Проповедь настоятеля, о. И. Чернышева на 3-е Воскресенье после Пасхи

Библейский текст: Быт 1:1–4а,26–31;2:1–4а 1Ин 5:1–4 Ин 15:1–8

1 Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь.
2 Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода.
3 Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам.
4 Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне.
5 Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.
6 Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие [ветви] собирают и бросают в огонь, и они сгорают.
7 Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам.
8 Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками.

Проповедь:

«Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь». – Иисус здесь называет себя виноградной лозой, но почему? — Да потому, что этот пример как нельзя лучше свидетельствует о том, что без самого Древа для ветви нет жизни. Отломанная от дерева ветвь засыхает.

«Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет». На самом деле, если вдуматься, в этих словах Спасителя крайне много смысла. Действительно, когда мы приступаем к какому-либо делу, как бы мы ни хотели, его невозможно ни хорошо организовать, ни закончить, если на то не будет Божьей воли. А вот сделать это дело на сто процентов, идеально, человеку вообще невозможно. Идеала в этом несовершенном мире вообще не бывает. «Проклята земля за тебя» — сказал Бог Адаму, «со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей». Отныне любое дело человеческих рук проклято. Человеку настолько сложно исполнять Божью волю, что порой это отражается и в народном фольклоре.

Один человек был наслышан о необычайной святости одного монаха. Человек этот проделал долгий путь по суше и по морю, чтобы самому убедиться в том, что молва не врет и монах этот действительно духовно богат.

— А были ли чудеса по молитве твоего наставника, и какие? — спросил он одного послушника.

— Смотря, что называть чудесами. Обычно принято считать чудом, если Бог исполнит чью-то волю. Но в действительности чудо, это если кто-то исполнит волю Бога.

Вы знаете, однажды я задумался, а почему, собственно, в отличие от нас, лютеран, в православной церкви не используют орган или др. музыкальные инструменты. На это я получил ответ, что то, что сотворено Божьими руками (человеческий голос) гораздо совершеннее чем то, что создано руками человеческими.

Это красивое объяснение я получил от одного знакомого православного священнослужителя. Однако я задал ему встречный вопрос, — а как же быть с тем, что мы читаем в Писании: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма»? (Быт 1:31). Если человек «хорош весьма», разве не должны быть также таковыми и его плоды? Ответа тогда я не получил. Хотя мне он пришел сам. На самом деле «все хорошее» в этом мире не так уж и хорошо. Но это не вина Бога.

К сожалению, первородный грех сломал то, что было Богом в нас заложено. В нас, как говорят программисты, — поселилась системная ошибка. И слова Писания — «проклята земля за тебя», подтверждаются жизнью. Мы видим нескончаемые войны, коррупцию, воровство, отсутствие банального душевного тепла, я уж не говорю о любви и сочувствии.

Однако не все так ужасно. Во Христе есть надежда, в нем человек, преобразуется. Потому плод, произведенный с Верой, во Славу Божию, всегда прекрасен.

Тут кто-то, наверное, себе представил темные века, и несправедливый суд инквизиции – тоже вроде «с верой», но как-то непохоже на красоту, наоборот. Для того, чтобы не запутаться, надо задать себе вопрос – а что есть Подлинная Вера? И достижима ли Она, нам, которые грешники?

Подлинная Вера — это не столько знание о том, что Бог есть, сколько доверие Ему. Несколько лет назад, с 7 по 31 марта 2007 года в музее и общественном центре имени Андрея Сахарова проходила художественная выставка «Запретное искусство — 2006». Экспонаты там были так себе, очередное дурачество, если бы не общественный резонанс. По итогам выставки куратору выставки Андрею Ерофееву и директору музея Юрию Самодурову было предъявлено уголовное обвинение по статье 282 УК РФ (разжигание религиозной розни), закончившееся обвинительным приговором суда.

Когда я узнаю о подобных вещах, мне хочется спросить, — а предъявившая обвинение сторона зачем пошла на эту выставку? Я вот тогда не пошел, как и многие другие люди. Всяческой ерунды много сегодня в современном мире. Мы живем в век информации, стоит ее отсеивать, но лично, без инквизиции. Ибо, как сказал другой мой хороший знакомый – Истинный Бог, Творец Вселенной не требует, чтобы Его защищали.

Мы верим в такого Бога? Точно? А ведь многие верят в иного, которого может испугать выставка. Какая-то странная вера, странный в ней «бог», очень зависимый от человеческих дел. Нет, Подлинная Вера — это подлинное доверие, осознание, что все, в конечном счете, в Божьих Любящих руках.

Но можем ли мы научиться подобной Вере? Научиться – да, получить – нет! «Вера от слышания, а слышание от Слова Божия» (Римл.10.17). Вера, это результат Благодати. Но любой дар следует хранить. Здесь и наступает время для – научиться.

Хорошим подспорьем этому может стать работа над мыслями и чувствами. Приведение их в некий порядок. Для начала неплохо бы и помедитировать, углубиться в молитву, отринув все то, что так беспокоит, «выбешивает», сбивает с толку. От сосредоточения на молитве, можно перейти и к чтению Божьего Слова. Ну и хорошо бы закончить Таинством Алтаря, Воплощенным Словом, Святым Телом Господа нашего Иисуса Христа.

Но что это? Это же Церковная служба!

Вот и раскрывается глубинный смысл сегодняшних слов Господа: «без Меня не можете делать ничего»! Если мы хотим успеха в нашем деле, нам нужна молитва. — Без Бога ни до порога.

Многие из христиан правда понимают это как-то «по-коммерчески» что ли? Ага, говорят они. Нужно усиленно молится, и выпрашивать у Бога благословения на наше дело, наши планы, нашу жизнь. И тогда все будет гарантированно хорошо. Я Ему молитву – Он мне благодать! Баш на баш, и все будет замечательно.

Но можно ли с Богом торговаться? Да и говорит ли Иисус о торговле? Нет, Он говорит не о торговле. Лоза не продает сок ветвям, она им его дарует! Молитва нужна не Богу, она нужна нам самим. Именно она позволяет сконцентрировать нашу Подлинную Веру. Молитва — это дар Церкви, соединяющий с Богом.

Берем? Пользуемся? Или идем по своим делам, не замечая подарка? Стоит сейчас задуматься, что это значит быть со Христом? Что это значит быть Его ветвью?

Быть ветвью это значит принимать все, что Лоза тебе дает. Тут не может быть обсуждений. Обсуждает ли ветвь качество получаемого сока? Нет конечно. Да, доверие дело непростое, но хотел бы я посмотреть на ветвь, что заявила бы Лозе: не хочу сок виноградного дерева – подавай мне шоколад! Да еще и получила бы просимое. Первое, что с ней произошло бы, это смерть. Отравилась бы бедняжка.

Пришёл один человек к духовнику и попросил:

— Отче, помоги изменить мою жизнь, нет у меня счастья: работа плохая, жена нерадивая, а дети непослушные.

Улыбнулся священник человеку и сказал:

— Разве это беда? Бог поможет тебе, но только ты должен выполнить одно условие — научиться принимать всё, что преподносит тебе жизнь, с любовью, как от самого Бога.

— Хорошо, отче, я сделаю всё, как ты говоришь.

— Когда выполнишь это, тогда приходи, и я упрошу Бога в молитве помочь тебе. Но помни, всё это случится, только если ты научишься принимать жизнь как дар Бога.

В дальнем углу комнаты раздался тихий смех. Обернулся человек, чтобы посмотреть, кто это там над ним насмехается, и взглядом встретился с другим человеком, глаза которого лучились теплотой и любовью.

Повернулся он опять к священнику и спросил:

— Отче, почему этот человек смеётся? Я что-то не так сказал или сделал?

— Может, тебе самому его об этом спросить? — сказал священник и знаком подозвал из угла комнаты смеющегося.

— Прости меня, друг, — сказал человек, — не над тобой я смеялся, а над комичностью ситуации. Дело в том, что когда-то я, как и ты, стоял перед нашим духовником и просил его помолиться и дать совет как изменить мою жизнь. И, как тебе, он обещал мне что, если я научусь принимать всё, что преподносит жизнь, с любовью и как от самого Бога, он поможет мне.

Шло время, мне казалось, что я уже выполнил условие и принимаю всё как от Бога. Тогда я пришёл вновь к духовнику и сказал, что я готов. И я принялся перечислять всё, что, по моему мнению, мешало мне в достижении счастья. На что отец духовный рассмеялся и сказал, что я ещё не готов, потому что не принимаю всего как от Бога.

— Как же так? — вспылил я, — я же так долго и упорно работал над собой!

Священник тогда ответил мне, что мой гнев выдаёт меня, ибо он свидетельствует, что не всё я принимаю с любовью, по крайней мере, его волю. Я отправился домой, чтобы молиться и работать над собой.

Прошло ещё несколько лет, и я вновь пришёл обратно. В этот раз он подошёл ко мне, пристально посмотрел в мои глаза и сказал, что я всё ещё не готов. На этот раз во мне не возникло негодования, мне было уже интересно, что же я упустил. А когда я спросил, что говорит о моей неготовности, то отец сказал:

— Внешне всё довольно хорошо, но одна мелочь выдаёт твою неготовность.

— Какая же это мелочь? — спросил я.

— Ты всё ещё просишь Бога изменить твою жизнь, а это значит, что тебе она не нравится, что ты не считаешь свои обстоятельства Благом, данным тебе Всеблагим Отцом Небесным. А ведь если бы ты считал их Благом, то не хотел бы изменить их, ведь от добра, добра не ищут.

Я был сбит с толку такими словами, но понял, что Бог планировал изначально, то, чему быть! — красоте, свету и добру, а увидев их, возможно, мы и сами сможем стать участниками их проявления. Как виноградная лоза, приобщившись в Таинстве Алтаря — Древа Жизни, принимая Божью Волю, мы преобразуем прах земли в спелые и сочные плоды. Мы научаемся сострадать и любить, а это делает нас счастливыми, ибо тот, в ком живёт любовь, не может быть несчастным.

— Спасибо тебе, добрый человек, и тебе, отче, — сказал проситель. — Думаю, я понял, что Бог хотел мне, через ваш опыт сказать, и чему научить.

— Аминь, изрек духовник.

«Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.