Проповедь о. диакона Дм. Тузова на 4-е Воскресенье после Пасхи

Библейский текст: Ис 12 Кол 3:12–17 Мф 11:25–30

25 Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам;
26 ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение.
27 Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.
28 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас;
29 возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим;
30 ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.

Проповедь:

Христос воскрес!

Дорогие братья и сёстры поздравляю вас с продолжающимся пасхальным временем и передаю приветствия от приходов Сибири!

Знаете, почему мы все сегодня в Церкви? — Потому что Сам Бог призвал и собрал нас через Евангелие, просветил и освятил нас, сохранил нас с Иисусом Христом в единой истинной вере.

Обратимся к нашему сегодняшнему Евангельскому тексту:

«В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам; Ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение.

Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф. 11:25-27).

Мы прекрасно знаем, что не сами приняли некое «спасительное решение» и возблагодарили Бога за Его Сына Иисуса Христа, не своим разумом признали Иисуса Господом и Спасителем, не сами приняли свободу от проклятья греха – Бог даровал нам спасительную веру через Слово и Таинства, а мы отвечаем Богу сегодня в благодарности за Его Дары, участвуя в литургии.

Мы прославляем Бога и исповедуем Его нашим Господом и Спасителем одновременно: так, глагол, переведённый в нашем Синодальном переводе как «славлю», с древнегреческого иногда переводится как «исповедаю» (Елизаветинская Библия , 1751), так как прославление Творца возможно только в истинном исповедании и истинном уповании.

Благая воля Отца Небесного заключается и в том, как и кому Он открывает, кому являет Себя.

Бог, воплотившись, открывает Себя нам. Мы видим Бога не так, как Его когда-то видел Моисей. Сегодня , в том случае, если мы хотим видеть Бога, то мы взираем на Христа. Подобно Фоме, мы по великой Милости Божьей можем прикоснуться к Господу, в Таинствах, дабы Он мог укрепить и взрастить спасительную веру в нас.

«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11:28-30).

Господь не вводит «новые Заповеди», не предлагает нам взять нечто ещё «сверх нормы», водрузив на нас что-то дополнительное и обременительное к тому, что мы уже несём, «взяв крест свой и следуя за Господом». Нет. Посмотрите, как поступает с нами любящий Господь: он предлагает взять иго, другими словами, ярмо, деревянный хомут для тяглового скота, в котором Спаситель предлагает нам следовать с Ним, рядом с Ним. Он предлагает нам разделить Его работу, Его тяжесть. Но как именно? Нам ли под силу помогать Господу?

Мы не можем заработать спасение своими собственными делами и трудами, как бы долго и упорно мы ни трудились.

Тогда, может быть, Бог предлагает нам здесь некое «соработничество», предлагая подсобить, как если бы у нас немного не получалось спастись, и Бог дополнял бы наше спасение?

Нет. Милостивый Господь готов даровать нам всё это только за то, что мы являемся «ветвями на Истинной Лозе»!

Спаситель, предлагая нам иго, берёт Его на Себя, ибо только Его делами мы спасаемся, нам уже не нужно «работать, зарабатывая себе на спасение», Он спасает нас «…по Своей Милости» (Тит. 3:5), врачуя наше бремя усталости и беспокойства Своими Таинствами в Своей Церкви.

Например, каждый раз, участвуя в Евхаристии мы можем прилагать к себе слова сегодняшнего чтения: «… славлю Тебя, Господи; Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня. Вот, Бог – спасение моё; уповаю на Него и не боюсь» (Ис. 12:1-2).

Мы можем радоваться, потому что на каждой службе устами священника Бог говорит мне и каждому из вас, как сказал когда-то расслабленному в купальне: «…встань, возьми постель твою и ходи!»

Конечно, не так сегодня Господь обращается к нам, но говорит, действуя через служителя Церкви, священника: «Я прощаю вам все ваши грехи во имя Отца и Сына и Святого Духа».

Мы можем спастись нашими стараниями не более, чем этот расслабленный, который не мог даже доползти до целительной воды, попросту не успевая это сделать. Ныне же Бог обильно даровал нам «воду из источников спасения» в Крещении. Сколько бы лет ни «жил» человек во грехе, Бог силён исцелить человека любого возраста, как младенца, так и долгожителя.

С Богом наше будущее начинается уже сейчас. «Тот день» для нас уже настал. «Уже, но ещё нет», — так любим говорить мы, лютеране, ведь мы продолжаем грешить ежедневно и достаточно для того, чтобы обрести себе погибель нашими делами…

Если смотреть ещё более широко, то мы говорим, что для нас каждый раз наступает «тот день», день спасения в Боге, когда мы открываем наши глаза. Ведь в ежедневном несении нашего Креста мы каждый день черпаем воду из нашего источника спасения – Крещения. Ведь каждый день с нами наше Крещение, а в Крещении – вся Троица.

Источники спасения – это Сам Господь, приходящий в Слове и Таинствах. Сила Евангелия открывается нам в Слове и Таинствах.

Сколько у нас грехов? «Да их просто море» — так мы можем сказать о себе, каждый из нас так может сказать, если пройдёмся по Десяти Заповедям и посмотрим хотя бы на то, не были ли мы на прошедшей неделе «лживы, неверны и ленивы» (КК, глава 4, часть 4)

Но и это море грехов под силу иссушить Тому, Кто был распят ради нас – Иисусу Христу. Господь способен разбить наш греховный «залив моря Египетского», чтобы мы могли идти по большой дороге: «Я есмь Путь и Истина и Жизнь» (Ин.14:6) — Говорит Господь и только Им мы можем выйти из духовного Египта, чтобы достичь «нового неба и новой земли» (Ис.66:22).

И не только мы, но и все люди, которые нас окружают. Каждый день, миллионы людей только вокруг нас. За каждого человека из окружающих нас людей умер Бог.

«Возвещайте в народах дела Его; напоминайте, что велико имя Его; Пойте Господу, ибо Он соделал великое,- да знают это по всей земле» (Ис. 12:4-5).

Все народы и вся земля — проповедь Апостолов предназначена для всех народов. Библия сегодня переведена на 3223 языка и в то же время по некоторым данным сегодня более 3 миллиардов людей в мире никогда не слышали Евангелия, не имея к нему доступа… Все эти люди нуждаются во Христе так же остро, как и мы. Христос нужен им всем, как вода. Вода…

Вода покрывает ¾ земной поверхности, новорождённый человек состоит из воды на 80%, нерождённый человек – на 90%. Чем мы младше, тем больше воды нам нужно. Жизнь биологическая на земле вообще невозможна без воды.

Жизнь вечная тоже непосредственна связана с водой.

Помните? «Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3:5).

Сам Бог установил это Таинство для того, чтобы мы могли войти в вечность. Кто-то из отцов Церкви сравнивал христиан с рыбками, которые не могут жить вне воды, как и христианин не может жить без Крещения, а значит без Церкви.

Каждый раз, получая прощение грехов, в Таинстве Покаяния, мы возвращаемся к нашему Крещению, чтобы вновь и вновь чЕрпать неиссякаемое прощение в Боге, во имя Которого мы были Крещены. Воды этого Таинства продолжают смывать наши грехи, пока мы живём на земле. Бог всегда с нами. Помните это, какие бы трудности вас ни окружали. Бог всегда с нами. «Я крещён и значит, я спасён» — так говорил Мартин Лютер.

Чему ещё подобно Крещение?

Крещение часто сопровождается облачением в белые крещальные одежды, символизирующие облачение во Христа.

Это очень важно для нас в эсхатологическом смысле. Вспомните притчу о брачном пире:

«Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду… сказал царь слугам: «связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю…» (Мф. 22: 11,13).

А вот наше сегодняшнее чтение: «Итак, облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение…» (Кол. 3:12).

Одежда часто говорит о статусе человека, очень важно, во что человек одет. Мы издалека можем увидеть сотрудника специальных служб, а в Церкви – найти священника, если нам нужна духовная помощь. Мы довольно легко сможем отличить доктора или медицинскую сестру в городской поликлинике от толпы пациентов, страждущих попасть на приём. Многие врачи, снимая халат оставляют вместе с ним в кабинете и все мысли о врачевании, выходя из кабинета они начинают жить другой, вневрачебной жизнью, могут даже не узнать пациента, который только что был у них на приёме.

Но мы, христиане, не должны жить так, у нас не должно быть «двойной жизни»:

Мы облекаемся во Христа, Бог дарует нам эти одежды в Крещении, и отныне мы должны продолжать носить эту одежду всю нашу жизнь, не снимая. Бог по Своей благодати оправдывает и спасает нас, Сам милостиво даруя нам то одеяние, которое и требует от нас.

Если мы будем пытаться облачаться в самопошитую одежду самоправедности наших дел, то нас ждёт большое разочарование, ведь любые дела, творимые нами для оправдания перед Богом наши, будут всегда «как запачканная одежда» (Ис. 64:6).

Пребывайте же как можно чаще в Церкви со Христом, чтобы «найти покой душам вашим» (по Мф. 11:29) и обрести «прощение грехов, жизнь и спасение» (КК) во Христе, истинный покой, чтобы каждый из вас мог восклицать в радости:

«Не умру, но буду жить и возвещать дела Господни… Славлю Тебя, что Ты услышал меня и соделался моим спасением» (Пс. 117:17,21).

Аминь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.