Проповедь настоятеля, о. И. Чернышева на 9-е Воскресенье после Св. Троицы (2020)

Библейский текст: Иер 1:4–10 1Пет 4:7–11 Мф 25:14–30

14 Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое:
15 и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.
16 Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов;
17 точно так же и получивший два таланта приобрел другие два;
18 получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.
19 По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета.
20 И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них.
21 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
22 Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них.
23 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
24 Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал,
25 и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое.
26 Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал;
27 посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью;
28 итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов,
29 ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;
30 а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

Проповедь:

Сегодня, братья и сестры Господь нам рассказал притчу о талантах. Как правило, когда мы слышим слово «талант» мы воспринимаем его, согласно одному из вариантов объяснений толкового словаря Владимира Ивановича Даля (из семьи обрусевшего датчанина Йогана Кристиана фон Даля и его жены немки Марии Христофоровны, урождённой Фрейтаг), как:

Природный дар, дарования человека и способность к чему. Талантливый, даровитый, с природными способностями. Талан, счастье, удача; | рок, судьба, участь; | барыш, прибыток| находка.

Нам известно, что гении часто обладают не одним даром, они как правило разносторонни в талантах. К примеру, талантливый полководец Юлий Цезарь умел делать сразу несколько дел одновременно. Вы спросите какие?

Ну что же, поделюсь немного историей. Почти всем известно, что в древнем Риме очень ценились гладиаторские бои, и отказ от посещения амфитеатра считалось дурным тоном – могли расценить как неуважение к народу, слабость правителя и пр. Императору это было не к лицу, поэтому на бои он ходил, но не смотрел их, а занимался своими делами — разбирал корреспонденцию и отвечал на письма.

Однажды его ехидно спросили, как это он так умудряется и на гладиаторов смотреть и письма писать? И правитель ответил: «Великий Цезарь может делать два, и даже три дела одновременно — и смотреть, и писать и слушать!»

Если рассматривать «талант» именно как умения, то мы можем сказать, что у императора было много талантов. Однако Даль дает не только, общепринятое сегодня объяснение этому термину, у него есть и другое, а именно: монета у древних греков и у римлян. Именно это значение и использовано в притче.

Мы видим, что история здесь начинается с отъезда некоего господина, который перед отправлением вызвал к себе своих слуг и поручил каждому определенную денежную сумму – «таланты».

В нашей стране, к примеру, это были бы рубли, в Европе – евро, в Америке – доллары. И вот мы читаем, что одному из слуг он дал 5 монет, другому — 2 монеты, а третьему — одну единственную, 1 талант. После этого хозяин уезжает.

Проходит время, и хозяин возвращается. Ему естественно хочется знать, как слуги распорядились доверенным им имуществом.

Получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Прими поэтому десять!

Господин хвалит своего слугу и говорит: в малом ты был верен, над многим тебя поставлю!

Тогда вызывает господин следующего и спрашивает его, а как ты распорядился тем, что тебе было доверено?
Мы читаем: два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них.

Мы видим, что и этот слуга приумножил то, что было ему доверено. Он, конечно, принес гораздо меньше первого, однако и начальный капитал у него был меньше.

Это тоже радует хозяина, и о чудо, ему, несмотря на гораздо меньшую сумму дается то же обетование: в малом ты был верен, над многим тебя поставлю!

Мы понимаем, конечно, что речь здесь идет не просто о деньгах, господине и слугах, речь здесь о вещах более глубоких. Господин, это Архитектор Мира, Его Создатель. Речь здесь о Боге и о наших взаимоотношениях с ним.

У каждого человека есть свои дары – таланты. Нет на земле человека, у которого не было бы хотя бы одного дара. Потому не стоит завидовать тому, что есть у другого, может на самом деле их дар вовсе и не такой привлекательный как кажется на первый взгляд?

— Работаешь с утра до вечера, — сокрушался Здоровый Зуб, — и никакой тебе благодарности! А Гнилые Зубы — пожалуйста: все в золоте ходят. За что, спрашивается? И за какие заслуги?

Да ни за какие, у кого-то даров больше, у кого-то меньше, однако те, кто трудится засучив рукава, кто приумножает таланты, полученные в жизни, поступает верно. И не важно, что нам дается, и в каком количестве. – Важно приумножать.

Порой приходится в жизни заниматься и не совсем тем делом, которому изначально обучался в юности, к которому готовился, жизнь подкладывает нам сплошные сюрпризы. Иной раз приходится работать там, где вообще не планировал, заниматься тем делом, о котором и не думал. Однако это вовсе не значит, что его нужно делать плохо, сетуя на обстоятельства, кляня Творца за то, что не довелось родится в семье миллиардера.

Именно примерно это и делает оставшийся последний слуга. Он ругает Господина за те условия, в которых по его решению очутился, он вносит в отношения с хозяином собственный устав где закон устанавливает не хозяин а раб: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое.

Что же, хозяин на то и хозяин, что именно он и есть Власть. Ответ не заставил себя ждать:

Возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

От Власти Бога не скрыться никому, именно Он дарует таланты, и Он же вправе спрашивать, как мы ими распорядились. Закопали в землю? Сломились под ударами жизненных обстоятельств? Решили, что то, или иное занятие не для нас? Что я этому не учился, у меня не получается, у меня талантов нет?

Поверьте, это Творцу решать, к чему у нас талант, не творению. Людям, стоящим у власти, любой, политической ли, религиозной, или совсем маленькой, к примеру вахтер при входе в метро, абсолютно всем нужно помнить о главном – и таланты и судьба человека во власти Бога!

А потому не стоит удивляться тому, что однажды удача уходит из рук. Причем стремительно, если вовремя не применить таланты, что Господь дарует.

И не стоит тут искать виновных — вот, я «жирный», мне не досталось хороших генов, чего я могу? Физически ведь не крепок? Кто сказал? Ведь живешь же, движение есть, почему бы тогда не попробовать немного поработать над собой? Небольшая диета, чуть больше движения, и глядишь, многое в жизни просто станет легче выполнять, больше будет удаваться. Конечно далеко не так, как возможно, именитым спортсменам, однако то, что дано, удастся использовать лучше и для себя, и для окружающих.

То же и в бизнесе, и в политике, везде. Если вовремя не учесть важное, не думать всерьез о развитии, распоряжаясь имеющимися ресурсами разумно, налаживая а не разрушая партнерские отношения в попытке идти «по головам», можно вдруг обнаружить себя у разбитого корыта. И это произойдет именно так, неожиданно, — вдруг!

Суд Божий это именно внезапно. Но, в отличие от человеческого суда, всегда милосердно. Обратите внимание, в притче из трех слуг царя осужден только один. И не за то, что принес мало (он и не мог принести много, ему мало было и дано), а за то, что не принес вообще ничего. Тот, кто оказался самым жадным, тот, кто не захотел поделиться полученным в дар, и был приговорен.

Захотела Жадность богатой стать. С её-то способностями и характером много ль для этого надо? Раз — и заработала миллион.

Нет, — думает. — Маловато. Надо бы десять для ровного счёту!

Долго ль умеючи? Десять, так десять. Только опять мало — ей уже сто подавай! Набрала и сто. И больше набрала. Но богатой так и не стала! Потому что, как известно, — богатый, который собирает всегда только для себя, беднее даже жалкого нищего, который готов всегда поделится последним с тем, кто нуждается больше!

Чему все это учит нас? Неважно, какие дары даны нам свыше, важно, если мы ценим и благодарим за них Всевышнего не стесняясь делить их с другими, чтобы ценность их только возрастала. Непросто? Что же, ищите прежде Царства Божия и правды Его, самой главной ценности Бытия, и тогда все вдруг наладится.

Господи, помоги нам всем никогда не закапывать наши таланты. Аминь!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *