Проповедь настоятеля, о. И. Чернышева на 5-е Воскресение после Троицы

Библейский текст: Ин.1.35-42

35 На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его.
36 И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий.
37 Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом.
38 Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви, — что значит: учитель, — где живешь?
39 Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа.
40 Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра.
41 Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос;
42 и привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты — Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень Петр.

Проповедь:

Дорогие друзья,

Сегодня мы с вами читали историю призвания первых апостолов. Иоанн евангелист ставит здесь акцент на том, как два ученика Иоанна Крестителя, оставили своего учителя и последовали за Иисусом.

Это, поверьте не просто, оставить все то, чем ты занимался до этого и поменять направление. Особенно в таких вопросах как жизненное кредо.

Вот, только что они считали Иоанна тем светочем, что раскрывает пред ними смысл жизни, дорогу к Богу, а тут вдруг объявляется новый Учитель. Кто сказал, что он будет лучше старого?

«На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом». (Ин. 1.35-37)

Обратите внимание, на слова Иоанна отреагировали всего двое, а ведь крестил-то он многих, многие присоединялись к нему.

Да, так бывает, причем во все временя и эпохи. Даже сегодня так случается. Множество людей приходит в церковь вовсе не за Христом, а потому, что коллектив хороший, мероприятия занятные, пастор харизматичный. Но разве не Господа прежде всего нужно искать в церкви?

Когда ученики Иоанновы приблизились к Иисусу, Он задал им весьма существенный вопрос:
– «Что вам надобно?»

В дословном тексте на греческом это звучит как — τἰ ζητειτε (что ищете). Вообще этот глагол ζητέω имеет много значений. Например – жаждать, требовать, искать. Так мы понимаем, что вопрос Господа воистину крайне глубок, Он хочет знать, что заботит будущих апостолов? Что они ищут для себя как основу их жизни?

Это действительно важно знать, что ты ищешь в жизни, что тебе действительно нужно?

С ответом на этот вопрос действительно не стоит торопиться. Ошибочный ответ может действительно дорогого стоить.

Вспомните сказку о рыбаке и рыбке. Вы помните, что произошло с героиней, которая так и не смогла определиться со своими жизненными приоритетами? Она так и осталась там, где и была – у разбитого корыта.

Вы знаете, я как человек очень люблю, когда меня хвалят, но как пастор, начинаю переживать, если это происходит в приходе. Ведь это значит только одно, я не достаточно хорошо справляюсь со своими обязанностями. Я вовсе не призываю вас отказаться от добрых слов в адрес священников за их служение, особенно, если вам кажется, что они приходятся к месту. Однако если бы со мной происходило бы то же, что произошло с Иоанном Крестителем, когда он увидел идущего Господа, если бы внимание моих прихожан, как и внимание учеников Иоанновых, занимал бы только Господь, если бы хвала всегда доставалась только Ему, а люди бы шли в церковь, прежде всего, за Словом Божьим и Таинствами, значит можно было бы сказать, что моя цель достигнута.

Был у меня в моей пасторской практике, еще в самом начале, случай, – одна прихожанка поделилась со мной тогда своим мнением, она сказала: пастор в церкви должен быть лидером, он просто обязан быть популярным. Ну конечно она права, у пастора должны быть лидерские качества, как и у каждого руководителя. Но вот быть лидером?!

Наверное, я чего-то не понимаю, но в христианской церкви только один лидер – это Господь! И Он не всегда отличался популярностью. Бывало, да и бывает по-разному.

Надо сказать, что когда Иоанн увидел идущего Господа, то на тот момент слава среди людей у него, Иоанна, была гораздо выше. Однако ученики Иисуса все же определились вполне четко. Они оставили популярного Иоанна и последовали за неизвестным Христом.

Буквально с первых слов они назовут Его Равви – Учитель. И это правильно. Господь действительно учитель. И чему же Он учит? Софии – Божественной премудрости?

Если вы были на последних наших библейских уроках, то вы обратили внимание на то, что именно эту-то «премудрость» (в кавычках) и предлагают множественные популярные на сегодня древние апокрифические тексты, которые мы сравниваем с Писанием.

Нет, школа Христа не заключена в некоем «Тайном знании», доступном лишь избранным, она заключена в Любви Бога к своему Творению, такой Любви, что готова пожертвовать собой ради любимых детей.

У американского писателя Пола Янга есть любопытная сказка для взрослых. Этот роман называется «Хижина». Представленный в этом произведении Бог конечно далек от правдивого, Библейского представления, но как говорится – сказка ложь, да в ней намек. Кое-что в этой сказке и недалеко от истины. Когда главный герой сталкивается со сказочной Софией – Мудростью Божьей, та предлагает ему стать на место Бога и произвести суд над собственными детьми. Кого из трех своих детей он предпочел бы отправить в ад? Дочерей? Сына?

Нет, если нужно кого-то обречь на вечные муки, почему не меня? – воскликнул герой. И тогда София ответила ему – «вот, теперь ты говоришь как Иисус. Ты правильно судил».

Действительно, Богу крайне сложно кого-то обречь на вечные мучения. Настолько сложно, что становится понятно – роман Янга лишь роман, причем слишком вольный. На самом деле Бог никого не отправляет в Ад. Ад – люди, и падший ангел, Сатана, устраивают для себя сами. Суд же Бога заключен в настолько великой Любви, что Он способен принять собственное Творение как есть, даже с отрицанием собственного Бытия. А ведь именно там, где нет Бога, там и есть ад кромешный.

Для Иисуса неважна собственная слава в глазах людей, для него важно другое – понимают ли люди Его роль в их жизни? Осознают ли они, что никто не приходит к Отцу Небесному, как только через Него? Что Он есть, как говорит Писание — Путь, Истина и Жизнь? (Ин.4.6)

Что важнее – Путь Господа или все же собственный путь? — τἰ ζητειτε (что вы ищете)?

Один старик день за днём сидел в своём кресле-качалке. Он дал обещание не двигаться с этого места, пока самолично не найдет Бога.

Однажды прекрасным весенним утром, по-прежнему качаясь в своем кресле в размышлении о Боге, старик увидел девочку, игравшую через дорогу. Мяч девочки закатился во двор старика, она прибежала за мячом и, подняв его, спросила:

— Сэр, я каждый день вижу, как вы качаетесь в своём кресле и смотрите в никуда. На что это вы смотрите?

— Я ищу Бога, дорогое дитя, ответил старик. Мне нужно поверить, что Бог есть, до того как я умру. Мне нужен знак, а я ещё ни одного не видел, — сказал старик.

— Знак, сэр? Знак? — переспросила девочка, совершенно сбитая с толку словами старика. — О, сэр, а разве Бог не даёт нам знак, когда мы вдыхаем аромат цветов или слышим пение птиц? Сэр, Бог даёт вам знак, в ветре, и в радуге, и в смене времён года. Все знаки здесь, и вы их разве не видите? Не нужно поисков, все здесь, рядом, любой знак. Так что же вы ищете?

Девочка развернулась, перешла на свою сторону улицы и, обернувшись к старику, крикнула:

— Мама всегда говорит: «доченька, если ты ищешь что-то грандиозное, значит, ты закрыла глаза».

Дай Бог, чтобы наши с вами глаза всегда были открыты дорогие прихожане. Не надо искать чего-то большего кроме Христа, которого встретили ученики Иоанновы, Он уже является нам здесь, в Церкви, в спасительном Таинстве Алтаря. Так — τἰ ζητειτε (что же вы ищете)?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.