Забывая заднее, простираюсь вперед.

Библейский текст: Иер 1:4–10 Фил 3:7–14 Мф 7:24–27

Дом на камне, дом на песке… Скучища! Что нового скажет нам эта притча? Все мы прекрасно и так понимаем, слушали эти истории с детских лет, с «воскресной школы».
Ну ладно. Я не буду сегодня назойлив. Буду краток. Давайте о другом. Не о том, что мы видим, а о том, что нас ждет. Не о том, кто мы есть, а о том, кем нас видит Бог. Кем Он нас хочет видеть.

Если жизнь – лишь экзамен для каждого из нас, испытание, которое мы проходим здесь, «в долине смертной тени», то что ждет нас там, за порогом?
Никто не знает этого. Да и слово «знает» тут не подходит. Это, скорее из категории «веришь – не веришь». Но между «там что-то есть» и «там нет ничего» - огромный спектр вер и неверий. Кто-то ждет гурий и нескончаемых наслаждений, кто-то – отдыха в небесном саду, помните? – «Он не заслужил света, но он заслужил покой». Кто-то надеется на вечное познание бесконечного Божьего творения, этакой огромной библиотеки, а кто-то дерзает, что познает Самого Бога, ну, или будет Его познавать в вечности.

Итожит этот спектр безжалостный Апостол Павел: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор.2:9). Нет таких органов чувств, которые уловили бы этот аромат вечности, прикоснулись к невыразимому, вкусили Божественное.

И те, для кого жизнь – это возможность чего-то большего, пытаются понять, пытаются увидеть то, что глазами не разглядеть.

В твоей комнате так убийственно тихо.
Плавно за вторником среда, заливается внутрь из окна.
Под капотом тысячи лошадей, просто вихрь,
Но все на трамваях, будто давно ты экспонат.

Ты стабильностью сыт, в ней явный привкус застоя,
Риски к нулю сведены, но с ними и пульс притих.
В этом благоустроенном мире, зачем я и кто я?
Красная кнопка, мы в эфире, а ты искал других. 
(GROT, песня "На связи")

Где же та «красная кнопка», нажав которую, мы поймем, наконец, что мы из себя представляем? Реализуемся до конца, т.е. до бесконечности, обещанной нам Богом?
Но многим она, эта кнопка, не нужна. Для многих жизнь исчерпывается только тем, что «здесь и сейчас», они боятся глянуть дальше, они растут, как трава, пока их не разбудит, наконец, голос Божий, звучащий из тернового куста, из веяния тихого ветра, из алтарных углей, прижигающих уста, из сотрясения мозга упавшего с коня Савла, из моей обычной проповеди, что вгоняет вас сейчас в сон.

Но мы сопротивляемся. 
Как Иеремия, мы говорим: «Я молод, кто я такой, кто меня послушает?», как Моисей, мы ссылаемся на старость и на косноязычие, как Иона мы пытаемся убежать и скрыться. 
Сопротивляемся и до тех пор, пока не скажем вслед за Исаией: «Вот я, пошли меня!», пока в трепете не склоним голову, как Савл: «Господи, что повелишь мне делать?», мы – лишь заготовки людей, лишь глиняные куклы, лишь образ, боящийся взглянуть в лицо своему Первообразу. Мы похожи на Него, но мы – не Он.

Для этого все эти ветры и волны, налегающие на наш дом. Не для того, чтобы погубить нас, а для того, чтобы мы, потеряв собственное, выстроенное на песке, нашли твердую опору на Его камне.

7 Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою.
8 Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа
9 и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере (Фил. 3)

Бывший фарисей знает, о чем говорит, он пережил эту катастрофу «дома на песке», прекрасного, благоустроенного, дающего уважение в обществе, внутренний комфорт, ответы на все вопросы. Но вот беда – дом этот рухнул однажды, и в пустоту савловой хижины заглянул Сам Христос. Заглянул – и что? Укорил еще раз за бессмысленную жизнь? Упрекнул в убийстве Стефана?

Нет.

Христос открыл Савлу его горизонт. И то, что строил после этого уже Павел, преодолело две тысячи лет бурь и волн, потому что основано было на «камне, что отвергли строители, но что соделался главою угла»ё

12 [Говорю так] не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус.
13 Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед,
14 стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе.

Это слова проснувшегося человека. Слова того, кто не знает, «что там», но верит, что Тот, Кто был вчера, Тот и сегодня и завтра и вовеки Тот же. 
Христос достиг Павла, и вот, уже он стремится к цели, строя нерушимое, стремится ко Христу, Который для него – жизнь, а смерть уже не пугает, став даже приобретением (Фил. 1:21)

Я сказал вначале, что нет таких органов чувств, что уловили бы Божественное? Я был не прав.

Есть.

Слыша Его слово, как обращенное к нам лично, мы слышим, как вечность говорит с нами, сообщает нам наше предназначение тут, чтобы привести нас туда. 
Вкушая хлеб и вино с Алтаря, мы приобщаемся Его природы, несущей в себе нашу с вами вечность.

Простые слова, простые вещи этого мира… Они звучат, как обычные слова, да они и есть обычные слова. Они пахнут и имеют вкус, как простые хлеб и вино, и эти хлеб и вино никуда не деваются. Но Бог наполняет их собой, сообщает им власть и силу, и это меняет их, а затем и нас, изнутри. 
Вечность – не то, что ждет нас после смерти, а то, что мы слышим и вкушаем уже тут, на земле. Вечность – в том, что Он хочет от нас, и что Он нам для этого дает.

Молодому Иеремии – возвещать Его милость посреди войн и катастроф.
Упрямому фарисею Савлу – обретение Христа не в законе, а вере, через страдания, через крест, к радости распахнутой гробницы: «…чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых…» (Фил. 3:10-11)
Всем нам – обретение себя, в нашем личном призвании, которое он делает каждый раз, когда вы слышите Его слово, и обретение Его, когда вы протягиваете руки за Его дарами в Евхаристии.

Это – камень, на котором мы строим себя. Это фундамент, положить который может только Он. 
Это то, что мы заберем из этого мира.

В вечность.