Проповедь настоятеля, о. И. Чернышева на 5-е Воскресенье после Троицы

Библейский текст: Быт 12:1–4а 1Кор 1:18–25 Лк 5:1–11

1 Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского,
2 увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети.
3 Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки.
4 Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова.
5 Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть.
6 Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась.
7 И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть.
8 Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный.
9 Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных;
10 также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков.
11 И, вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним.

Проповедь:

«Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный!» — Так воскликнул Петр, после того, как узрел чудо лова рыбы.

Так часто бывает, получив материальную удачу, мы не можем поверить своим глазам. Но вот удача бывает разная. Иногда она имеет временный, сиюминутные характер, а иногда это нечто, что влияет на всю дальнейшую судьбу.

Обыкновенному человеку бывает крайне сложно разобраться, что перво, а что второстепенно. Как правило блеск временной удачи закрывает от нас то, что не столь заметно, но без чего невозможно и все остальное. Хороший пример — атом. Весь мир состоит из атомов, движение атомных ядер должно быть правильным. А если нет? Работа атома невидима для глаза. Но сколько энергии, тепла, света он дает при правильном использовании? И какое разрушение, какую смерть несет, если используется как оружие?

В мире, созданном Творцом, нет понятия плохое и хорошее. Плохим становится все вокруг, когда оно попадает в руки грешного человека. Вот к примеру Петр, он увидел воочию то, что Господь творит. Правильнее было бы сказать — не покидай меня никогда Господи, ибо я человек грешный! Но при виде невероятной рыбалки, возможно, обеспечившей надолго всех в ней участвовавших, он вместо этого, проникается суеверным страхом — отойди, мало ли что, вдруг Тебе Господь что-то не понравится во мне?

Да, так обыкновенный человек, живущий в этом несовершенном мире греха, реагирует на проявление Воли Божьей! Кто знает, что там у «высших сил» на уме? Захотят, одарят рыбой, а захотят — и жизнь отберут!

Такое вот поведение, как правило, следствие того, что дорвавшиеся до полной власти лица в этом грешном мире быстро подвергаются ее пагубному растлению. Им кажется, что они все знают лучше других. И, если так сложилось, что Небо до сих пор не послало молнию, чтобы испепелить на месте, значит, и там все схвачено. И там есть поддержка. Но ой ли?

Тут так и просится знаменитый афоризм который привел в своем письме к англиканскому епископу Барон Джон Дальберг-Актона (1834 — 1902) от 3 апреля 1887 года. Это письмо было опубликовано в 1904 году. Надо сказать, что этот Джон Дальберг-Актон был британским католиком либералом, а также видным историком. Он был одним из тех, кто выступал против учения о папской непогрешимости. Вот что он написал тогда:

«Power corrupts; absolute power corrupts absolutely» — Власть имеет свойство развращать, а абсолютная власть развращает абсолютно.

И вот, люди переносят это и в Небо. Грешный человек думает, что там, где реально Полнота Власти над Миром сидит такой же непредсказуемый «властитель душ и тел», которому абсолютно безразлично то, что переживает каждый человек в отдельности. У Бога много дел, ему не до нас. И это хорошо, а то если и обратит внимание, то потом хлопот не оберешься — так думает языческая душа, которой еще не коснулась Божья Благодать в полной мере.

Сегодня дорогие братья и сестры мне хотелось бы поговорить с вами о даре благодати, который мы получаем с вами от Бога, порой даже не замечая этого.

Что это за дар?

У каждого он проявляется по-разному. Вдруг кто-то из нас замечает, что жизнь стала для него менее драматичной. То, что до сих пор выглядело, как одна сплошная большая проблема оказалось раздутым слоном. Все уладилось, и перспектива оказаться забытым родными, или безработным, или потерять любимого человека, или наоборот — не обрести такового, или оказаться неспособным справиться с возложенной на себя трудной задачей сдать экзамены и окончить университет, или…, или…, все уходит. Приходит Бог и все становится на свои места.

А для кого-то наоборот, эта встреча с Богом и становится как раз проблемой N 1. Вдруг, в мгновение ока мир так же меняется, как и в первом случае, но только теперь все происходит по иному сценарию. То к чему привык глаз, то, что до сих пор являлось отрадой нашего сердца, неожиданно как бы «забирается» Богом от нас. Господь допускает смену сюжетов в нашей жизни подобно картинкам в калейдоскопе. Миг и вот уже сверху на людей летят бомбы, миг и оказывается, что тот привычный жизненный комфорт, что до сих пор окружал нас, растворился как туман при первых признаках пригревающего солнца, а сами мы, неожиданно для себя можем оказаться в подвалах или на станции метрополитена, без еды и, порой даже без воды. Вы думаете это невероятный сценарий? Наши соседи, украинцы, тоже так думали.

Прав оказывается Екклезист заявивший что «суета сует, — все суета! Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем?»

Но вот ли участвует в этих ужасах Бог? Нет, не Он создает смертоносную технику на заводах. Не Он отдает приказы военным. Не Его руки заряжают орудия, не Его направляют стволы. Это делает грешное человечество. Вместо того, чтобы при встрече со Спасителем довериться ему, свыкшаяся с привычным грешным бытием душа восклицает: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный!»

Вот оно! Вместо того, чтобы зацепиться за шанс, мы его отталкиваем. При встрече со Спасителем грех упирается, множится и наконец прорывается, затопляя своим смрадом все вокруг. И вот человек уходит, оставляя Благодать там, где она его всегда ждет! И все же, пока мы живы, у нас есть шанс. Шанс на покаяние.

Давайте обратим наш взор к сегодняшнему евангелию от Луки. Что мы там видим. Только ли материальное благо — рыбу? А может там гораздо больше? И если да, то что?

Ну давайте взглянем еще раз на наш с вами сегодняшний текст. Мы видим тут будущих апостолов – Петра и сыновей Зеведеевых: Иакова и Иоанна. Все они поглощены работой по добыче пропитания – они ловят рыбу. И вот к ним приходит Господь. Далее все разворачивается так, как мною это было описано в первом случае и так, как мы обычно привыкли воспринимать. Бог с нами, а значит у нас все, как надо!

Доселе неудачный улов превращается в благословенное переполнение дарами моря. Но разве Господь остановился на этом? Нет. Вслед за материальным даром следует и дар духовный. Иисус не оставляет грешного Петра. Он вновь и вновь, терпеливо призывает, не обращая внимания на малодушное «отойди». Да, Бог сказочно терпелив. Пока мы живы, Он протягивает руку — оставь все, пусть его, следуй за Мной!

«…и сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков».

Что же, это большая ответственность. Не только следовать за Спасителем, но стать Его руками, творящими любовь и милость этому миру, призывая человечество на этот путь. Так Бог поступает всегда, когда наделяет нас чем-то — Он, как Добрый хозяин, требует отдачи (вспомните притчу о талантах).

Апостолы сумели пережить свою встречу с Господом достойно. Они – «вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним». Отдали Богу — Божие. Ибо все мы «к тому призваны, чтобы наследовать благословение». Божья Благодать не оставит человека, если только он сам не отвернется от нее окончательно.

Такова вот жизнь. Люди привыкли считать окружающие Божьи дары за свою собственность. И, почувствовав в них нехватку, взывают к Небу ради того чтобы вновь обрести утраченное. И вот, когда Бог вновь возвращает их, сопровождая недвусмысленным намеком начать все же посвящать полученный дар Ему, грешник ощущает от этих просьб лишь неудобство – возникает вновь проблема N 1 от встречи с Господом.

Именно поэтому Писание говорит: «вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится». (Рим. 9:31-33)

Господь, вера в Него это дар! Но такой дар, что может стать проблемой. Тяжело расстаться с привычным представлением о том, что у всего, что нас окружает, включая и нашу собственную жизнь, есть только один Хозяин – Бог.

И все же: «Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия.» (1Кор.1.18)

Люди, понимающие истинную ценность Божьего Дара, были не только во времена апостолов, и об этом свидетельствует следующая история: Одного предпринимателя постигло большое несчастье. Его бизнес разорился. В отчаянии он приехал домой, сел за свой стол и, обхватив голову руками начал плакать. К нему подошла его маленькая дочурка и спросила: «Папа, почему ты плачешь?» «Деточка, я все потерял… все потерял», — ответил отец. Дочурка посмотрела на него с недоумением и спросила: «Как это ты все потерял? А я? А мама? Мы же с тобой. А Бог?»
Эта девочка хорошо понимала, в чем все же состоит Божий дар. А мы?…

Дай Господи и нам такую веру, что помогла бы нам помнить о истинном Даре Твоей любви и не отвлекаться на второстепенности.

Аминь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *