Иисус на ослике

Ис 50:4-10, Флп 5:5-11, Мф 21:10-17

Каждый год, приходя к кульминации Великого Поста, к Страстной Неделе, мы читаем эту историю. Все Евангелисты рассказали нам её. Мы знаем её в подробностях – и как Иисус послал учеников в город за своим транспортом, и эти странные слова, похожие на пароль, которые они должны были сказать хозяину ослицы, и толпу, встречавшую Его на Иерусалимских улицах, и радостные лица дождавшихся своего Мессии, и улыбающиеся ученики, уже прикидывающие свои «министерские портфели» в будущем «Свободном Израиле», и пальмовые ветви в руках, и крики «Осанна!», что значит: «О спаси же!», и Его лицо на этом фоне, лицо Человека, знающего, что до креста остались считанные дни.

У поэта и певца Тимура Шаова есть старая и очень симптоматичная песенка про этот диссонанс:

В наш город въехал странный хиппи на хромом ишаке.
Носили вербу, в небе ни облачка.
Он призывал нас к любви на арамейском языке,
А все решили: косит под дурачка.
Ему сказали: «Братан, твои призывы смешны,
Не до любви, у нас программа своя.
Идет перформанс под названьем «Возрожденье страны».
Часть вторая — «Патетическая».

И ещё меня всегда удивляла радость нынешних христиан в этот день, первый день Страстной недели, уж мы-то прекрасно понимаем, для чего Он входит в этот город, но, будто подчиняясь какой-то магии толпы, мы тоже машем вербами и радуемся со всеми, и кричим этот клич: «Осанна!», вычеркивая из памяти его продолжение через несколько дней: «Других спасал – спаси Себя Самого, тогда мы поверим, что ты Сын Божий!»

Радость этого праздника, Входа Господня в Иерусалим, или «Вербного воскресенья», как мы его привыкли называть, навсегда отмечена ценой нашего спасения. Да, Он нас спасёт. И нет, Он не сойдет с креста. Напротив, он там умрёт в мучениях, оплатив наш счёт.

Но сегодняшний календарь не предлагает нам этих чтений. Сегодняшний календарь шагает чуть дальше, заглядывая чуть вперёд, когда уже пересечена городская черта с толпами встречающих. Всё это сегодня остаётся за кадром, но в нашей памяти, иначе нам не понять того, что будет дальше.

10 И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто Сей?
11 Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского. Мф 21

Куда идёт Он в окружении народа, Тот, Кого почитают за Пророка и даже больше, чем Пророка? Где искать Его в этом шумном толкущемся городе? Не в Доме ли Его Отца?

12 И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей,
13 И говорил им: написано: «дом Мой домом молитвы наречется»; а вы сделали его вертепом разбойников. Мф 21

Иоанн, описывая эту историю, говорит, что Иисус сплёл бич из веревок, чтобы выгонять животных, и этот образ – Спаситель с бичом в руках – настолько шокировал слушателей и читателей Евангелий, что он стал отдельной темой в иконописи и христианской живописи. Гневающийся Иисус – такого еще не было. Был Иисус молчащий, был упрекающий, был даже плачущий, как раз перед въездом в Иерусалим, но гневающийся Спаситель – такого ещё не было.

В чём же причина этого гнева, и оправдан ли он в устах и в делах Того, о Ком у пророка Исаии сказано: «Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит» Ис 42:3а? Но у того же Исаии эта фраза продолжается: «Будет производить суд по истине» Ис 42:3б, так не есть ли это Его суд?
Давайте сначала заглянем в историю.

И в эпоху первого Храма, при Соломоне, и во втором Храме устройство его было таковым – сам Храм был разделён на «Святое Святых», куда входил только первосвященник, и только раз в году, в Йом-Кипур для обряда воскурения, и «Святилище», где священниками по жребию совершались другие обряды. Большую часть храмового пространства занимал двор с жертвенником и умывальницей, также поделенный на три части – двор израильтян, двор женщин и двор язычников. В этом, последнем дворе, и происходили события, описанные в Евангелиях.

Дело в том, что паломники из отдаленных мест не могли и не хотели возить в Иерусалим животных для жертвоприношений, предпочитая покупать их на месте. Так двор язычников превратился в рынок, со всеми его аксессуарами – торгом, толкотнёй, криками, блеянием и мычанием.
А со времени римской оккупации, после введения в денежный оборот динариев с профилями римских императоров, в храме появились ещё и менялы, которые производили обмен «грязных» языческих денег на «чистую» храмовую валюту – «сикли», или шекели. Курсу «комиссии» при обмене в Храме позавидовали бы все нынешние валютные спекулянты – она составляла две трети от суммы обмена.

Ну и что ещё немаловажно – весь этот рынок при храме полностью контролировался священнической верхушкой, и ко времени, описываемом в Евангелиях, это был первосвященник-пенсионер Анна, а помогал ему его тесть, действующий первосвященник Каиафа.
После такого исторического введения, надеюсь, вам понятно, на что покусился этот странный Галилеянин, только что триумфально вошедший в Иерусалим?

12 И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей,
13 И говорил им: написано: «дом Мой домом молитвы наречется»; а вы сделали его вертепом разбойников. Мф 21

Ммм… Мало того, что бизнес разрушил, так ещё и больших людей назвал разбойниками. Дискредитация, однако. Да и народ не то, чтобы был доволен, полагаю, ведь всё было так удобно: пришёл налегке, заплатил, пусть втридорога, рассчитался с Богом за грехи и пошёл домой, а тут…

Как там у того же Тимура Шаова:

Он пел нам «Битлов»,
Мол, «all you need is love».
Какая «love», чувак, щас «all yours need is money».

Всё так, когда любовь можно купить, деньги занимают её место, а любое посягательство на бизнес становится смертельно опасным.
Это ведь и про нас. И мы-то про себя это знаем, если не опустились до обмана перед самими собой. А что же Он, Бог-Любовь? Что Он предлагает нам взамен?

14 И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их. Мф 21

А Он продолжает делать то, что делал всегда, помните? «Всё хорошо делает, — и глухих делает слышащими, и немых — говорящими» Мк 7:37

И нет здесь никакого противоречия – очистить Храм от торговцев и вернуть ему его предназначение. И, спустя пятнадцать веков, когда верный слуга Христов вновь посягнёт на доходный бизнес, связанный с торговлей отпущениями грехов, тогдашние уже первосвященники снова захотят повторить Евангельскую историю. Потому что слова Мартина Лютера из его Тезисов об индульгенциях будут жечь не хуже ударов бича Христова:

27.Человеческое учение проповедуют те, которые учат, что тотчас, как только монета зазвенит в ящике, душа вылетает из чистилища.
28.Воистину, как только деньги зазвенят в ящике, появляется лишь позорная торговля и нажива…

Знаете, когда я приехал в Эстонию и меня взяли в штат церкви на минимальный оклад, некоторые люди мне говорили: «Павел, у нас в церкви капитализм, поэтому работать ты должен на столько, сколько тебе платят. Минимальная зарплата – минимальная работа, не демпингуй тут» Но я не понимаю эту логику. Как может священник «минимально» служить? Врач, работающий на минималке, должен ли уйти, сделав пол операции? Или учитель – провести пол урока? Законы бизнеса не работают в Царстве Божием, там работает благодать, но горе тем, кто начинает этому учить – в лучшем случае его засмеют, а в худшем – распнут.

15 Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: «осанна Сыну Давидову!» — вознегодовали
16 И сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: «из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?» Мф 21

Ещё пять дней, и ярость бизнесменов от религии обрушится на Этого «подрывателя моральных основ». Как там ещё раньше  было сказано Сократу?

«Не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество, а наказание за это - смерть» (Диоген Лаэртский 1980, 116), поистине нет ничего нового под солнцем.

17 И, оставив их, вышел вон из города в Вифанию и провел там ночь. Мф 21

Как это страшно это звучит сегодня! «Вышел вон из города» Тот, Кто только что вошёл в него, как Царь, как Мессия! Потому что задолго до этого, из «святого города» вышли они. «Вышли» своей алчностью, ритуальностью, поставленной на финансовый поток, «вышли» своим нежеланием любить и прощать ближнего, и я сейчас не про способность, у кого она, эта способность, есть?, я про желание.

Но мы, сегодняшние, мы же не такие, как они? Или такие? Судит нас с вами эта история? Ждём ли мы Христа, входящего к нам не со Святыми Дарами, а с бичом из верёвок?

«Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе», пишет нам сегодня Апостол Павел (Флп 5:5), и что же это значит?

Вы знаете. Он пришёл к вам, чтобы дать вам милость, мир и прощение. В обмен на вашу жестокость, вражду и гордыню. Отдайте их Ему сегодня, выходя к алтарю. Причаститесь Его Самого, кроткого и милостивого, а не строгого и судящего. Алтарь, как подножие креста, даёт вам возможность получить то спасение, о котором, не очень понимая, просили Его люди в этот день много лет назад. И Он, входящий в ваш Иерусалим, очистит его и преобразит.

Для этого Он и пришёл.

Для этого мы приходим к Нему.