Проповедь настоятеля, о. И. Чернышева на Рождество Иоанна Предтечи

Библейский текст: Лк. 1.57-80

57 Елисавете же настало время родить, и она родила сына.
58 И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею.
59 В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею.
60 На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном.
61 И сказали ей: никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем.
62 И спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его.
63 Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились.
64 И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога.
65 И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской.
66 Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что будет младенец сей? И рука Господня была с ним.
67 И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря:
68 благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему,
69 и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего,
70 как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих,
71 что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас;
72 сотворит милость с отцами нашими и помянет святой завет Свой,
73 клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему, дать нам,
74 небоязненно, по избавлении от руки врагов наших,
75 служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей.
76 И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему,
77 дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их,
78 по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше,
79 просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира.
80 Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю.

Проповедь:

Дорогие братья и сестры,

Ну что мы с вами можем читать в праздник дня рождения Иоанна Крестителя? Конечно же об этом событии. Его нам передает Лука. Мы читаем, что на восьмой день, когда пришло время его обрезать, ему решили дать имя. У народа Божия так тогда было принято – при обрезании давали имя. Это если подумать важная часть многих церемоний, в которых человек посвящает себя кому-либо или чему-либо, тем более Богу. Достаточно вспомнить монашеские практики что живы и доныне – когда монах или монахиня приносят обеты, они берут себе иное, отличное от мира имя.

Мы читаем, что младенца хотели назвать в честь папы – Захариею. Но удивительно, мама воспротивилась этому имени, но сказала, что хочет дать ему имя Иоанн. Родственники не поняли, почему мать хочет дать младенцу имя, которого у них в родстве нет, ведь это является нарушением традиции, как так?

Тогда решили обратиться к отцу, что скажет он? Вы помните, что Захария не мог говорить, ибо как пишет евангелист, он был отмечен немотой за то, что не поверил словам ангела, посланника Божия о том, что ему предстоит стать отцом.

Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн…

И сказал Захария Ангелу: по чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных…

Вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время.

Так Захария, будучи нем, взял дощечку и написал, что Иоанн имя ему. И все удивились.

В евангельских строках мы видим, что имя младенца Иоанн не есть прихоть родителей, хотя это очень удивляет окружающих, но это желание Бога.

Удивительно, как только Захария принял волю Божью, разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога.

Так мы видим, что благословения приходят к человеку свыше, они присутствуют, но только если человек принимает их, они становятся тем, чем и должны быть. Это важно понимать, мы часто в молитвах обращаемся к Богу с теми или иными просьбами, и нам кажется порой, что Бог не слышит нас, но так ли это? Разве может не слышать Тот, кому принадлежит все в этом мире, Кто в конце концов его создал? Конечно, Бог слышит нас, и Он отвечает, но готовы ли мы сами воспринять ответ?

Есть хорошая поговорка – на Бога надейся да сам не плошай. Это как раз об этом, о феномене Захарии, что только приняв Волю Бога, обрел дар речи, стал способен говорить о том, чуде, что Бог свершил в его жизни.

Вы знаете, некоторые люди считают, что они вполне могут обойтись без Церкви Божией, достаточно мол, лишь попросить Бога о Небесных Дарах, как они тут же обретутся. Но так ли это? Ведь дары могут и быть, однако будут ли они именно для нас?

Обратимся к Иоанну. Бог хотел даровать этого младенца не только Захарии и Елизавете. Для них двоих это был дар родительства. Они обрели долгожданное дитя. А для других людей? Для мира? Рождение Иоанна разве было даром родительства?

Нет, для мира это был иной дар. Это был дар приуготовления к важной встрече со Спасителем.

Иоанн внес в мир путь Покаяния. Именно с покаяния Захарии, с принятия Божьей воли начинается рождение Иоанна, само имя которого звучит на иврите как יוחנן (Iōḥānān) а в дословном переводе означает «Господь сжалился» или «помилованный Богом» тот, на кого Господь призрел своей Милостью.

Далее, как мы знаем, вся жизнь Иоанна было сплошным путем покаяния, он сам жил как отшельник, посвятив покаянию собственную жизнь, он же призывал к покаянию и окружающих. И именно этот стиль жизни, это его призвание и станет однажды причиной его заточения и последующей казни со стороны Ирода.

Покаяние важный элемент нашего взаимоотношения с Богом. Если его нет, то нет и Пути к Нему. Мы лютеране часто повторяем себе о том, что Благодать Божия это прежде всего дар, ее нельзя заслужить. Потому человек отказывающийся принимать свою ограниченность, убежденный в том, что у него нет недостатков, что он все делает верно, и ему не в чем каяться явно не имеет Дара Божьего.

Вы знаете, мне доводилось встречать подобных людей, что рассматривали свою жизнь как череду случайностей, в которых нет ни зла, ни добра, раз случилось, то так и надо. Все в этом мире правильно, но — так думают до тех пор, пока это «правильно» не залезет на их жизненную территорию, тогда настрой меняется. Но вот задумывается ли человек о покаянии? Навряд ли, разве что только его затронет Божья Благодать.

Итак, если в вас есть Покаяние, значит вы как Иоанн, те, на кого Господь УЖЕ призрел своею Милостию. Ваш путь, это путь навстречу Агнцу, «Который берёт на Себя грех мира» (Иоанна 1:29).

Вся жизнь Иоанна, это проповедь о грядущем Христе. Именно поэтому этот праздник столь важен для нас христиан. Христианская церковь (мы лютеране это хорошо понимаем) просто обязана быть Христоцентричной.

Даже символы в Церкви таковы. Церковь символически использует в своей календарной традиции главное для нас небесное светило – солнце, как образ Спасителя. Ведь как говорит Писание словами Иисуса – Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни. (Ин.8.12)

Именно 24го декабря, когда ночь наконец сокращается на несколько минут, и день становится чуточку длиннее, празднуется Рождество «Света Миру». И именно 24го июня празднуется праздник рождества Иоанна Крестителя, который пришел в наш мир в тот же момент, когда и Господу надлежало появиться здесь. Т.е. Церковь отмечает рождение Иоанна в самое светлое время на земле. А как вы знаете, при Свете хорошо видно каждый недостаток. Поэтому и понятно, почему Благодать Божия приводит человека к покаянию. Как говорил сам Иоанн – «Христу должно расти, а мне умаляться» (Ин.3.30). Как Иоанн умаляется, так и свет небесного светила становится от даты рождества Иоаннова, с каждым днем меньше, в отличие от света с момента даты рождения Христова, — тогда он растет.

Поверьте, нам не стоит обижаться на грешный мир, не знающий Божьего света. Он просто не может разглядеть своих недостатков, потому и считает, что их нет.

Один священник как-то поделился следующим воспоминанием:

Однажды, когда я копал свой огород, чтобы посадить несколько кустов помидоров, ко мне пришел один посетитель и спросил:

— Что вы делаете, отче?

— Что я делаю? — сказал я. — Да вот, исповедую свой огород.

— Да как же, отче, — опешил он. — Неужто огород тоже нуждается в исповеди?

— Конечно, нуждается. Я убедился, что, когда поисповедую огород, то есть вычищу землю от камней, сорняков, колючек и тому подобного, то овощи, которые он родит, бывают крепкими, здоровыми как на подбор! А если огород оставить без исповеди, то и вырастут на его грядках какие-то недоразвитые желтенькие и сморщенные помидорчики!

Помните, там, где покаяние пред Богом, там точно произрастает Благодать Божия. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *