Проповедь настоятеля, о. И. Чернышева на Успение Пресвятой Богородицы

Библейский текст: Ис 61:10–11 Гал 4:4–7 Лк 11:27–28

27 Одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Господу: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!
28 А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.

Гал. 4.4-7

4 Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
6 А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!»
7 Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа.

Ис 61:10–11

10 Радостью буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моем; ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством.
11 Ибо, как земля производит растения свои, и как сад произращает посеянное в нем, так Господь Бог проявит правду и славу пред всеми народами.

Проповедь:

Дорогие друзья,

Когда выпадают дни посвященные Богоматери, я радуюсь, и особенно люблю евангельские тексты посвященные этим событиям. Но, вот что интересно, в День Успения Пресвятой Богородицы из года в год, в нашем церковном календаре звучат всего два коротких стиха из евангелия от Луки:

27 Одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Иисусу: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!
28 А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.

Почему же в столь великий праздник Церковь так немногословна? Наверное оттого, что это день смерти? Что-же может быть. Когда мы теряем близких порой многочисленные слова могут оказаться лишними. Чаще просто молчаливое похлопывание по плечу, близких и сочувствующих людей, может казаться дороже, чем любая пространная и страстная речь.

Воистину и сегодня, в день Успения Богородицы нет и не может быть более важных слов чем те, что мы читаем у евангелиста Луки о том, что величие вовсе не в Деве, но во Христе, воплотившемся Живом Слове, которое Она принесла на эту бедную, погрязшую в политических, финансовых и военных раздорах, землю.

Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его!

Удивительно, но в сегодняшнем евангельском тексте слово «смерть» отсутствует. И это понятно почему, Церковь Христова всегда делала и делает акцент на победе Жизни над смертью, на Жизнь Вечную.

Мы христиане сознаем, что смерти с Богом нет. Родные и близкие уходят из физической жизни лишь на время. Наши тела словно засыпают, но вот «дух возвращается к Богу, Который дал его» (Екклезиаст 12.7).

Однако, несмотря на ободряющее Библейское изречение люди все одно, даже находясь в Церкви, боятся смерти. Отчего?

Наверное оттого, что неизвестность всегда пугает. Кто знает, что там нас ждет? Христианское учение подсказывает, что Любящие руки Небесного Отца. Но как примирить это с тем, что мы видим вокруг? Неужели Любящий Бог может терпеть то, что делается? Ненависть, зло, несправедливость, глад, смерть, ад? Почему не вмешается? Может и нет Его? Может все происходящее лишь слепая игра случая, случайное совпадение атомов в Безграничной Вселенной?

Может единственный Закон, это закон Времени, что развернуло свою власть надо всем? Закон Кармы, в котором все взаимосвязано? Рождение это путь к Смерти, а смерть, это шанс родиться вновь. Радость неизбежно содержит в себе ядро Печали и если кому-то похорошело, значит, кому-то точно должно поплохеть!

В таком примерно видении мира живет множество людей. Ответа на смысл Бытия нет. Он либо в руках непонятного Демиурга, зачем-то воткнувшего нас всех в этот непонятный материальный мир, сковав по рукам цепями времени и пространства, либо это вообще все игра сил Природы, лишенной и эмоций, и чувства юмора. Конечно же единственное, что остается после подобных мыслей, урвать радость момента сиюминутного бытия, а там будь, что будет… Итог — непрекращающийся конфликт интересов, зависть, злоба и ненависть что порождают войны, несправедливость, глад, смерть и ад.
Вот оно оказывается как, — не Бог виной всему происходящему. Это результат Неверия!

Не сомнения, нет, сомнение полезно. Оно лишь подстегивает воображение и укрепляет Веру, заставляя вновь и вновь искать Ее подтверждение. Сомнение это путь к развитию Человеческой мысли, движитель философии, теологии, науки. Страшно не сомнение, страшно Безверие.
И для того, чтобы нам иметь Веру, Бог дал нам прекраснейший подарок — Свое Слово!

Сегодня Оно, словами порока Исаии говорит нам:

Радостью буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моем; ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством. (Ис.61.10)

Кто-то верит, а кто-то и отвергает эти слова, как собственно и всю Библию. И удивительно, что сомнение здесь лишь катализатор либо к одному полюсу, либо другому. Кто-то скажет, что всей этой радости нет подтверждения ибо сомнение само по себе уже отрицание. Но кто сказал что так?

Может как раз наоборот? Сомнение повод искать отталкиваясь от того, что у нас есть? В конце концов любое научное построение зиждется на гипотезах. «Ab initio» — от некоего начала. Так каково Оно, это наше Начало? Что есть Суть нашей Веры?

Богородица своим жизненным примером ответила на этот вопрос. Суть Ее жизни стал Божий Сын, даровавший нашему миру Спасение, а с ним и утраченный во грехе смысл.

Она не просто Блаженна, оттого, что носила под сердцем Спасителя, но оттого, что Услышала и восприняла Слово Божие относительно себя. Потому и возвеселилась душа Ее о Боге нашем, одевшись ризою Спасения.

Она нашла и обрела себя в Воле Божией. Именно так и действует Вера. Душа человеческая, доверившись Богу, а это непросто, иногда хочется все подогнать и переиначить под себя, по себе знаю, обретает подлинную себя. Тот смысл бытия, который есть у каждого. Каков он? Не знаю, ибо это очень индивидуально. Но в целом, как ни странно, схоже — усыновление Божие!

В семье нет одинаковых детей. Они могут различаться не только полом, но и характером, привычками, склонностью к одному или другому образу жизни. Однако в Церкви мы все дети Одного Отца, который любит каждого из нас вне зависимости от нас самих. У Бога болит сердце за каждого. И когда я говорю сердце, я не имею ввиду простой набор слов. Бог действительно имеет Человеческое Сердце. Благодаря Марии Он пришел в этот наш мир, стал Человеком. Он не просто абстрактно восседает где-то на Небе, нет, Господь реально по человечески сопереживает нам. Благодаря Марии Господь ближе к нам.

С британским дирижером сэром Томасом Бичемом (1879-1961 г.) однажды произошел курьезный случай. Он увидел в фойе гостиницы представительного вида женщину, но никак не мог вспомнить, где он ее видел и кто это. В процессе разговора он припомнил, что у нее вроде был брат. Решив, что это может стать подсказкой, он спросил, как поживает ее брат, и работает ли он на прежнем месте. — «О, у него все замечательно, — ответствовала женщина, — и он все еще король»!

Эта история демонстрирует нам, что даже если мы и не осознаем важность святых, это не меняет того, что через нас, как Церковь, Бог проявляет в мире Свою Святую Волю. Вроде мал сегодня евангельский текст, и скромна роль Марии, но сколько в Ее жизни Божьего Величия!

Дай Господи и нам, вослед Твоей святой Матери достичь Успения во Царствии Твоем. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *