Проповедь на Предпоследнее воскресение церковного года

Библейский текст: Лк. 16.1-9

1 Сказал же и к ученикам Своим: один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его;
2 и, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять.
3 Тогда управитель сказал сам в себе: что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь;
4 знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом.
5 И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему?
6 Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят.
7 Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят.
8 И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде.
9 И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители.

Проповедь:

Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители.

Удивительный призыв, не правда ли? — А еще удивительно то, что произносит его ни к то иной, как Господь Христос.

Помните, как там в знаменитом советском фильме Берегись автомобиля? — «Тебя посодют, а ты не воруй!»

Все мы привыкли слышать с детства — девочка, брать чужое нехорошо! Мальчик, а ты спросил разрешения перед тем как взять конфетку со стола? Мы в гостях, не у себя дома.

И это в нашей стране. А в других странах вообще все жестко. В мусульманских за воровство по шариату могут отрубить руку, а в США вообще лишить жизни, если случайно на чужую, частную территорию попал. Наверняка помните какой либо эпизод из американских фильмов, где тщедушная с виду старушка, или хромающий дед, пугает нарушителей своего дворика двустволкой?

Серьезное отношение к частной собственности это важный аспект человеческих взаимоотношений. Без ее определения мы не сможем даже выяснить для себя, что значит соблюдать седьмую заповедь (не укради), в чем заключается ее исполнение?

Что есть мое, а что чужое? Как определить? Где я имею право вторгаться в личное пространство, а где нет? Вот, например, супруг имеет право просматривать личную почту жены? Или супруга, должна ли она быть безраздельной Владычицей кухонною так, чтобы супруг боялся даже крошку со стола уронить на пол?

Конечно определение свое-чужое, крайне важно для нас. Как и крайне важно, по определении этих границ, их соблюдать. А тут вдруг такое заявление Господа: «Приобретайте себе друзей богатством неправедным».

Так о чем это Иисус? Неужели он оправдывает «носильщиков»?

В советское время крайнего дефицита, когда не было понятия частного, — все было общее и ничье одновременно (а точнее — просто принадлежало госчиновникам), существовал такой вид людей — «сквозь проходную пронесу и мать родную».

Люди брали с производства, на котором работали все, что плохо лежало. Мясо тогда менялось на дефицитные радиодетали, обувь, на хрусталь и пр. и пр.

Один человек поделился воспоминаниями о тех временах:

Выносили люди 50-литровую бутыль из под химреактивов, дома в хозяйстве вещь полезная. Залили водой, в открытую тащат к проходной.

ВОХР (Военизированная охрана): «Что несете?»

Рабочий: «Воду дистиллированную, машина напротив проходной, в радиатор залить»

ВОХР: «С завода ничего выносить нельзя, в том числе и воду»

Рабочий: «Ну нельзя так нельзя»

И перед дверью проходной выливает воду на землю, после чего с пустой бутылкой направляется к машине.

Кстати, самый распространенный способ был, это когда один рабочий — один участник перебрасывал предмет через забор, а второй, его подельник с той стороны его подбирал.

И вот тут то, на этих то словах рассказчика вновь давайте вспомним слова Господа: «Приобретайте себе друзей богатством неправедным».

Что это? Да ну, наконец же, — как все это понимать?

Что же, давайте с вами задумаемся, после чего Иисус говорит эти слова?

Да после того, как рассказал притчу о «Неверном управителе», что обманывал своего хозяина.

Итак, кто обыкновенно выступает в притчах Иисуса в роли хозяина, кого символизирует у Него Хозяин? Помните? Это всегда символ Бога. Вот и сейчас, в этой притче то же самое. Хозяин, что нанял неверного управителя, дав тому шанс — это Бог. Управитель и различные должники — мы, люди.

Так, что же делает управитель? Он пользуется тем, что дал ему Хозяин, при этом пользуется неправедно, т. е. не платит за то, чем пользуется. По сути он — вор!

Теперь о нас, людях. Да, некогда Бог нас создал, стал для нас Отцом. Но вот беда, однажды сыновья да дочери решили отказаться от сыновства, и покинули Отца. Так они стали чужими.

И вот объявив Небесного Отца чужим, тем не менее, они продолжили пользоваться Его богатствами — миром, который Он создал. Ну разве не воры?

«Вор должен сидеть в тюрьме» — сказал однажды персонаж Владимира Высоцкого. И это верно. Писание говорит:

И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное. (Апокалипсис 20. 14-15)

Так будет. Ад действительно существует. И эта тюрьма ждет свою добычу.

Однако, Евангелие не было бы Евангелием, если бы не несло для нас Благой вести. Иисус говорит о том, что Хозяин простил неверного управителя, узнав о том, как милосердно тот поступил с теми, кто от него зависел.

«И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему?

Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят.

Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят. И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде. И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители».

Не правда ли, на ум приходят строки из Господней молитвы Отче наш: — И прости нам долги наши как и мы прощаем должникам нашим?

Действительно, разве можем ли мы хоть как либо оплатить Богу, за дар Жизни? За солнце, что на нас светит? За воздух, которым дышим? За плоды, что дарует нам земля? За воду, что утоляет всех нас. Невозможно платить тем, что итак нам не принадлежит, но чем мы пользуемся, без чего не можем, хоть оно и чужое.

Но вот то, что мы можем сделать, так это научиться прощать. Прощать тех, кто нас обидел, тех, кто сделал нам невыносимо больно. Тех кто явился причиной гибели близких, тех кто развязал войну или принес иное горе, например — врача, не усмотревшего за ребенком, — военного, сбросившего бомбу исполняя приказ, трусливо трясясь за собственную судьбу, — чиновника, что издал закон разрешающей банкам изымать стопроцентно имущество с должника, коим является к примеру многодетная безработная мать, да еще с ребенком инвалидом на руках… да мало ли за что и кого прощать? Всегда найдется и причина и виновник.

Но вот кто знает, ведь возможно, именно это качество — умение прощать, и может стать для нас однажды тем предлогом, что послужит причиной возобновленной дружбы между Отцом Небесным и нами, столь, порой, неправедными.

Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *