Проповедь настоятеля, о. И. Чернышева на 1-е Воскресение Адвента

Библейский текст: Мф 21:1–9

1 И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников,
2 сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне;
3 и если кто скажет вам что -нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их.
4 Все же сие было, да сбудется реченное через пророка, который говорит:
5 Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной.
6 Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус:
7 привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их.
8 Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге;
9 народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!

Проповедь:

Дорогие братья и сестры,

Мы с вами читаем в начале Адвента в общем то пасхальную историю о том, как Иисус въезжает на молодом осле в Иерусалим. Народ встречает своего пророка. Кругом ликование и радость. Вот, Он пришефл! Наступает конец владычества безбожного Рима проповедующего разврат культа богини Венеры и принципы бога Марса – «кто сильнее, тот прав». Сейчас Он им покажет, сейчас наступит Справедливый Божий суд. Пророк, которого так ждали отцы деды и прадеды, восходит на трон Вечного города.

Почему именно эту историю мы читаем в первое воскресение Адвента? Да потому, что она связана с ожиданием Спасителя. Как накануне рождения Христа, как накануне Пасхи, так и теперь — мир томится в ожидании Спасения.

Ничто не меняется, несправедливость, которую мы наблюдаем сегодня не менее жестока чем та, что несли на своих копьях захваченным городам римские солдаты, а до них и другие…

Страх, смерть и разрушение подстерегают нас всюду, даже если эти смерть и разрушение и не являются нам в прямой физической форме, то духовное опустошение безбожного мира поклоняющегося золотому тельцу, не менее опасно и страшно. Так как в общем-то, именно с него и начинается бесконечный путь войны, насилия и грабежа, в котором не только далекие, но и близкие люди становятся врагами. Сколько примеров, когда родственники, что должны быть поддержкой в самую трудную минуту, как раз именно в подобный момент и ставят подножку.

Итак, мир неизменен. Так что же, зря был пройден крестный путь? Зря Бог спустился с небес на землю став человеком? Неужели материнские ожидания Марии и чаяния народа, встречающего Христа бессмысленны?
И да, и нет. Прежде всего, необходимо взглянуть не на предмет ожиданий, а на внутренний смысл. Не на того Христа, которого ожидают, а на того, Кто Он на самом деле, — ради чего Он пришел.

Все мы хотим того, чтобы Бог однажды, (а может и постоянно) вмешался в нашу жизнь, корректируя ее, приводя то, что разрушилось, не срослось – в порядок. Чтобы и финансовый успех нам сопутствовал, и здоровье не подводило, и отношения с родными и близкими нам людьми складывались хорошо. Чтобы небо над головой было синим и безоблачным, чтобы солнце никогда не переставало нас радовать своими ласковыми лучами. Но погода порой портится, небо хмурится, друзья и близкие вдруг оказываются врагами.

Что же делать?

Молиться! — решает для себя христианин. Звать Небесного царя на помощь. Он придет и все будет как надо. «Враг» будет посрамлен. Справедливость займет свое законное место. Итак, с приходом Христа многие из нас жаждут именно справедливости. Точно так, как ждали справедливости и те, кто устилал путь осла своими одеждами и пальмовыми ветвями. Да, Справедливость идет она наступает, но в чем кроется эта справедливость. Справедливость это праведный суд. На востоке есть интересная история о праведном судье:
Один алжирский царь Бауакас захотел сам узнать, правду ли ему говорили, что в одном из его городов есть праведный судья, что он сразу узнает правду и что от него ни один плут не может укрыться. Бауакас переоделся в купца и поехал верхом на лошади в тот город, где жил судья. У въезда в город к Бауакасу подошел калека и стал просить милостыню. Бауакас подал ему и хотел ехать дальше, но калека уцепился ему за платье.

– Что тебе нужно? – спросил Бауакас. – Разве я не дал тебе милостыню?

– Милостыню ты дал, – сказал калека, – но еще сделай милость – довези меня на своей лошади до площади, а то лошади и верблюды как бы не раздавили меня.

Бауакас посадил калеку сзади себя и довез его до площади. На площади Бауакас остановил лошадь. Но нищий не слезал.

Бауакас сказал: – Что ж сидишь, слезай, мы приехали.

А нищий сказал: – Зачем слезать, – лошадь моя; а не хочешь добром отдать лошадь, пойдем к судье. Народ собрался вокруг них и слушал, как они спорили; все закричали: – Ступайте к судье, он вас рассудит.

Бауакас с калекой пошли к судье. В суде был народ, и судья вызывал по очереди тех, кого судил.

Когда очередь дошла до Бауакаса и до калеки, Бауакас рассказал, как было дело. Судья выслушал его и спросил нищего. Нищий сказал: – Это все неправда. Я ехал верхом через город, а он сидел на земле и просил меня подвезти его. Я посадил его на лошадь и довез, куда ему нужно было; но он не хотел слезать и сказал, что лошадь его. Это неправда.

Судья подумал и сказал: – Оставьте лошадь у меня и приходите завтра.

На другой день собралось много народа слушать, как рассудит судья. Позвали Бауакаса и калеку.

– Узнаешь ты свою лошадь из двадцати других? – спросил судья Бауакаса.

– Узнаю.

– А ты?

– И я узнаю, – сказал калека.

– Иди за мною,– сказал судья Бауакасу.

Они пошли в конюшню. Бауакас сейчас же промеж других двадцати лошадей показал на свою.

Потом судья вызвал калеку в конюшню и тоже велел ему указать на лошадь. Калека признал лошадь и показал ее.

Тогда судья сел на свое место и сказал Бауакасу: – Лошадь твоя; возьми ее. А калеке дать пятьдесят палок. После суда судья пошел домой, а Бауакас пошел за ним.

– Что же ты, или недоволен моим решением? – спросил судья.

– Нет, я доволен, – сказал Бауакас. – Только хотелось бы мне знать, почему ты узнал, лошадь была моя, а не нищего?

Калека так же, как и ты, ответил судья, из двадцати лошадей сейчас же указал на лошадь. Да я не для того приводил вас обоих в конюшню, чтобы видеть, узнаете ли вы лошадь, а для того, чтобы видеть – кого из вас двоих узнает лошадь. Когда ты подошел к ней, она обернула голову, потянулась к тебе; а когда калека тронул ее, она прижала уши и подняла ногу. Поэтому я узнал, что ты настоящий хозяин лошади.

Вот такова история о том, как проходит праведный суд. При этом суде не скрыться, дела и поступки наши предстанут однажды пред людьми как лошадь пред моральным и физическим калекой, свидетельствуя и обвиняя их.

Вы жаждете вмешательства Бога в вашу жизнь? Вы хотите универсальной справедливости? Да, она наступит однажды. Но принесет ли она виновному пред Богом миру счастья?

Так ли уж мы далеки от калеки попытавшегося ограбить царя? Разве мы не грабим нашего Господа с каждым телевизионным бессмысленным сериалом – время, которое можно было бы употребить на молитву. Разве это не воровство – новый дачный коттедж у южного берега моря в то время, когда иным братьям и сестрам приходится ютиться вчетвером в одной комнате из четырех метров? А очередная, пятая поездка за границу в течении всего одного года в тот момент, когда в соседней квартире родители ребенка страдающего астмой не могут позволить вывести его на море расположенное в нашей стране даже раз в год? А лишняя выпитая рюмка? А лишняя сигарета? Разве они не укорачивают наше здоровье, которое так необходимо нашей семье и людям нас окружающим? Да, оглянись человек, так ли уж безоблачен тот путь, что ты прошел по жизни? Посмотри, нет ли у тебя того, за что тебя стоило бы самого судить? «Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» (Лк. 6:41) Напоминает нам евангелист Лука.

Сколько же можно оскорблять Господа человек? Все мы теперь с начала 90-х перестали быть «товарищами» а стали господами, синьорами, «мистерами» и «миссисами». Но в мире есть только один Господь! Только Ему принадлежит и наша жизнь и все, что нас окружает. И однажды человечеству предстоит держать пред Ним ответ за все, что было нами сделано или наоборот, — упущено.

Так стоит ли молиться о справедливости? Стоит ли взывать к ней? Может все-таки стоит подумать о милосердии?

Сегодня, читая историю встречи Спасителя с народом, рассуждая о справедливости, мы остановились лишь на полпути. На пути жажды правды Божьей. Но мы знаем, чем кончается история входа в Иерусалим, как знаем и о том, чем кончается история рождения в мир Бога. Это путь дальше — путь креста! Путь, которым зачеркивается наш грех. Путь, к новой, милосердной жизни. Да, верующий во Спасителя на суд не приходит (см. Ев. от Иоанна 5. 24), но о наличии веры свидетельствует милосердная любовь! «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1Кор.13:13).

И коли уж я привел сегодня восточную историю о праведном судье, стоит, пожалуй, и закончить сегодняшнюю проповедь короткой молитвой так же популярной на востоке, и особенно подходящей нам в эти наступившие дни покаяния предрождественского поста:

Господи, Иисусе Христе, спаси, сохрани и помилуй нас грешных. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *