Найденная драхма

Библейский текст: Иез 18:1–4,21–24,30–32 1Ин 1:5–2:6  Лука 15:1-10

1 Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его. 
2 Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними. 
3 Но Он сказал им следующую притчу: 
4 кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее? 
5 А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью 
6 и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу. 
7 Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии. 
8 Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет, 
9 а найдя, созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму. 
10 Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся. 

Проповедь:

Дорогие друзья,

Когда выпадает проповедовать на столь ясную притчу о пропажах, даже не знаешь, что можно сюда добавить. В этих стихах Иисус рассказывает притчи о потерянном и найденном: о потерянной овце и о драхме, потерянной женщиной.

Из этих притч мы можем извлечь следующие уроки. Во-первых, каждая душа дорога Богу, как потерянная овца, и Он стремится найти ее и возвратить на путь истины и праведности. Это говорит нам о том, что Бог прилагает все усилия, чтоб каждый человек в жизни так или иначе обрел шанс услышать спасительную Благую весть. Но действует Он в жизни самого человечества именно так, и по тем принципам, которые понятны и доступны нам, людям. Он родился в этом нашем материальном мире и именно через Святую Церковь, живущую здесь и сейчас, осуществляет свое служение. 

Церковь это место, куда мы вполне реально можем прийти, чтобы встретиться с Богом. Спасительное откровение Его проявляется в том, что Он ищет и спасает потерянных вовсе не как-то виртуально, но вполне осязаемо. Ровно так, как это и описано в притчах. Как Настоящий пастырь ищет пропащую овцу, или как женщина закатившуюся куда-то монету, так и Он дал нам шанс на то, чтобы реально быть с Ним в этом затерянном мире.

Интересно, что конце Иисус дает краткое и окончательное разъяснение этих притч, говоря о том, что во Святой Троице возникает радость, когда потерянное находится и возвращается. Радость в небесах. Ангелы Божии торжествуют даже при одном покаявшемся грешнике.

Каждый из нас может быть потерян и заблуждаться, но стоит всегда помнить, Небесный Отец ждет там, где грешник его и оставил. Он всегда будет готов принять нас обратно с раскаянием и покаянием. Не просто так, после нашего сегодняшнего отрывка последует еще одна притча – о блудном сыне.

Так что давайте братья и сестры, не будем впадать в уныние и терять радости в Господе. 

Пусть эти притчи из Луки вдохновят нас продолжать наш жизненный путь в любви к ближним, щедрыми на милость подобно тому, как и Господь до сих пор был, и есть щедр и милостив к нам. Упорно не прекращая хранить наш жизненный путь, который грех человеческий не перестает извращать.

Давайте молиться о том, чтобы грешный человеческий род перестал наконец искать для себя собственного счастья, иного, особого пути. Без Бога это лишь дорога забвения, утрата подлинного, задуманного Богом нашего «я». И даже внутренняя вера в то, что кто-то чем-то там «заслужил» спасение, не поможет. Не зря апостол Иоанн напоминает нам сегодня: «Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас». (1Ин 1:10)

Спасение не является тем, что можно заслужить. Даже чрезмерными страданиями и тоской о Небесном. Это бескорыстный, милостивый Божий дар для нашего грешного мира. Пророк Иезекииль говорит: «Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог. Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив?». (Иез. 18:23)

Потому тут нам нечем гордиться, как и потерянной драхме, она бы так и валялась где-то в темном углу, если бы не тщательные поиски ее владелицы, а затерянная овца вполне возможно не увидела бы рассвет, будучи растерзанной волками если бы не беззаветная любовь ее пастыря.

Хочу рассказать вам одну историю о слишком самоуверенной душе. Вот она:

Василий как-то спросил у барина. Почему ты платишь мне 5 копеек, а Борису 5 рублей.

Барин в ответ спрашивает Василия:

— Там случайно не сено везут вдали?

— Не знаю.

— Так пойди, посмотри.

Василий возвращается и говорит:

— Да, сено.

— А с какого луга?

— Не знаю.

— Так сходи, спроси.

Приходит работник снова и отвечает:

— С Константиновского луга.

— А какого укоса сено, первого или второго?

— Не знаю.

— Сходи, спроси.

Васили возвращается опять и говорит:

— Первого укоса.

— А почем продают?

— Не знаю.

— Спроси, пожалуйста, — говорит барин.

Еще раз приходит работник и отвечает на вопрос:

— По 5 рублей.

— А они торгуются.

— Не знаю, — в который раз заявляет Василий.

В этот момент входит Борис и говорит барину:

— Там сено везли с Константиновского луга, первого укоса. Я спросил «почем?». Они сказали по 5 рублей. Я сторговался до 3. Покупаем, разгружать его?

Барин поворачивается к Василию и говорит:

— Вот поэтому я тебе плачу 5 копеек, а Борису 5 рублей!

Так вот примерно и происходит в жизни, что и Небесному Барину виднее, чего каждая душа заслуживает. Он дает либо «5 копеек», либо «5 рублей», никто не остается без Его даров. Главное лишь помнить, что решение за Ним, и оно всегда справедливо. Ну а за нами, если что и остается, так это готовность приняв Его заботу о нас, ответить, и желательно не как Василий, а как Борис.

Да, умение строить свою жизнь на примере Любви Божией — вот важный посыл сегодняшнего Евангелия и историй о потерянном и найденном. Бог любит нас, но вот вопрос — как сами мы любим Его?

Дай Бог, чтоб живо и действенно. Аминь.