Проповедь настоятеля, о. И. Чернышева на День св. апостола и евангелиста Матфея

Билейский текст:

Прит 3:13–18

13 Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум, —
14 потому что приобретение ее лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота:
15 она дороже драгоценных камней; и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею.
16 Долгоденствие — в правой руке ее, а в левой у нее — богатство и слава;
17 пути ее — пути приятные, и все стези ее — мирные.
18 Она — древо жизни для тех, которые приобретают ее, — и блаженны, которые сохраняют ее!

2Кор 4:1–6

1 Посему, имея по милости Божией такое служение, мы не унываем;
2 но, отвергнув скрытные постыдные дела, не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом.
3 Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих,
4 для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого.
5 Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы — рабы ваши для Иисуса,
6 потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа.

Мф 9:9–13

9 Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним.10 И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его.
11 Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?
12 Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные,
13 пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.

Проповедь:

Дорогие братья и сестры, сегодня наши чтения начались с Книги Притч, со слов:

«Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум».

Это как нельзя лучше служит нам своеобразным вступлением в историю евангелиста Матфея. Он был налоговиком. Их итак никто не любит, но в его случае, это было особенно — ведь Матфей служил власти поставленной оккупантами Римлянами.

И вопрос здесь был не только в политических разногласиях. Римляне были язычниками. Служение им, было служением безбожной власти. Но, как ни странно, Иисус нисколько не смутился его статусом. Он пригласил Матфея следовать за собой как бы мимоходом:

«Проходя, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною».

Так действует Благодать Божия. Она может и касается каждого, вне зависимости от того, нравится нам человек, или вызывает по меньшей мере смущение, если не стыд и скандал.

И это замечательно. Представьте себе, если бы критерием — кто достоин Божьей Милости, а кто нет, выбирали бы мы, жители этого грешного мира? Уверен, результат был бы печален. Вот, к примеру, когда воюют две страны, противники обязательно обвиняют друг друга во всех страшных грехах, при этом убийства ведь свершаются с двух сторон. Обе стороны виновны пред Богом Источником Жизни, не смерти. Хорошо, что окончательный Суд не в наших ненадежных человеческих руках, которые неспособны разобраться даже внутри себя, тем более в жизни других народов.

Что же, даже древние язычники говорили, что если Юпитер захочет кого-то погубить, то отнимет разум. (Афинагор. Трагедии Еврипида). Но таковы языческие боги. Не зря апостол говорит, что «бог века сего ослепил умы, чтобы для неверующих не воссиял свет благовествования о славе Христа».

Кто этот «бог века сего»? — о котором в нашем синодальном переводе Библии говорится с маленькой буквы? Это сатана. Именно он пользуясь неверием человека, туманит тому разум. А наш Господь наоборот, дарует Мудрость Свою, что лучше приобретения серебра, и прибыли от которой больше, нежели от золота. Вот и сегодня мы читаем о том, как случайная встреча Матфея с Господом, изменила жизнь будущего апостола.

Иногда люди задаются вопросом — а как происходит это чудесное изменение, от встречи с Богом? Некоторые думают, что обретенная вера обязательно, тут же, незамедлительно, как это произошло с Матфеем, приводит к внезапному изменению человека целиком. Был грешник, обрел веру, — святой. Да, частично они правы. Человек обретший веру становится святым. Он вступает на Путь Христов. Следует за Господом:

«И он встал и последовал за Ним».

Но скажите мне, для чего Церкви Божией Таинство Исповеди, если все в ней святы? Нет, святость не заключена в благородных и абсолютно безошибочных поступках. Мудрость Божия не в Знании или Понимании законов Вселенной. О, это большая ошибка считать так. Разум Божий превышает разум всякого человека именно в том, что с нашей точки зрения во многом алогичен. И не потому, что мы не понимаем до конца в чем тут логика. Он просто иной. По идее, смерть должна нести смерть. Насилие должно порождать насилие. Абсолютно по человечески выглядит тут закон Талиона (око за око, зуб за зуб), или Кармы восточных религий. Знатоки Вед говорят о том, что человек не понимает до конца Закона Кармы только оттого, что не обладает полнотой знаний. При этом каждый «учитель» считает себя распутавшим этот хитроумный узел взаимосвязи греха-ошибки и последствий. Способным дать способ избежать «перерождений», в которые они верят и которых просто нет, и последствий прошлого.

Господь же, Живая Благая Весть вдруг приходит и говорит грешнику просто — следуй, и вот возникает выбор. Остаться, или отправиться в Путь, меняя жизнь на ходу. Да, конечно, Путь это не готовый рецепт, это не финиш. Идти, не значит достигнуть. Потому и нужна Церкви Божией Исповедь. Не просто так апостол говорит нам, что «если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих», для неверующих. Для тех, кто не верит в Путь Божий, полагаясь на свой собственный. На человеческую, а не Божью Мудрость. На желание руководствоваться личным опытом. Верующий же, просто доверят Божьему Слову, до конца не понимая того, почему именно нас позвал Господь в Церковь Свою. Живя в Ней, верующий оставляет свои грехи в Таинстве Исповеди и, следует далее, не оборачиваясь в печальное прошлое, следует туда, где шанс на изменение к лучшему, где Господь ждет в Своем Спасительном Таинстве Алтаря.

Удивительно, но именно следование за Воплотившимся Богом, Совершенным Человеком открывает для нас шанс стать Настоящими людьми. Не винтиками в механизме очередной государственной власти. А Личностью, на которое государство по настоящему сможет опереться. Только доверие и уважение к человеческой личности позволяет по настоящему вступить на Путь Христов, сделав из нас надежду для будущего.

Господь не спрашивает у Матфея — голов ли ты? Хочешь ли идти за мной? Совершил ли ты достаточно богоугодных дел для подобной чести? Нет, Он просто зовет безо всякой понятной нам логики, — «следуй за Мною!»

Вот пример, которому хорошо бы следовать каждому руководителю, начиная от бригадира какой ни-будь маленькой мастерской, до королей и президентов. Доверять людям. Именно с него, с доверия в общем-то и начинается любой мир и созидание. Его сегодня так мало в нашем с вами мире. А ведь Господь говорит — «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию!» Он доверяет нам, даже зная, что мы доверия не заслуживаем, Он доверяет до Креста.

Как бы ни складывались обстоятельства жизни человеческого общества, Бог всегда рядом, а значит есть надежда на то, что люди все же не растеряют своего достоинства, и обретут Путь к подлинной Человеческой Личности.

Да, вызов человечности существует во все времена. Для людей пожилых кажется, что их мир с изменениями рушится. То, что казалось таким надежным исчезает в закате. А молодежи наоборот, видится, что они вступают в какой-то безумный, до конца непонятный и непредсказуемый мир. Полюса поколений сшибаются в непрерывной борьбе. Одни, некогда успешные компании разоряются и закрываются, другие же восходят и расширяют свое производство. Буря порожденная непониманием и конфликтами интересов никогда не прекращалась в человеческом мире. Потому не стоит воевать со злом, ведь оно часть грешного человечества, это бессмысленно. Победы не видать, если только не изничтожить человечество целиком. Проще начать взращивать в себе нового, Божьего человека. Глядишь, и для грешника не останется больше места в душе. Ведь в какой бы ситуации мы все с вами ни находились, главное — это наше с вами человеческое достоинство, наше измерение в Вечности, насколько мы подобны Нашему Спасителю. Дай-то Господь понять это, и вслед за апостолом Матфеем, без слов, встать и последовать за Тобой!

Хочу вот сегодня закончить маленькой притчей Северных народов:

Один глубокий старик поучал своего правнука: в каждом человеке живут два волка.

Первый волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь…

Второй волк это — добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность…

— Какой же волк побеждает? — спросил правнук.

— ТОТ, КОТОРОГО ТЫ КОРМИШЬ! — отвечал старик.

Беда конечно в том, что человечество на протяжении жизни кормит обоих. Но только у христиан есть отпущение грехов. А значит окончательная победа над злом уже состоялась. Ведь Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца. Так давайте сохраним этот Свет, чтобы познание славы Божией в лице Иисуса Христа навечно преобразило нас. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.