Проповедь о. Павла Храмова на Рождество Пресвятой Девы Марии в приходе Благовещения 2021 г.

Библейский текст: Мих. 5:2-4, Откр. 21:1-7, Мф.1:1-16, 18-23

1 Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова.
2 Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его;
3 Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама;
4 Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона;
5 Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея;
6 Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею;
7 Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу;
8 Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию;
9 Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию;
10 Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию;
11 Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон.
12 По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля;
13 Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора;
14 Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда;
15 Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова;
16 Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос…

18 Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго.
19 Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее.
20 Но когда он помыслил это, — се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго;
21 родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.
22 А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит:
23 се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог.

Проповедь:

Наверное, вы, как и я не раз задумывались: зачем Святой Дух вставил все эти длиннющие перечисления имён в Писание? Зачем Он вдохновил авторов Священного Писания на создание этих родословий?

Вслушайтесь в мерный ритм сменяющихся имён

Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу; Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию; Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию; Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию.

Мерная поступь этого перечисления гипнотизирует нас. Время от времени, словно для того, чтобы вывести нас из транса эта размеренность прерывается вставками:

Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама; Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона; Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея; Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею.

Какой урок можем мы извлечь, читая эти строки?

Во-первых, мы слышим, что Бог знает каждого из нас по имени. Мы не потеряемся в Его списках, мы не выпадем из Его памяти. Когда Он меня крестил, Он сказал мне: «Павел, Я крещу тебя во имя Моё». То же самое Он сказал и каждому из вас устами священника: «Иван, Мария, Пётр, Ольга, я крещу тебя во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Он запечатал нас Своим именем и крепко-накрепко запомнил наше имя. Нет слишком маленького и незначительного человека для нашего Бога. Церковное предание о Рождестве Богородицы сообщает, что Мария была рождена у праведных Иоакима и Анны. И хотя Иоаким был богат и приносил двойные жертвы, священник не позволил ему приносить жертву первым, потому что он «не оставил потомства Израилю», т. е. был бездетным. С точки зрения того священника, праведный муж был не достаточно значительным, им можно было пренебречь. Но не так рассудил Господь. Анна зачала и родила дочь, Марию, которую благочестивые родители посвятили Богу. В этом предании, которое дошло до нас в апокрифическом, т. е. не истинном, евангелии от Иакова, слишком много разных сказочных моментов. Мы не обязаны доверять ему, это не Божье слово. Но церковь недаром сохранила эту историю. Она напоминает нам, что Бог верен, Он призирает на обиженных, Он возносит смиренных. И Он, в Своей премудрости творит наше спасение.

Это второй урок, который мы можем извлечь из длинного родословия Спасителя, которое Евангелист Матфей помещает в начало своей истории об Иисусе Христе. Бог терпеливо и неустанно совершает наше спасение. Шаг за шагом, поколение за поколением Он движет историю людей к рождению Искупителя. Сегодняшний текст вновь подводит нас к явлению Слова во плоти:

Рождество Иисуса Христа было так…

Мы все любим праздник Рождества. И церковный календарь в течение года вновь и вновь напоминает нам о том, что Рождество Христово приближается. За полгода до этого праздника мы отмечаем рождество Иоанна Крестителя, а за три с половиной месяца мы вновь говорим о рождестве, теперь о рождестве Пресвятой Девы Марии. Её появление на свет — последняя ступенька длинной лестницы, которая ведёт к воплощению Слова Божьего.

Бог терпелив, мы — зачастую нет. Всего две недели назад мы читали в церкви историю Авеля и Каина. Ева назвала своего первенца «приобретением», т. к. считала, что он и есть то самое семя жены, которое поразит змея в голову. С одной стороны, нам трудно осуждать Еву за такой поспешный вывод. Ведь она прекрасно помнила, как великолепно они жили с Адамом в Эдемском саду, где Сам Бог прогуливался в прохладе дня и говорил с ними. Но, с другой стороны, мы видим к какой трагедии привело это превозношение первенца и пренебрежительное отношение ко второму сыну, названному Авелем, т. е. «суетой, пустотой».

Часто мы хотим, чтобы Бог немедленно исполнил наши желания, молитвы. Мы напоминаем Ему о Его же обетованиях и спрашиваем: «Когда же, Господи?» Иногда нам кажется, что Он медлит. Помните, как Гендальф ответил Фродо: «Маг не приходит поздно, Фродо Бэггинс, и рано тоже не приходит. Он появляется в то время, когда положено». Бог не медлит, Бог действует в Своей великой мудрости так и тогда, когда это лучше всего для нас. Именно так, для нас! Он нас так возлюбил, что стал человеком в утробе скромной девушки, смиренно жил среди нас, учил, исцелял, питал. А затем взял крест, пришёл на место Своей казни и умер за нас. Нет ничего плохого, когда мы нетерпеливо спрашиваем Бога: «Когда?». Но не думайте, что Бог про вас забыл или решил вас помучить. Он не склеротик и не садист, Он ведёт вас самым лучшим путём к вечности. В своём нетерпении мы порой сходим с этого пути, но Бог возвращает нас на него. Он терпеливо выслушивает нашу исповедь и не говорит: «Ну сколько можно! Ты ведь исповедовался в этом уже сто раз! Может, хватит уже грешить? Не хочу тебя видеть, пока не исправишься!» Нет, Он гораздо терпеливее нас и гораздо милосерднее. Как Он терпеливо готовил этот мир к приходу Христа, готовил в том числе через рождение Марии, так Он продолжает терпеливо готовить всё для нашего спасения. Воскреснув, Господь даровал Святого Духа Апостолам, чтобы их проповедь была спасительна. Он установил Таинство Крещения, чтобы родить нас для вечности, усыновить нас, присоединить к Церкви. Он на каждой литургии вновь омывает нас возрождающими водами, говоря нам «Я прощаю вам все ваши грехи». Он дарует Своего Духа проповедникам Евангелия, и оно звучит для нас не как слово человеческое, но как слово Божие. Он накрывает для нас пиршественный стол, даёт Самого Себя нам в пищу и питьё.

Пожалуй, нужно сказать ещё раз о том, почему мы празднуем Рождество и Успение Богородицы. Ведь об этих событиях Писание ничего не говорит. Однако Церковь празднует Рождество Девы Марии с 6 века. Эти праздники в церковном календаре показывают величайшее почтение, с которым мы относимся к Богородице. Многие протестанты говорят, что к Марии нужно относится также, как к любому другому человеку. Она, дескать, такая же грешница, как и мы, и также нуждается в Спасителе. Это так. Мария не безгрешна и предстоять перед Богом она может на том же основании, что и все мы. Бог оправдывает её не за то, что она выносила и родила Сына, но потому, что Сын Божий и её Сын умер на Кресте за грехи всех людей. В том числе и Марии. Но значит ли это, что мы не можем и не должны относится к ней с особым почтением? Являются ли богодухновенными слова:

Величит душа Моя Господа,
и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем,
что призрел Он на смирение Рабы Своей,
ибо отныне будут ублажать Меня все роды;
что сотворил Мне величие Сильный

Если эти слова Магнификата, песни Марии внушены ей Святым Духом, то разве Он обманул вот в этом: «отныне будут ублажать меня все роды»? Если Он не обманул Марию и не обманывает нас, то уже этого достаточно, чтобы почитать Деву.

Но ведь церковь почитает Марию не просто потому, что так сказано в каком-то отрывке. Всё наоборот. Это сказано потому, что она стала той, через которую вошёл в наш мир Сын Божий, Спаситель. Он облёкся плотью в её утробе, принял от неё человеческую природу. Могло бы Слово стать плотью без женщины? Наверное. Наверное Сын Божий мог бы прийти в мир уже взрослым, сформировавшимся человеком, сотворив для себя человеческую природу.

Кстати, сразу оговорюсь. В некотором смысле Бог и созидает и нашу природу, каждый из нас — Его творение. Но он творит нас не ex nihilo, не из ничего, а через наших родителей. Также Бог сотворил и человеческую природу Себе — через женщину. Так Он благоволил. Он прожил всю нашу жизнь, сполна. Он был эмбрионом в чреве Своей Матери. Держа весь мир, Он Сам лежал на руках Марии. Тот, Кто питает всякую плоть, питался от её груди. Он рос в послушании Марии и Иосифу. И даже на Кресте Он заботился о Своей Матери, поручая её любимому ученику.

Зачем это нужно было Богу? Я не могу ответить на этот вопрос. Но мы можем сказать, что Он сделал это ради нас людей и ради нашего спасения. Мы знаем, что Он такой Первосвященник, Который знает все наши немощи и может сострадать нам, потому что Сам прожил жизнь человека.

Итак, Бог принял человеческую природу в утробе Девы Марии. И этим Телом Он вознёс на Крест наши грехи. Он стал Человеком, потому что Бог не может умереть. Он стал Человеком, чтобы приобщить нас вечности. И здесь у алтаря мы вкушаем Тело и пьём Кровь нашего Спасителя. Тело и Кровь, в которые Он облёкся через Марию. Как по мне, то это очень веская причина, чтобы праздновать Рождество той, через Которую Родился наш Спаситель.

С праздником Рождества Пресвятой Девы Марии, братья и сёстры. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *