Проповедь настоятеля, о. И. Чернышева на Св.Троицу

Библейский текст: Ис 6:1–13 Рим 11:(32)33–36 Иоанн 3.1-15

1 Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских.
2 Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог.
3 Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.
4 Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?
5 Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.
6 Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.
7 Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше.
8 Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.
9 Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть?
10 Иисус отвечал и сказал ему: ты — учитель Израилев, и этого ли не знаешь?
11 Истинно, истинно говорю тебе: мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете.
12 Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, — как поверите, если буду говорить вам о небесном?
13 Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах.
14 И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому,
15 дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

Проповедь:

Дорогие братья и сестры, сегодня мы читаем историю беседы Никодима и Христа. Кто такой Никодим? Писание говорит нам, что он «один из начальников Иудейских». По свидетельству евангелистов Никодим был человеком, дорожащим своей репутацией порядочного человека, и боявшимся навлечь на себя подозрения в ереси. Даже для того чтобы пообщаться с Иисусом, он пришел к Нему ночью (Ин. 3.1).

В беседе Господь говорит Никодиму интересные слова: «Истинно, истинно говорю тебе: мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете». (Ин. 3.3)

Кто эти Мы? О ком это Иисус?

Ну, на это несложно ответить, достаточно просто вернуться к началу нашего сегодняшнего евангельского отрывка и мы увидим, что Иисус говорит с Никодимом о Духе Святом: «говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие». Вот кто эти Мы – Дух Божий и Сам Господь.

Иисус довольно строг с Никодимом, вначале он обвиняет его самого и тех, кого он, очевидно, представляет – иудейских начальников, в том, что они не принимают свидетельства Божиего.

А затем раскрывает пред ним всю картину грядущих событий Голгофской жертвы: «как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Ин 3.14)

Зачем Он это делает? Для чего говорить с человеком о вещах, которые трудны, а может быть даже невозможны для его понимания?

Ну, наверное потому, что понимание порой не является процессом целиком и полностью зависящим от нас. Порой, для того чтобы достичь настоящего разумения необходимо отказаться от привычных нам представлений и дать возможность действовать Благодати, Музе, Откровению свыше: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа». (Ин. 3.8)

В вопросах веры основным критерием истинности, как это ни странно, — остается сама вера. А вера бывает разная. Иногда то, во что мы верим доказуемо, а иногда и нет. Но мы просто знаем, то, во что мы верим, — истина! Как, например, красота Лунной сонаты Бетховена, чем измерить великолепие данного произведения? Ничем, слушающий просто знает – это прекрасно.

То же самое касается и веры в Триединство Божие. Чем доказать, что Бог Триедин? Как? Просто читая Писание? Но ведь «огрубело сердце народа, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Бог исцелил их». (Ис 6.9-10)

Так что же делать? Наверное, уподобится Богу, что настойчив по отношению к грешному роду человеческому. Люди упорны в своих прегрешениях, однако Бог упорнее. Он рождает в этом мире таких святых людей как например просветитель Ирландии Св. Патрик, что сумел достучаться до сердец народа некогда поработившего его, он сорвав с ветки древа трилистник просто и ясно продемонстрировал язычникам Тайну Троицы. И люди поверили. То, что не удавалось и не удается самым просвещенным богословам, сумел сделать бывший раб, да и еще скептически относящийся к своему образованию.

Св. Патрик в своих произведениях неоднократно упоминает о своей неучености, например в «Послании к воинам короля Коротикуса» он пишет о себе: «я – Патрик, последний грешник и последний неуч, чего не скрываю». Да и его «Исповедь» написана, по многим свидетельствам, на довольно плохой латыни, но все же Дух Божий, действующий во святом, раскрывает его слушателям Тайну Троицы.

Так действует Бог. Ему не требуется величие. Наоборот, часто Он избегает его. Ведь если бы истину несли люди, наделенные человеческим знанием, тогда это знание было бы человеческим, не Божьим. Апостол Павел в своем послании к Римлянам не зря восклицает: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?» (Римл. 11.33-34)

Мы хотим знания Божия? Тогда надо верить Богу, верить Его Слову, даже если порой конечные планы Бога сокрыты для нас завесой тайны: И сказал Господь: пойди и скажи этому народу: слухом услышите — и не уразумеете, и очами смотреть будете — и не увидите. (Ис. 6.9)

Иногда Божьи пути могут казаться нам таинственными и непостижимыми, но мы можем спокойно довериться мудрому и любящему Создателю. Он все делает правильно. Он, став одним из нас, пришел в этот мир, чтобы предложить Свою Любовь. Откликнемся? Научимся? Или предпочтем и далее не доверять, как притчи о пчеле и осах из следующей притчи:

Жила-была пчела, которая обнаружила, что осы не знают, как делается мёд. Она подумала, что могла бы рассказать им об этом. Правда, мудрая пчела мать предостерегла её:

— Осы не любят пчёл. Если бы ты очутилась среди них, они не стали бы слушать тебя, потому что у них существует древнее поверье, что нам, пчелам, нельзя доверять. Все, что мы делаем, как им кажется, — непонятное и вредное.

После долгого размышления над этой проблемой пчела решила, что если она выпачкает себя в жёлтой пыльце, то станет совершенно неотличимой от ос, и те примут её за свою.

Так она и сделала. Выдав себя за осу, сделавшую великое открытие, пчела начала учить ос делать мёд. Те были в полном восторге и трудились под её руководством, не покладая рук. Но вот настало время отдыха. И тут осы заметили, что в пылу работы с пчелы осыпалась её маскировка. И они узнали её.

Все как одна они набросились на неё и закусали до смерти, как незваного гостя и такого привычного врага. И, конечно же, весь наполовину уже готовый мёд был с негодованием выброшен — ибо что хорошего может быть в предложенном иностранцем?

Интересно, но порой также и люди реагируют на Бога. Веками Он предлагает сладость спасения и надежду. Божий Сын, в отличие из истории о пчеле, не просто стал похожим на нас людей, Он сделал большее — Он стал одним из нас! Но грешный человек противится, не принимая дара Божия, ведь что хорошего от странного чужака? Это правда — планы Бога непостижимы до конца, неясна и Тайна Триединства Его, неисследимы пути, но поверьте, патока Его Любви, Его Спасительной Жертвы, для нас всегда ощутима и рядом. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *