Γεθσημανί

И, воспев, пошли на гору Елеонскую. Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада; по воскресении же Моем предварю вас в Галилее. Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь. Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. Говорит Ему Петр: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. Подобное говорили и все ученики.

В 2Цар.15 сказано, что Давид, вынужденный бежать от своего сына Авессалома, оставил Иерусалим, пересек поток Кедрон, плача и пребывая в печали. Этот исполненный горечи уход Давида был подобен исходу Сына Давида, Иисуса Христа, Который с подобной печалью и дрожью, однажды пересечет поток Кедрон [и] гору Елеонскую, ибо, наконец, прибыло время Его страдания, Его избалованные дети покинут Его, спасая свои жизни.

С этим уходом начинается святое страдание Христа. Таким образом, он также называется исходом в Лук. 9. Там евангелист свидетельствует, что Моисей и Илия говорили со Христом о Его исходе; то есть о Его страдания и смерти, которая должна была наступить в Иерусалиме.

Эта история описана в поучении, которое читают в двух частях:

В первой части показан характер этого исхода.

Во второй части [сообщается], что Христос сказал Своим ученикам по пути, и что они, в свою очередь, предложили сделать для Него.

И, воспев, пошли на гору Елеонскую. Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада; по воскресении же Моем предварю вас в Галилее. Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь. Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. Говорит Ему Петр: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. Подобное говорили и все ученики.

I. Прежде всего, евангелист отмечает, что до Своего исхода Христос произносил нараспев [пел] хвалебную песнь со Своими учениками. До этого Он вместе с ними отведал Пасхального Агнца (Пасхи), и при этом разрешил левитские церемонии Ветхого Завета. Вместо них Он учредил Свою вечернюю трапезу — Таинство Нового Завета. Он завершил это деяние хвалебным гимном, общепринятым в тот время среди иудеев, напевавшими над пасхальным агнцом хвалебную песнь, состоящую из восьми Псалмов, а именно, от Псалма 110 до 118. (Они назвали ее Великой Аллилуйей). Даже если Христос, Сын Божий, произносил [пел] хвалебный гимн со Своими учениками, то, как же на нас не возложена большая обязанность добиваться, чтобы хвала Богу была постоянно в наших устах, Псалом 33? [Поскольку] Иисус Христос есть Господь всех, Деян.10, Он справедливо обладает властью над всеми существами; мы, однако, утратили правление тварями из-за нашего грехопадения через Адама. Следовательно, если употребление тварей для пропитания и другой пользы должно способствовать нашему благу, то необходимы молитва и благодарение, как написано в 1 Тим. 4: всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою. Так же, как Христос здесь пел хвалебный гимн, в Ис.6 написано об ангелах, неустанно возносивших хвалу Богу и певших: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф. Если мы, соответственно, хотим следовать [примеру] Христа и ангелов, то вместе с ними следует присоединить наши голоса к восхвалению Бога; и, кто бы ни не возносил хвалу Богу с ангелами, такой человек по всем правам уже становится членом ангельской, торжествующей Церкви в этой жизни. И, первые слова, которые он запевает и начинает уже здесь, завершатся там в вечности с более величественным хором. Такое прославление и восхваление Богу также является верным признаком пребывания Святого Духа, Таким образом, св. Павел говорит в Еф. 5: исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу. Христос Своим примером, в частности, здесь хотел научить, что нужно воздавать хвалу Господу Богу за Его благодать празднованием Святой Вечери и благодарить Его за крестный подвиг и добрые дела Его Сына. По этой причине, св. Павел предупреждает в 1Кор.11: Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. То есть, участвуя в этой Вечере, Вы должны помнить о смерти Христовой и благодарить Его за нее от всего сердца. Что Христос учредил с хвалебным гимном, то следует также исполнять с хвалебным гимном.

И, воспев, пошли на гору Елеонскую. Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада; по воскресении же Моем предварю вас в Галилее. Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь. Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. Говорит Ему Петр: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. Подобное говорили и все ученики.

Во-вторых, евангелисты пишут о том, что Господь вышел из Иерусалима, пересекая поток Кедрон к горе Елеонской, расположенной на расстояниинемного более 400 м от Иерусалима. Между ней и городом находится глубокая долина, называемая долиной Иосафата, так как там захоронен Иосафат. Также, там [в одно время] стояло медное изображение языческого бога Молоха. [Идолопоклонники] нагревали его до красного каления и помещали своих детей в его руки, намереваясь принести приятную жертву такому богу. Все же это искренне и часто запрещалось Богом. [Молох] также был наихудшим из всех идолов. По этой причине, в Матф.5 Христос упоминает это место как геенну. Через эту долину течет поток Кедрон, в который [в это время] стекалась вся грязь из города, и также особенно вода из храма. (Вода [потока] проходила по трубам через храм, и вместе с ней смывалась кровь жертв). Вследствие этого он представлял собой нечистый [загрязненный] поток, и из-за жирной черной грязи, его называли черным ручьем.

То, что Христос пересек этот поток около Масличной горы, символизирует итог Его страданий; а именно, что Он из потока на пути будет пить, Пс.109[ст.7]. То есть Он не сделал ни одного маленького глотка; вместо этого Он отправлялся испить полный поток Божьего гнева, в который со всех концов собирается грязь наших грехов. И таким образом, Он привел бы нас к Масличной горе; то есть Он завоевал бы для нас милость Божью, которую символизирует [оливковое] масло. Если бы Христос не испил из этого потока, мы никогда не пришли бы к Масличной горе Божьей благодати. Поскольку Христос также совершил такое грустное путешествие через эту глубокую, темную долину, и вот, мы теперь также можем говорить с радостью: Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, Пс.22. И, наконец, то, что Христос шел через эту долину, проклятую Богом, указывает, что Христос в Его предопределенном страдании хотел стать проклятием ради нас, чтобы Он мог получить для нас божественные благословения, Гал.3.

И, воспев, пошли на гору Елеонскую. Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада; по воскресении же Моем предварю вас в Галилее. Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь. Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. Говорит Ему Петр: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. Подобное говорили и все ученики.

В-третьих, евангелисты утверждают, что вечером у Христа было обыкновение отправляться из Иерусалима к горе Елеонской, чтобы помолиться и просить придать Ему сил для трудов. Ибо в мирные времена ворота Иерусалима были открыты днем и ночью. Таким образом, Христос часто выходил вечером к горе Елеонской и иногда молился там всю ночь, Лук.6. Там Он предавался воспоминаниям, и перед Его глазами проходила трудная борьба, которую Он должен был вынести на этом месте, как повествуется в нижеследующем поучении.

Из рассказанного евангелистами становится понятно, что об этом самом месте было хорошо известно предателю, Иуде, и далее из этого повествования можно сделать вывод, что Христос страдал с готовностью. Так же Христос охотно задерживался в местах, в которых, как Он знал, придется выдерживать тяжелые ситуации — и, размышляя о них, возносил много пылких, страстных молитв — так и мы также должны часто и с радостью вспоминать о предстоящей битве, беспокоясь о смерти. Таким образом, следует побудить наши сердца предаваться горячей и пылкой молитве; ибо это очень опасно, если кто-либо охвачен непредвиденным беспокойством о смерти и заранее искренне не молился о поддержке и помощи Божьей.

И, воспев, пошли на гору Елеонскую. Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада; по воскресении же Моем предварю вас в Галилее. Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь. Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. Говорит Ему Петр: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. Подобное говорили и все ученики.

В-третьих, евангелисты утверждают, что вечером у Христа было обыкновение отправляться из Иерусалима к горе Елеонской, чтобы помолиться и просить придать Ему сил для трудов. Ибо в мирные времена ворота Иерусалима были открыты днем и ночью. Таким образом, Христос часто выходил вечером к горе Елеонской и иногда молился там всю ночь, Лук.6. Там Он предавался воспоминаниям, и перед Его глазами проходила трудная борьба, которую Он должен был вынести на этом месте, как повествуется в нижеследующем поучении.

Из рассказанного евангелистами становится понятно, что об этом самом месте было хорошо известно предателю, Иуде, и далее из этого повествования можно сделать вывод, что Христос страдал с готовностью. Так же Христос охотно задерживался в местах, в которых, как Он знал, придется выдерживать тяжелые ситуации — и, размышляя о них, возносил много пылких, страстных молитв — так и мы также должны часто и с радостью вспоминать о предстоящей битве, беспокоясь о смерти. Таким образом, следует побудить наши сердца предаваться горячей и пылкой молитве; ибо это очень опасно, если кто-либо охвачен непредвиденным беспокойством о смерти и заранее искренне не молился о поддержке и помощи Божьей.

И, воспев, пошли на гору Елеонскую. Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада; по воскресении же Моем предварю вас в Галилее. Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь. Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. Говорит Ему Петр: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. Подобное говорили и все ученики.

В-четвертых, евангелисты сообщают, что за Христом следовали Его ученики. Так же, как в прошлом они видели Его божественное чудо и Преображение на горе Фавор, так и теперь здесь они должны были видеть Его страдания. Христос поступал так, чтобы показать, что в этой жизни Он не дает постоянно Своим [то есть верующим] радость в Духе и сердечное умиротворение. Вместо этого, Он часто позволяет им преодолевать духовную печаль и дает им глоток из чаши креста. И такие изменения происходят повсюду в жизни наиболее часто и сурово для одного [человека], чем для другого. Также все равны перед Богом — сердце, поддержанное радостью Духа или погруженное в духовную печаль. Тот, кому Бог дает радость в Духе, не обладает перед Ним большими достоинствами. Как и не имеет меньшего значения для Бога тот, кому Он отводит духовную печаль — только пока в обоих случаях сердце стойко служит Богу в вере и любви.

Это первая часть, а именно, касающаяся характера этого исхода Христа из Иерусалима через поток Кедрон до горы Елеонской.

о. Виталий