евреем во время погрома. Перед другом-«сектантом», которого ищут спецслужбы за «подрывную деятельность». Перед другом-погорельцем, у которого ничего не осталось, кроме вас, к которому он пришел ночью.
 
8  Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит.
9  И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, (От Луки 11)
 
Всегда найдется тот, кто откроет. Не один, так другой. Только – нужно стучать. Только – нужно идти и пробовать. Ничего не получает тот, кто обижается и уходит в себя, кто жалеет только себя. «Ах, какой я несчастный, никто меня не любит, я вот и друга потерял…» Да, вообще-то радоваться бы надо, что в худшей ситуации не понадеялись на него! И потом – всегда есть те, кто являются нашими друзьями, а не те, кого мы так называем.
Стучите – и отворят вам. Отворят ваши истинные друзья.
 
Это значит, что мы должны быть настойчивы.
В том числе (и прежде всего) настойчивы в молитве.
Если что-то действительно нужно с вашей точки зрения – просите, пока не получите ответ.  Бог никогда не оставляет без ответа вопрошающих к Нему. Бог не прячется за закрытой дверью. Разве что мы сами не всегда хотим слышать Его ответ?
 
Мы, например, просим об исцелении, а Бог говорит – оставь свой грех, потому что именно он ведет тебя к твоей болезни. А нам очень хочется не болеть, да и с грехом расстаться не желаем.
Или мы умоляем Бога вывести нас из нищеты, но при этом не желаем, боимся оставить всё и поехать в новое место, где есть работа, есть шанс…
А это значит, что мы должны быть внимательны к Его слову.
В Его слове всегда содержится ответ для вас.
И, наконец, это значит, что мы должны осознавать эту зависимость от Него. Он знает лучше, что вам нужно. Не диктуйте Ему условия. Просить - это не требовать. Просить – это уподобиться зависимому ребенку, доверяющему своим родителям.
 
11  Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы?
12  Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона?  (От Луки 11)
 
Но есть ведь еще один немаловажный вопрос: что мы просим? О чем? О машине, о деньгах, о хорошем урожае? Да, все это Бог дает, если это составляет «наш насущный хлеб», т.е., если это действительно нам необходимо. Но – только ли это составляет предмет наших прошений? Пусть будут у нас полные амбары, пусть будет отремонтирована квартира, а холодильник полон – спокойно ли будет наше сердце? Ё
 
Нет.
Ведь главная проблема человека – не нищета или безработица, а грех. И только Бог может разрешить эту проблему. Это – начало начал.  С этого начинается каждое Богослужение – с просьбы о прощении. С этого должна начинаться каждая наша молитва. Не о золоте и серебре, которые мы с собой не унесем, но о прощении, с которым мы входим в вечность.
Человек, берущий чашу Господню и ядущий Его Тело у Алтаря с мыслями разбогатеть – не туда пришел. Он очень рискует остаться без самого главного богатства – которое дарует нам Бог – незримого, неощутимого и неосязаемого Духа Святого. Бесконечно ценного, ибо Он изнутри преобразует нашу жизнь. Направляет наши мысли. Делает понятным ответ Отца.
 
Мы злы, ибо грех есть в нас, но мы любим наших детей, и понимаем, что не только кров, пища и одежда составляют для них потребность. Есть что-то делающее семью – семьей. И это не купить ни за какие деньги.
 
13  Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него. (От Луки 11)
 
Имеете ли вы этот дар – Духа Святого? Сформулирую вопрос по-лютерански – крещены ли вы? В церкви ли вы? Выходите ли вы к Алтарю, где Дух Святой обновляет вас каждый раз? Здесь ключ к вашей молитвенной жизни. Бог хочет «чтобы все люди спаслись и достигли познания истины».
Для этого не надо далеко ходить.
И отсюда начинается это искусство «маленьких шагов» - от шагов к Алтарю, куда мы выходим с протянутой рукой.
И Тот, Кто умер за вас, дает вам всё необходимое.
Свое Тело и Кровь.
Свою жизнь.
Свое терпение в страданиях.
Свою мудрость и Свою любовь к ближним.
Свою вечность.
 
«Господи, дай мне…» Но неужели мы не можем просить и за себя?
Можем.
Мы можем простить себе прощение грехов, силы верить и надеяться, мы можем просить у Него больше любви к нашим ближним.
И мы можем просить у Него Его Тела и Крови – для нас, за нас ломимых и изливаемых. Эта наша благая доля, которая нас не отнимется, если только мы сами не откажемся от нее.
А мы ведь не откажемся?
Мы ведь готовы, вслед за Экзюпери, сказать Богу:
«Господи, я прошу не о чудесах и не о миражах, а о силе каждого дня.
Научи меня искусству маленьких шагов»?