Проповедь настоятеля, о. И. Чернышева на День св. Петра и Павла

Библейский текст: Мт. 16.13-19

13 Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?
14 Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков.
15 Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня?
16 Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога Живаго.
17 Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах;
18 и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее;
19 и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.

Проповедь:

Дорогие братья и сестры,

Сегодня мы празднуем день святых апостолов Петра и Павла. Для Церкви этот праздник особенный. Хотя, если честно, в Ней не бывает других. Все, что так, или иначе, связано с Господом – особенно. Особенна и жизнь людей, посвятивших себя Его служению.

В литургической жизни Церкви существуют множество особых дат. Однако в Церковном году они расположены отнюдь не бессмысленно и хаотично. Основной задачей Церкви является проповедь Евангелия, Благой Вести, приуготовление нашей души к встрече с Господом в Ее Таинствах. И именно для этого существует в Церковном календаре особый порядок. Мы идем от Благовещения, зарождения Слова Бога (весна), к развитию Его через проповедь, в качестве примера выраженной в двух Величайших Столпах апостольского служения, – святых Петре и Павле (лето).

Петр и Павел, чем они славны? Почему именно именем Святого Петра называется кафедра одного из крупнейших епископов христианского мира? Почему именно апостола Павла величают «апостолом язычников»?

Апостол Петр, между прочим, вовсе не был человеком как-то особо отличным от других во своей встрече с Господом. Он был обыкновенным рыбаком, каких множество, не лучше и не хуже в этом промысле остальных.

Как и многие в его время простые люди, он был неграмотен. У него, в отличие от сегодняшних наследников римского престола, была жена. О жене, кстати, нам сообщает апостол Павел: Он говорит, что Петр путешествовал вместе с женой, впрочем, как и другие апостолы: «Или мы не имеем власти иметь сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья, и Кифа?» Здесь Павел называет Петра Кифой (по-арамейски это то же, что и по-гречески «петрос» — камень). Иногда некоторые теологи иных конфессий, обращая внимание на словосочетание «сестра жена», говорят, что здесь речь идет вовсе не о жене как таковой, но о женщинах христианках, посвятивших себя домашней заботе об апостолах, помогающих им в их нелегком служении, и разделяющих с ними тяготы их пути. Именно поэтому мол, это место нужно понимать не напрямую, но косвенно, не сестра жена, а подобная им помощница.

Но все же кажется, что это довольно натянутое объяснение, проще признать, что апостол Павел имел здесь ввиду жену христианку, поэтому и называет ее сестрой. Тем более, что другое место в Писании из того же Павла говорит: «Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен…» (1Тим. 3:2)

Именно таковым был Петр. Он любил свою семью, любил свое дело, которое, хоть и было непростым, однако приносило ему определенный доход, на который он содержал себя и свою семью. Но он также был очень набожен и, когда узнал от своего брата Андрея (Первозванного) о Господе, на которого ему указал его учитель Иоанн Креститель со словами «Се Агнец Божий», с радостью последовал за Мессией, оставив до времени все – и дом, и имущество, и родных. Поверьте, это очень сильный, и непростой шаг, отказаться от всего дабы стать примером, за которым последуют остальные. Именно Петр однажды устами исповедует Господа Сыном Бога Живого! Это будет Первый Символ Веры, не знаком, но словом выраженный. Именно поэтому Господь однажды назовет Симона (таковое было ранее его имя) Петром: «блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мт. 16:17-18).

Совсем другим человеком был апостол Павел. Ранее у него тоже было иное имя. До встречи с Господом на дороге в Дамаск, его звали Савл. В отличие от Петра Павел был из благородной семьи. Его род происходил из колена Вениаминова. Кроме того, он имел римское гражданство. Был хорошо образован, его учителем был уважаемый в народе законник Гамалиил. Павел представлял из себя любопытное сочетание знания Иудейского Закона с языческой философией и культурой. Молодой, образованный и горячий, идущий вверх по карьерной лестнице, – начальники иудейские видели в нем будущую крупную фигуру. Так ему доверили особое поручение – преследовать и предавать на казнь еретиков от иудейской религии, вдруг заявивших, что у Бога, который Един, есть Сын! Да как они смели, ведь гласит же древний молитвенный текст:

שמע ישראל, יהוה אלהינו יהוה אחד

Шма Исраэль, Адонай Элоэйну Адонай эхад! Внемли, Израиль! Господь — Бог наш, Господь — един! (Втор.6:4)

И вот Савл, еще не Павел, в горении услужить Богу ринулся исполнять то, что ему было поручено. Он был абсолютно уверен в своей правоте, когда наблюдал, как такие же ревнители закона, как он сам, до смерти избили камнями Стефана, (Деяния 7.58). Не удовлетворившись преследованием учеников Иисуса в Иерусалиме, Савл был готов на все дабы разжечь еще более обширное пламя преследований. Но, когда, по пути в Дамаск, в видении он увидел Иисуса, который сначала ослепил его, а потом дал прозрение, через служителя христового, Павел понял, что ошибался и стал таким же ревностным христианином, как до этого был гонителем.

В лице Павла Церковь обрела воистину талантливого проповедника Слова Божия среди язычников. Если многие другие апостолы были хорошо знакомы лишь с традицией и духовностью иудаизма, и могли неплохо донести Благую Весть представителям собственного народа, то, в отличие от них, Павел знал, как это сделать для иных.

Служение апостолов Петра и Павла было непростым. Петр первым из апостолов был заключен в узы. Не раз подвергался битью, поруганию, но он продолжал свою проповедь в разных странах несмотря ни на какие преследования.

Его личность была настолько сильной, что было множество и тех, кто обращался от его проповеди. Люди, видя чудеса, исцеления, которые происходи по молитве апостолов, думали, что даже тень самого почтенного, самого пожилого из них, а значит и самого авторитетного способна тоже творить чудеса. В Деяниях мы читаем:

«Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса; и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом. Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их. Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин, так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них. Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все». (Деян. 5.12-16).

Проповедь Петра продолжалась до 64 года. В это время в Риме, где он пребывал, возник пожар огромной силы. Он бушевал полторы недели и уничтожил большую часть этого города. Среди людей поползли слухи, что это сделал император Нерон. Люди говорили, что он специально поджег его дабы построить на развалинах новый город и назвать его своим именем. Тогда, чтобы оградить себя от подозрений, Нерон обвинил в поджоге христиан. Их стали хватать и подвергать казням.

Петр как раз был руководителем римской общины христиан, ее епископом. За это Нерон велел распять его на кресте.

29 июля 67 года апостол был распят. Но хотя Господь давно простил Петру его грех и троекратным вопросом «Любишь ли ты Меня?» вернул ему апостольское достоинство, однако Петр никогда не мог забыть своего малодушия в день Распятия Господня, поэтому он попросил своих мучителей распять его вниз головой, так как считал, что недостоин умирать подобно своему Учителю.

Во время преследований христиан в Риме, в то же время, был также, очевидно, схвачен и Павел. Но он был римским гражданином, поэтому на кресте его нельзя было казнить. Эта смерть считалась недостойной для носителя сего статуса. И вот, в этот же день, когда был казнен апостол Петр, Нерон велел отрубить апостолу Павлу голову. При этом, согласно красивому преданию, люди стали свидетелями чуда. Едва отрубленная голова коснулась земли, из этого места забил целебный источник. Так 29 июня стало в церковном календаре датой святых Петра и Павла. Именно ее можно увидеть как в древних календарях: Римском IV в. и Карфагенском V в., так и в других источниках: мартирологе блаженного Иеронима (IV в.), в сакраментарии папы Григория Великого (VI в.)

Как бы там ни было, но оба апостола доказали свою верность и преданность Господу. Его Слову. А потому мы можем смело сказать, что День апостолов Петра и Павла, это день христианской миссии. Взирая на этих святых, понимаешь, не стоит молчать, если у тебя есть прекрасный дар веры. Восклицайте вослед за Петром Господу: Ты — Христос, Сын Бога Живого! Открывайте Божью Любовь, как апостол Павел, всем, и своим, и не своим, и христианам, и язычникам. Пусть все знают, и никто не забывает о том, что Бог любит нас настолько, что «отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Ин. 3.16)

Не бойтесь мира, не бойтесь смерти, ибо вы уже давно в Церкви Христовой, которую врата не одолеют.

Да, именно на это напоследок я бы хотел обратить ваше внимание, сегодня Господом через Писание сказано: врата ада не одолеют Его Церкви! Почему врата? Разве не Церковь Божия в загоне мира? Разве не она обороняется? Разве не правильнее было бы сказать Иисусу – врата Церкви не одолеет ад?

Нет, поверьте, Иисус знает, что говорит. Этот отрывок как раз и интересен тем, что мы здесь видим. Обороняется не Церковь, не она в осаде, в осаде ад.

В древности, когда город попадал в окружение, осажденные, понимая, что у них нет выхода, предпринимали, порой, единственную попытку, которая у них оставалась. Все силы собирались в одном месте, у одних ворот, бойцов отзывали отовсюду. И вот, в определенный, назначенный момент, они распахивали эти ворота и прорывались с боем.

Так вот, Господь нам говорит, что аду это не удастся. Его судьба предрешена даже если порой кажется, что задуманное им получается.

Будьте смелы и решительны подобно апостолам Петру и Павлу, не бойтесь мира. Несите в него Божий мир. Помните, ад обречен. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *