Проповедь о. Павла Заякина на Двенадцатое воскресенье после Троицы (по Евангелию от Марка, 7:31-37)

Библейский текст: Мк 7: 31-37

31 Выйдя из пределов Тирских и Сидонских, Иисус опять пошел к морю Галилейскому через пределы Десятиградия.
32 Привели к Нему глухого косноязычного и просили Его возложить на него руку.
33 Иисус, отведя его в сторону от народа, вложил персты Свои в уши ему и, плюнув, коснулся языка его;
34 и, воззрев на небо, вздохнул и сказал ему: «еффафа «, то есть: отверзись.
35 И тотчас отверзся у него слух и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто.
36 И повелел им не сказывать никому. Но сколько Он ни запрещал им, они еще более разглашали.
37 И чрезвычайно дивились, и говорили: все хорошо делает, — и глухих делает слышащими, и немых — говорящими.

Проповедь:

ДАР ГОВОРИТЬ И СЛУШАТЬ

Война, что идет в Европе уже полгода, и которой пока не видно конца-края, обнажила вдруг нашу полную неспособность к диалоговому общению. Мы говорим монологами, собеседника, которого мы предпочитаем называть как-нибудь оскорбительно, мы не слышим. Впрочем, почему я сказал «вдруг»? Эта наша неспособность слушать другого имеет достаточно долгий стаж, с того дня, помните, когда первый брат поднял руку на второго и убил его. Мы продолжаем эту эстафету, периодически от слов переходя к делу.

Слова имеют силу. Как афористично сказал Шекспир, «злые языки страшнее пистолетов». Пропагандисты знают это и пользуются вовсю, смазывая ядом лжи слова, которые на поверку оказываются пустыми, потому что ложь – это и есть пустота, отсутствие правды.

Каждый, кто говорит своё, и не готов слушать другого, должен помнить, кому он подражает: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи. А как Я истину говорю, то не верите Мне». (Иоан.8:44,45).
Это слова Иисуса, если что.

И особенно это заметно в диванных «фейсбучных» войнах, где всё чаще место спора и дискуссии занимают оскорбления и ярлыки. Я думаю, это оттого, что мы эгоисты. Нам удобно обвинять других, чтобы не думать об ущербности собственной позиции. И «образ врага» позволяет это делать. И мы перестаем слышать друг друга, и слушаем только себя или таких, как мы. Мы перестаем говорить, мы начинаем вещать.

— Бабушка, бабушка, а почему у тебя такие большие уши?
— Чтобы лучше слышать тебя, дитя мое…
Помните эту сказку, братья и сестры? Волк обманывал Красную Шапочку, ему не нужно было ее слушать, он хотел ее съесть.
И эти волчьи уши я все чаще замечаю, когда читаю комменты у себя и у других в соцсетях. И уже полгода это, выплёскиваясь из телевизора и интернета на простор реальной жизни, превращает наши прекрасные инстаграмные образы в волчьи пасти.

И я всё чаще вспоминаю Первый Псалом: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей…» (Пс.1:1) Мы же готовы чуть ли не расстрелять своих оппонентов, и за неимением пулемета поливаем их грязью.

Мы не умеем говорить и слушать. Наш добрый друг и учитель по имени телевизор отучил нас думать и принимать самостоятельные решения, а интернет из средства связи превратился в поле боя.

И вот, сегодня, я вас снова хочу попросить отбросить шаблоны и выключить телевизор, звучащий в вашей голове, и выйти из Фейсбука.
Попробуем быть, как дети, которые, если задают вопрос, то не формулируют тут же на него «правильный» ответ.

Зачем нужны уши, глаза, ноги и руки, вот эта розетка на стене? Газовый баллон на кухне? Зачем нужны мы? И как мы появились? Дети умеют задавать вопросы и слушать. Беда родителей и учителей, в том, что они не могут часто отвечать на простые вопросы. Как, например, мог отвечать «бабушка»- волк в сказке про Красную шапочку.

— Зачем нужны уши? — чтобы слушать…
— Зачем нам даны слова? — чтобы произносить свои мысли и намерения, чтобы проговаривать их…
Простой вопрос — простой ответ…
Но ребёнок не успокаивается, он исследует мир, он говорит: — а что слушать? И что говорить? И он прав. Ведь мы слышим своими ушами то, что другие говорят устами. Слышим — и повторяем. Так мы развиваемся и растём. Если мы с детства слышим крики, маты и плач, то вырастаем грубыми, истеричными и невыдержанными. Если слышим слова поощрения и ласки – умеем сказать другому, как мы его любим…

Как же мы понимаем, что в одних словах ложь и пустота, а другие – истина, исполненная силы? — Когда слова имеют за собой дела, когда они не только звучат буквой, но и исполнены духом, как пишет Апостол:
Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит. (2Кор.3:6)

Буква убивает, потому что она несет в себе самодостаточность, она не настроена на диалог. Дух же дышит звучащим словом, которое рождено в общении.

Но то, что мы говорим сегодня, чаще всего, несёт в себе яд греха, потому что мы отравлены буквой непререкаемых истин, которые на поверку оказываются человеческими идеями. Мы, вроде, не глухие и не немые, но открываем Фейсбук и находим там лишь людей, не способных слышать других.

Неужели никто не может говорить правильно и правдиво всегда? Может. Имя Ему — Бог. Его слово – свято, непорочно, глубоко – и в тоже время просто. Его речь – безусловно серьёзна, ибо касается жизни и смерти. Когда вы видите тонущего человека, вам не до шуток и хитростей… Слово Божие, в отличие от нашего слова, всегда кстати. Потому что касается нас в живую. И вот, когда Слово стало плотью, оно, наконец зазвучало в устах Того, Кто до 30 лет был простым рабочим, ремесленником, окружённым простыми грубыми, грешными людьми. Зазвучало, освящая их…

Слушать так естественно, что мы не замечаем обычно, что мы слышим – людей, ветер, шелест деревьев, плеск волн… А вот если вдруг мы лишаемся слуха… Вот тогда понимаем, что потеряли.

31 Выйдя из пределов Тирских и Сидонских, Иисус опять пошел к морю Галилейскому через пределы Десятиградия.
32 Привели к Нему глухого косноязычного и просили Его возложить на него руку. (От Марка 7).

О ком эта история? О глухом и косноязычном, т. е. о том, кто и не услышать, и не сказать толком ничего не мог.

Это удивительная история. Она – о нас. О всех нас, братья и сёстры. В этом глухом и почти немом человеке воплотились все мы – вежливые и грубые, простые и утонченные. И ещё мы — в тех, кого Евангелие даже не называет прямо – в друзьях этого больного человека.

32 ПРИВЕЛИ к Нему глухого косноязычного и просили Его возложить на него руку. (От Марка 7).

Какая разница между ними перед лицом Воплощённого Божьего Слова, перед лицом Иисуса? По сути – никакой, ибо и те, кто привели, и тот, кого привели – глухи и косноязычны. Только один это осознаёт, а другие – нет. Другие видят беду друга, но — не видят свою.

32 Привели к Нему глухого косноязычного и просили Его возложить на него руку. (От Марка 7).

Знаете, когда я служил в Сибири, ко мне иногда обращались люди с просьбой окрестить ребёночка, особенно, когда узнавали, что мы не устанавливаем на крещение тарифов и такс. Иногда прямо так и говорили: «Крестите, чтоб не болел».А когда я спрашивал – а вы сами крещены? – удивлялись: — а зачем? Мы уже жизнь прожили, нам положено болеть…

Называется это – магическое или потребительское отношение ко крещению. Ко Христу. Это всё равно, что дорогим микроскопом гвозди забивать – ведь он тяжёлый…И здесь, в нашей истории – то же самое. Тот, Кто есть «Воскресение и Жизнь», Кто принёс людям вечность – представляется им чем-то вроде лекаря-чудотворца… Глухие привели глухого…
Что же делает Иисус? Отвергает их в негодовании, как глупцов и невежд? Отсылает их обратно?

33 Иисус, отведя его в сторону от народа, вложил персты Свои в уши ему и, плюнув, коснулся языка его;
34 и, воззрев на небо, вздохнул и сказал ему: `еффафа’, то есть: отверзись. (От Марка 7)

Знаете, больше всего меня здесь волнует одно слово – «вздохнул» Это, пожалуй, объясняет всё остальное, все эти странные манипуляции – и вкладывание в уши пальцев, и плевок, и прикосновение к языку…

Помните историю с римским сотником и его больным слугой? В том случае Иисус даже не видел больного. «Господи, я не достоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой». Тогда Иисус не вздыхал, Он удивлялся и радовался, радовался вере язычника, способного принять слово, несущее освобождение от болезни и смерти!
А здесь Иисус вздохнул и сделал то, что от Него ожидали. Потому что Он знал нас, грешных, знал нашу природу, основанную на «коснуться» и «попробовать».

Именно поэтому, кстати, Он оставил нам два величайших Таинства, рождающие и укрепляющие нашу веру через соприкосновение и вкушение.

Значит ли это, что Иисус в Своем сострадании идет на поводу у нашего магического, эгоистического и потребительского отношения к Богу? И, чтобы ответить на этот непростой вопрос, давайте посмотрим, что происходит в нашей истории дальше.

35 И тотчас отверзся у него слух и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто. (От Марка 7)

Результат буквально налицо. И язык и уши этого несчастного вновь обрели свое предназначение.

— Для чего нужны уши? – Чтобы слышать…
— Для чего нужны уста? – Чтобы говорить…
Но весь вопрос в том – что слышать? и в результате этого – что говорить?
Если человек говорит, что Иисус отверз ему уста, и тут же матерится, ругается, оскорбляет, клевещет – тот все еще косноязычен.
Уши – вот что важно в первую очередь. Не торопитесь говорить. Слушайте. Слушайте, что Он говорит к вам, прикоснувшись к вашим ушам.

Послушаю, что скажет мне Господь – говорит мудрый псалмопевец.
На стражу мою стал я и, стоя на башне, наблюдал, чтобы узнать, что скажет Он во мне… — это пророк Аввакум.

Бедному косноязычному, чтобы обрести спасение, нужно было поверить. А чтобы поверить – нужно было услышать. Услышать слово Божие. Но как услышать, если слух ущербен? – И тогда Господь КАСАЕТСЯ его.

Можно сказать, что Иисус здесь совершает таинство. Индивидуально, для этого человека. И то, что делает Господь, идет ему во благо. Независимо от того, что думал сам человек…

Всех ли вас крестили по убеждению? А может среди вас есть те, кого крестили бабушки «от сглазу» или «чтоб не болели»? И что, это значит, что ваше крещение недейственно? Нет, конечно, но именно в результате этого крещения возникла, выросла и расцвела (или расцветает) ваша вера, приведшая вас сюда, в церковь.

Тот человек перестал быть косноязычным и «стал говорить чисто». Он перестал быть глухим, ибо «отверзся его слух».
Христос дает нам шанс. Еще один шанс – услышать Его слово. Сначала – коснуться ушей, чтобы дать нам услышать. Поверить. Потом – возвестить. Потом, после того, как мы услышим. Именно поэтому «Он повелел им не сказывать никому». Нужно время между «услышать» и «сказать другому»

Тот человек был излечен от своего греха и получил прощение. Но рядом с ним были еще те, кто привели его к этому «целителю» и «волшебнику» Иисусу. Те, кто не считали себя косноязычными и глухими. Но что они слышали? И что могли возвестить? И что они могли понять?

36 И повелел им не сказывать никому. Но сколько Он ни запрещал им, они еще более разглашали. 37 И чрезвычайно дивились, и говорили: все хорошо делает, — и глухих делает слышащими, и немых — говорящими. (От Марка 7)

Все правильно говорили эти «дивящиеся» люди, все верно, только одно не беспокоило их – а какое это имеет отношение ко мне? Если слепому Он дает зрение, то что Он дает мне, зрячему? Если глухой начинает слышать, то не стоит ли и мне прислушаться к Его словам? Если неграмотные рыбаки возвещают Его слово, изменившее их жизни, то не будет ли эта весть действенна и в моих устах?

Бог так же силен сегодня делать чудеса, как и вчера! Вспомните Савла, врывающегося в дома христиан и дышащего «угрозой и убийствами»? Тот Савл не жаловался на слух, речь и зрение и считал, что очень хорошо разбирается в слове Божием, уничтожая этих предателей и отступников, христиан. Но все рассыпалось при его встрече со Христом на дороге в Дамаск, и он понял, что был глух к Закону Божиему и извращал его, передавая другим. И свет этой истины был столь ярок, что он на время утратил зрение, чтобы понять, сколь слеп был прежний «зрячий» Савл.
И только потом, после крещения, Бог дал ему новые уста, научив его слушать и отверз ему глаза.

Каждый из нас пережил эту встречу со Христом по дороге в свой Дамаск. Каждый пережил это перерождение из глухого косноязычного в слушающего и возвещающего. Все это произошло с нами впервые в таинстве Крещения, в воде и Духе. В этом таинстве Христос вложил Свои персты в наши уши и коснулся нашего языка. И теперь Он учит нас – каждое воскресенье Он влагает в нас Свое слово, и каждый день мы ответственны за то, что говорим другим. Он учит нас – учит слушать и говорить. Учит на нашем примере, на примерах других. И мы уверены в том, что наша глухота и косноязычие закончились – потому что он коснулся нас в святом Крещении.

Поэтому начните в Него. Слушайте Его слова, о грехе и о прощении, Его вздох о нас… Придите в Церковь, куда Он приходит, чтобы спасать нас. Где Он действует в слове и таинствах. Где каждый раз мы рождаемся заново, мы — живое свидетельство Христово. Откуда выходя, мы возвещаем глухому и косноязычному миру эту дивную весть освобождения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.