Проповедь настоятеля, о. И. Чернышева на Пасху 2021

Библейский текст: Пс 117:1–2,13,21–24,26; 1Цар 2:1–2,6–8а; 1Кор 15:1–11; Мк 16:1–8

1 По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его.
2 И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца,
3 и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба?
4 И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик.
5 И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись.
6 Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен.
7 Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам.
8 И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись.

Проповедь:

Дорогие братья и сестры,

Наверное, после Рождества, Пасха Христова, пожалуй, наиболее популярный праздник во многих христианских уголках планеты. И даже те, кто нечасто посещают церковь, считают обязательным для себя в это время побывать там и, естественно, захватить с собой разноцветные яйца, куличи и прочие продукты праздничного стола. Очень хочется получить особое благословение и для себя, и на эти предметы.

Вот, весь год не был в церкви, но теперь вот хотя бы за один день нужно наверстать упущенное.

Да вот получится ли? Помню в свои студенческие годы как многие учащиеся весь год откладывали серьезную работу над предметами, а затем, в последний момент, ночами, красноглазя и заливая в себя литрами кофе, пытались наверстать в пару ночей объем за круглый год. Насколько это позитивно, думаю, понятно с первого раза.

Понимают ли люди на самом деле чего теряют? Осознают ли, что произошло тогда? В момент смерти и воскресения Христова? Бог воплотившийся познал смерть и победил ее. Воскрес во плоти. Люди, окруженные повседневными заботами, часто оставляют где-то на периферии своего внимания этот факт, а именно то, что Бог УЖЕ ПОБЕДИЛ неустройство этого мира посредством воскресения своего Сына.

Вообще деление на материальное и духовное это из области греческой философии, крайне повлиявшей на сознание западного человека. Еще Аристотель делил мир на физический, несовершенный, и мета-физический (над-физический) идеальный. Материальное творение, по мнению древних, должно, взирая на духовный мир, отринуть путы земного бытия, если желает стать более совершенным.

Но апостолы, наоборот, старались подчеркнуть в событии Воскресения именно это — воскресение плоти. Есть хорошая поговорка – «в здоровом теле здоровый дух». Она не лишена смысла. Для Бога нет ничего незначимого. Мы читаем о сотворении мира Богом следующее: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма.» (Быт.1.31)

Бог вновь и вновь напоминает нам – важно все, и телесное, и духовное. Многим людям и сегодня проповедь христианства кажется чем-то чрезмерным, какой-то ерундой. Ни тебе высокого полета заумной мысли, ни жизнеутверждающего начала – борись и побеждай!

Недавно общался с одним человеком, он увлекся недавно вышедшей компьютерной игрой Assassin’s Creed — Вальгалла. Там создан игровой мир на основе мифологии викингов. Он сказал мне потрясающую фразу – вот, и чего вы все в христианстве нашли? То ли дело у викингов – мир земной и мир небесный, это постоянная борьба и пир. Тот, кто проявит храбрость в этом мире, удостоится чести быть принятым в чертогах Одина. Сражаться под его руководством и пировать. Жизнь, это вечная борьба!

Не знаю как вам, но мне кажется, что бороться имеет смысл только тогда, когда знаешь, что однажды победишь. А если смысл борьбы в самой борьбе, то она теряет всяческий смысл, это все равно, что есть не для насыщения, а для того, чтобы просто есть. Впрочем, в древнем Риме патриции часто так и делали. Они вкушали еду порой только для того, чтобы насладиться ее вкусом. В итоге, чтобы все попробовать, готовили-то много и разнообразно, они специально прочищали желудок, засовывая два пальца в рот, после чего вновь могли приступить к трапезе очередного кулинарного шедевра.

Именно об этом я и сказал своему собеседнику.

В христианстве смысл борьбы очевиден, мы знаем, зло не однажды падет, оно уже пало. Все плохое, что происходит с нами и вокруг нас, имеет конец. Ибо Христос воскрес во плоти. Он живой, не вымышленный Тор из Скандинавского фольклора. Он явился ученикам и продемонстрировал им РЕАЛЬНОСТЬ ВОСКРЕСЕНИЯ. Он ни мираж, ни призрак. Его видели, с Ним говорили по Его воскресении.

Евангелист Марк говорит нам, что ангел, которого девы обнаружили в могиле на том месте, где лежало Тело Господа, обещал им, что Иисус явится ученикам, как и обещал:

«…идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам.»

А Лука сообщает, что по воскресении Иисус явился ученикам и предложил им убедиться, лично, что это Он и есть:

«Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши?

Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги.

Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними.»

Можно ли осязать духа? Может ли бесплотное существо есть? Конечно же нет. Сомнений быть не могло, пред учениками стоял их Воскресший Учитель.

Конечно, кто-то может сказать, что это, наверное, очередная красивая байка для утешения неудачников этого мира, однако история говорит нам обратное – несмотря ни на что, христианство смогло всего за триста лет стать основной религией древнего Рима и сохранить себя и сегодня. Это одно из крупнейших религиозных течений. Чудо Воскресения пронизывает этот мир, влияет и меняет его. Как бы неверующим во Христа ни хотелось бы умалить Его значение, это невозможно.

Можно, конечно, сто раз уверить себя в том, что можно прожить и без Бога, что грех, это понятие относительное, что то, что для одного грех, для другого добродетель. Кто-то, наверное, скажет, что для развития подлинной личности «здоровый эгоизм» просто бесценен, а кто-то во всем узрит травму детства, однако факт вещь упрямая. Ни обстоятельствами, ни особенностями, несовершенства не прикрыть. От момента грехопадения человечество осознало – оно голо, и беззащитно. Его ресурс конечен. И если мы действительно не хотим умереть, нам стоит держаться Источника Жизни Вечной. Того, Кто победил смерть.
“…пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня”

Зачем Иисус посылает учеников на встречу с собой? Насколько это важно быть там, где Он? Да потому, что это Его Воля. Воскресшего мы встречаем там, где Он указал, а не там, где хочется. И поверьте, не получится оправдаться тем, что Бог везде и всюду.

Один парень спросил священника:

— Если Бог везде, то для чего мне ходить в церковь?

На что тот ответил:

— Во всей атмосфере есть вода; но, когда тебе хочется пить, ты должен идти к источнику или колодцу.

Христос Воскрес, отныне Небесный источник открыт для нас. Как в него войти? Следуя за Воскресшим. Доверьтесь Ему, поверьте, ибо “…если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша… но …Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *