Вход Господень в Иерусалим

Библейский текст: Иер 23:5–8 Рим 13:8–12(13–14) Мф 21:1–9

1 И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников,
2 сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне;
3 и если кто скажет вам что -нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их.
4 Все же сие было, да сбудется реченное через пророка, который говорит:
5 Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной.
6 Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус:
7 привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их.
8 Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге;
9 народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!

Проповедь

Дорогие братья и сестры,

В первое воскресение Адвента традиционно читается евангельский текст о входе Господнем в Иерусалим.

Почему? Все дело в том, что как тогда, 2000 лет назад люди славили приход Господа, так и сегодня, мы каждый раз, начиная Адвент, предвкушаем рождественский праздник, повествующий нам о приходе Христа в наш мир.

Мы радуемся, осталось всего-то немного, еще три воскресения и вот оно, Рождество Христово. Люди поют веселые песни, прославляют очищение мира. Грядет Спаситель и, кажется, что даже природа готовится к Его появлению совершенно особым образом – снег чистым покровом укрывает грязь дорог белым полотном. Вот они, пальмовые ветви природы. Она ждет, ждем и мы. Не зря сегодня читается текст о входе Господнем в Иерусалим.

Казалось бы, что может быть торжественнее этого  события? И в Евангельском тексте мы тоже слышим радостные ноты. Вот идет Победитель, Он изменит жизнь к лучшему. Толпа кричит: «Осанна сыну Давидову!». Но что они приветствуют? Накануне чего все происходящее?

Люди думали, что приход Царя даст им новую жизнь, изменит ее так, как им самим того бы хотелось. Но скажите, всегда ли смена власти изменяет все к лучшему? Порой бывает и так, что на смену одного приходит сотня других, хуже. Не стоит надеяться, что политическое управление что то может поменять в судьбе. Да, это возможно. Но так ли, как нам хочется? Это вопрос, на который нет ответа. Ведь все зависит оттого, насколько мы сами влияем на происходящее, сколько у нас самих прав. А они есть?

То же происходит и с приходом в нашу жизнь Бога. Всегда, когда Он появляется, происходят изменения. Но всегда ли Воля Божья относительно нас действительно нравится на тот момент нам самим? Мне вспоминается такая притча: решил один пропойца поменять свою жизнь и начать жить по воле Божьей. «А как жить по воле Божией? - подумал он. — Начну бросать монетку! Если выпадет орел, значит выпью, а если выпадет решка, — не пью!» Кинул монетку, выпала решка. Кинул еще раз, снова решка. «Ну-ка, последний раз проверю!» - сказал он, кинул монетку, - и опять решка! «Ах, вот как! - рассердился этот человек. — Тогда все равно выпью!»

Если через жизненный опыт Творец учит, что не стоит наступать несколько раз на грабли, то наверное, чтобы лоб оставался целым, действительно не надо. Конечно порой нелегко найти место для Бога в своей душе. Нелегко жить по Его воле, с Ним, по правилам Его Царства. Может быть, именно поэтому после слов осанна с такой легкостью через несколько дней из толпы раздадуться крики – распни Его? Убийство неожиданно становится столь желанным. И откуда-то вдруг возникает слово «враг»!

Мы понимаем, насколько изменчив норов толпы. Сегодня она благословляет, завтра проклинает. Проходят праздники, уходит адвентская и рождественская суматоха и вот, в потоке будней Бог снова забыт.

Вы знаете, именно для этого, чтобы мы не забывали Бога, церковь установила на период Адвента рождественский пост. Постясь, лишая себя лишь части той благодати, что мы привыкли вкушать ежедневно, нам становится легче понять, что значит лишиться Божьей Благодати вообще. Пост это хорошее подспорье в подготовке к предстоящему Рождеству Спасителя. Он грядет, и мы вновь даем себе зарок хорошо подготовиться к Его встрече.
Но многие думают, что пост это занятие бессмысленное. Зачем поститься, говорят они себе, - что это изменит?  Вы знаете, порой именно лишение, пусть даже небольшое, как раз и способствует тому, что в нас происходит переоценка ценностей. Благословения, получаемые с завидным постоянством, мешают иногда взглянуть правде в глаза и понять что в жизни важно, а что второстепенно.

Как-то один мудрый человек выдавал свою дочь замуж.

- Благослови меня, отец! - попросила дочь.

Вместо обычного благословения Отец произнес следующую молитву:

- Да будет воля Господня, чтобы ты больше не переступала порога моего дома!

Удивилась дочь такому благословению, но промолчала. Через некоторое время родила она сына и снова попросила отца благословить ее.

- Да будет воля Господня, - сказал отец, - чтобы слова: «Ах, какая я нерасторопная!» — были обычным твоим восклицанием.

- Но как же так, отец? - не выдержала дочь. - В моей жизни случились два таких торжественных события, но оба раза ты проклял меня.

- Нет, дочь моя, - ответил отец. - Это были не проклятия, а благословения.

Я пожелал тебе столь счастливой и радостной жизни в доме мужа, чтобы тебе никогда не было надобности возвращаться в мой дом. Затем я пожелал тебе неустанно заботиться о сыне, то и дело восклицая: «Ах, нерасторопная я, сына еще не накормила!», «Ах, нерасторопная я, сына еще не напоила!», «Ах, нерасторопная я, сына еще в школу не отправила!». Тогда ребенок вырастет здоровым и умным, и в вашем доме будет всегда царить мир.

Этот человек знал, что Божья Воля отнюдь не в сиюминутном удовлетворении слуха дочери благостными пожеланиями, а в жизни исполненной плодотворной любовью. Он надеялся, что дочь поймет это.

А окружающие понимают? Ведь иногда бывает, что кажущийся внешний проигрыш ведет к подлинной победе над внутренним собой, победе над собственными недостатками. А дорога покаяния к воцарению Славы Божьей!

...и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле.

Во дни Его Иуда спасется и Израиль будет жить безопасно; и вот имя Его, которым будут называть Его: "Господь оправдание наше!"   (Иеремия 23.5-6)

Аминь.