Проповедь настоятеля, о. И. Чернышева на Рождество Христово

Библейский текст: Лука 2.1-20

1 В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле.
2 Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею.
3 И пошли все записываться, каждый в свой город.
4 Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова,
5 записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна.
6 Когда же они были там, наступило время родить Ей;
7 и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.
8 В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего.
9 Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим.
10 И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям:
11 ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь;
12 и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.
13 И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее:
14 слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!
15 Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь.
16 И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях.
17 Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем.
18 И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи.
19 А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем.
20 И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было.

Проповедь:

Дорогие братья и сестры,

Сегодня мы отмечаем большой праздник. Праздник, о котором можно сказать словами апостола Павла: для Иудеев соблазн.

Еще бы, Бог и родился! Великий Бог, о котором мудрый Соломон некогда сказал: «Небо и небо небес не вмещают Тебя», и вдруг имеет Сына, спускается на землю, ограничивает себя, становится плоть от плоти матери своей – простым человеком сыном семьи плотника.

Вы знаете, а ведь это соблазн не только для Иудеев. Людям крайне трудно согласиться с тем, что Бог, которого мы так красиво встречаем в наших церквях – столь неблагороден и незнатен.

Ну не может этого быть – восклицают обычно люди, Бог это Дух, он не имеет телесной плоти! – заявляет один. Бог это Божественная Мудрость, София! – произносит другой. У Бога женское начало, ведь он рождает мир – раздается голос откуда-то издалека, наверное, из-под кипы книг, которую ум так и не смог ни переварить, ни тем более усвоить. Еще бы, ведь усвоить то можно только удобоваримое, то, что не является отравляющим ядом для организма, ну а в данном случае очевидно для ума.

Конечно, о Боге много всего говорится, слышатся разные мнения – но главное из них это то, что Он несказанно Силен и Всемогущ. Ему принадлежит все, и Он всем владеет.

Не раз мне, правда, доводилось слышать и еще одну точку зрения – Бога нет, и не было никогда! Я думаю, что ее придерживаются все такие же «заумные» люди, что представили себе однажды Всемогущего Бога, но вот в своем всемогуществе Он почему-то отказался исполнять их делания. Да как только посмел, вон, даже сказочные джинны, если найти правильную лампу и правильно ее потереть, исполняют все, чего захочется, а этот? Либо он не всемогущ, либо его вообще нет.

Так вот, от этих людей мне не раз доводилось слышать следующий вопрос: «Может ли Бог создать камень, который он сам не сможет поднять?»

Парадоксальность этого вопроса заключается в том, что если ему это удастся, значит, его всемогущество утратило силу, а если нет, то он и не был всемогущ. Ну а значит Бога нет и не было никогда – заявляют они.

Интересно, но именно сегодня мы с вами дорогие прихожане отмечаем день, когда подобный парадокс вдруг разрешился сам собой. Я скажу вам, что Бог не только может создать камень, который сам же и не сможет поднять, но уже это сделал.

Он однажды создал материальную вселенную, а в ней массу таких вот огромных камней (на одном из них и мы с вами сегодня летим в пространстве вокруг нашего солнышка), которые, вочеловечившись, как Человек, Он никогда не сможет поднять.

Итак, мы видим, для Бога нет ничего невозможного. Именно так, Бесконечный Бог, может стать маленьким младенцем, стать одним из нас, нуждающимся в тепле и заботе отчего дома, маминых рук.

У Евангелиста мы читаем, что при рождении Господа пастухам, пребывающим неподалеку, явилось многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: «слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!»

В человеках благоволение! (греч. ἐπὶ γῆς εἰρήνη ἐν ἀνθρώποις εὐδοκία; лат. in terra pax hominibus bonaevoluntatis) – человеческая природа отныне прославлена навеки. Бог стал человеком.

Не все знают, но в этом ангельском славословии звучит и политический подтекст. Дело в том, что на титул, которым наградили ангелы Иисуса, имелся еще один претендент — римский император Август, который правил с 27 года до р.Х. по 14 год 1-го века р.Х. Именно в его личности мир, в который явился маленький Иисус, и видел реального спасителя.

Правитель Малой Азии Павел Фабий Максим так говорил об Императоре:

«[Трудно сказать] о дне рождения божественнейшего кесаря, чего в нем больше: радости или пользы. Этот день мы вправе сравнить с началом всего, по крайней мере в практическом смысле, поскольку он восстановил порядок всего того, что распадалось и па-дало в хаос, и придал новый облик всему миру – миру, который изо всех сил стремился к разрушению и погиб бы, если бы не родился кесарь, ставший благословением для всех.

А Квинт Гораций Флакк (8 декабря 65 года до р.Х., Венузия — 27 ноября 8 года до р.Х., Рим) — древнеримский поэт «золотого века», в своих «Посланиях» обращает к Августу такие слова:

Почести только тебе уделяем мы щедро при жизни,
Ставим тебе алтари, чтобы клясться тобою, как богом,
Веря – ничто не взойдет тебе равное и не всходило.

Да уж, наверное, если бы Господь, решив вочеловечится пришел-бы в образе подобного властителя, которому пели все эти гимны, это еще хоть как-то было понятно, но когда так, когда сыном плотника? Зачем? Отчего?

Наверное, все оттого же, что «немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное».

Именно в Ангельском гимне провозглашается Слава Богу, что на Небесах (а не земным властителям). И именно благодаря Богу (а не Императору, не некоей сильной личности) на земле будет установлен мир, а на людях будет Божье Благоволение.

Поверьте, подобный гимн поистине революционен во многих углах нашего грешного и многострадального мира даже сегодня. Господь имеющий все права на проявление Божественного Величия, в отличие от того же Римского Императора, да и многих иных правителей, отказывается от этого права.

А апостол Павел пишет: Господь, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба… (Фил. 2:6-7)

То есть, Иисус не почитал воровством считать Себя равным Богу. Однако Он дает любому руководителю хороший пример – служение людям, не есть собирание похвалы льстецов, и, тем более, не злоупотребление властью, но принятие участи раба, вечно должного всем и лишенного поистине всякого права.

Да, служение людям это непросто, наверное, оттого и взялся Бог сам за эту работу. Доверьтесь этому маленькому Младенцу, дайте Богу действовать в вашей жизни, и вы увидите, что с Его помощью все у вас будет и хорошо, и правильно.

С праздником Рождества вас, дорогие братья и сестры. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *