Проповедь настоятеля, о. И. Чернышева на Богоявление Господне

Библейский текст: Ис 60:1–6 Еф 3:2–3а,5–6 Мф 2:1–12

1 Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят:
2 где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.
3 Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним.
4 И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу?
5 Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка:
6 и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля.
7 Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды
8 и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему.
9 Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец.
10 Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою,
11 и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.
12 И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.

Проповедь:

Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.

Дорогие братья и сестры, сегодня мы поговорим с вами о Богоявлении. Вот, три волхва пришли к маленькому младенцу Иисусу Христу. Что значит Его имя Иисус Христос? Что значит имя этого младенца? יְהוֹשֻׁעַ Йешуа или в греческом звучании — Ἰησοῦς, это Спаситель, (Тот, кто приходит на помощь, спасает). А Χριστός это греческое слово, означающее помазанник (умащенный елеем). Всякий человек, который ставился на особое служение, проходил через процедуру помазания. Так, к примеру, многие народы помазывали на царство будущего царя. Не зря рожденному младенцу один из волхвов принес мирро. Специальное ароматическое масло, использующееся в подобных церемониях. Однако мирро было нужно не только в помазании на царство. Это также символ и мученичества, и смерти. Мирром отирали покойников, провожая в последний путь. Этот дар означал, что Иисусу некогда предстоит умереть за людей, взойдя на Крест.

Вторым даром было золото. Это также символ власти. Золото как царь металлов, рассматривалось как дар царям. Рожденный младенец был Царем. Его Царство, это Царство Бога. Но оно не только Небесное. В планах Бога однажды изменить этот грешный мир. Процесс уже идет. Приход Иисуса в этот мир породило в нем Церковь Божью, Она освящает и преобразует мир путем служения Таинств. Смирение перед Христом как перед царем – это ПОКЛОНЕНИЕ Богу.

В сем же выразилось поклонение волхвов?

1) В жертвенности.

Во-первых, волхвы это как правило языческие жрецы, обладавшие знаниями и в медицине, и в астрономии, и в естествознании. Но они оставили все и последовали за звездой Господа: «…мы видели звезду Его на востоке». Это скорее всего потребовало от них и интеллектуальных, и материальных и физических сил. Понять знак Небес, принять решение на долгий и трудный путь. Палестина не была популярным местом в Римской империи. Это были ее задворки. Так что явно им пришлось двигаться издалека. Это также привело к значительной потере времени.

Итак, волхвы в своем поклонении пожертвовали личным временем, деньгами, силами, талантом.

Все это мы с вами также можем предложить Богу:

a) Наше время, — принимая участие в жизни Церкви, в Ее молитве.

b) Наши деньги, — поддерживая Ее служение. Ведь все в мире не бесплатно. Даже бумага, на которой печатаются наши агенды, все чего-то стоит. Аренда помещения, зарплата работников, на все нужны средства.

c) Наши силы, – мы можем вполне найти возможности иногда помыть посуду за собой после воскресного чаепития, или собрать и отвезти гуманитарную помощь в нам известный центр Сестер Милосердия. Или навестить кого-то из прихожан если необходимо.

2) В смирении

Говоря о смирении, мы должны понимать, что оно непосредственно связано с пониманием того, кем является Господь и чем мы, как согрешившее творение, являемся пред Ним.

a) Первое основание христианского смирения, или кем для нас является Господь?

Итак, волхвы, придя к Спасителю признали Его Царем, выше я сказал о золоте и мирро, как символах царской власти.

Но они также признали и Его священноначалие. Еще одним из даров, о котором я не упомянул, — стал ладан. Это дар, который приносили священникам.

Священник (одно из латинских значений pontifex) – означает строитель мостов. Христос — Тот, Кто построил мост между небом и землею, Богом и человеком, дал возможность войти в Царство Господне. Потому, верующие люди и смиряются пред Господом как Священником, как их Спасителем, воздвигшем Своим Телом мост над пропастью Греха и Смерти.

Но волхвы, как я уже сказал, предвосхитили своим даром то, что Иисусу будет суждено умереть. Потому каждый христианин, исповедуя, что Иисус умер за грехи людские, склоняется пред Богом в молитве, повторяя смиренный дар волхвов, выраженный в преподнесенном благовонном масле. Наше смирение как христиан выражается в осознании того, что Господь свершил ради нас, в уважительном преклонении пред этой Жертвой.

b) Второе основание христианского смирения, или глубокое осознание собственного бедственного положения.

Без Дара Небес, без Благодати свыше человеку не освободиться из трясины греха. Вы знаете, при мысли о трясине греха, мне на ум сразу приходит история одного сказочного сочинителя, любителя приврать о собственных подвигах – Бароне Мюнхгаузене.

«Вообще, за время этой войны со мною было немало приключений. Однажды, спасаясь от турок, попробовал я перепрыгнуть болото верхом на коне. Но конь не допрыгнул до берега, и мы с разбегу шлёпнулись в жидкую грязь.

Шлёпнулись — и стали тонуть. Спасенья не было.

Болото с ужасной быстротой засасывало нас глубже и глубже. Вот уже всё туловище моего коня скрылось в зловонной грязи, вот уже и моя голова стала погружаться в болото, и оттуда торчит лишь косичка моего парика.

Что было делать? Мы непременно погибли бы, если бы не удивительная сила моих рук. Я страшный силач. Схватив себя за эту косичку, я изо всех сил дёрнул вверх и без большого труда вытащил из болота и себя, и своего коня, которого крепко сжал обеими ногами, как щипцами.

Да, я приподнял на воздух и себя, и своего коня, и если вы думаете, что это легко, попробуйте проделать это сами.» (За волосы. Приключения барона Мюнхаузена. Р. Э. Распе).

Все люди прекрасно понимают, что конечно же такого не было. Что это просто краснобайство, однако с завидным упорством продолжают утверждать, что подобное возможно. Что человек оказавшийся в трясине, пусть греха, собственными усилиями сможет выползти наружу. Что можно проложить путь к Спасению собственными добрыми делами. Однако никому не приходило в голову, что если дела свершаются ради того, чтобы оплатить спасение, то это уже не добрые дела, а коммерция?

К сожалению, вынужден огорчить, чтобы вылезти из болота, нужно иметь упор. На что-то облокотиться, только тогда получится. Таким вот спасительным Упором для нас грешных и стал Господь. Как Он, не ожидая благодарности со стороны людского рода, взошел на Крест за наши грехи, так и нам творить добро нужно просто так, из благодарности Ему.

Волхвы, хотя и являлись уважаемыми людьми в обществе, царями, правителями своих земель, не постеснялись смирения, они «пав, поклонились Иисусу».

И третье в чем выразилось поклонение волхвов, это…

3) В Послушании.

Если христианин знает и понимает, что Бог свершил из любви к людям. Если он по-настоящему ценит это, тогда он не может ослушаться Бога, он тоже в послушании Господу становится каждому слугой. Служит грешному миру неся в него Любовь Христову.

Конечно, это непросто, слушаться Бога. В мире много соблазнов. Поступить ли, как велит страх, неуверенность в будущем? Да и где эта Правда Божия?
Латиняне знали где: in vino veritas in aqua sanitas. В вине истина, в воде здоровье. Да, вино конечно способствует развязыванию языков, но то, что от него раскрывается подлинная Истина? Как-то уж сомнительно. Не зря Пилат задал однажды свой извечный вопрос — в чем Истина?

Читая слова Писания, мы слышали, Иисус однажды скажет о себе: Я есть Путь, ИСТИНА и Жизнь! И волхвы хорошо понимали это. Пред ними тоже стоял выбор, как поступить, послушаться Ирода, вернуться, указав, где родился Иисус, или послушаться Гласа Божия и двинуться в путь иной дорогой.
Что же, правильный выбор всегда в Боге. Даже если мы не всегда осознаем, где Он, с нами, или с ними, с теми, другими?

Вообще Церковь всегда там, где должным образом звучит Слово Божие, без человеческих самомнений и желания притянуть Библию на свою сторону. Здесь верю, а тут не верю. К примеру так:

— Да Бог есть, не сомневаюсь, но вот в то, что есть ад не верю. Не может Любящий Бог наказывать за временный земной грех вечным наказанием. Ну что же, на это могу сказать только словами Господа: «Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.» (Мт.8.11-12)

Мы всегда имеем право сомневаться во всем, не только в Церкви, но и в Писании, однако, что же тогда делать здесь, в Церкви? Да, сомнения — это нормально. Но Вера выше сомнений. Она ведет к послушанию. Апостол Павел в своем послании к Ефесянам напоминает нам: «тайна Христова …открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым».

Бог открывает себя сам. Ровно так, как Он сам этого желает, — через Христа и Его Церковь. Когда волхвы увидели Звезду и Рожденного Спасителя, они более не сомневались, что им нужно делать. Они были готовы склониться пред Господом (Живым Словом). Готовы слушаться, доверять Ему. Важно знать, не уверенность делает верующим, но доверие.

а) Уверенность, — это вера в себя.

b) Доверие, – это вера Богу.

Мы в Церкви говоря о вере, подразумеваем вовсе не веру в себя, но в Бога. Помоги нам, Боже, никогда этого не путать.

Если мы будем пытаться понять веру через собственные ощущения, тогда Бог так и останется нам неявленным. Принимать нужно то, что Он дает без лишних самокопаний. И логично реагировать.

Однажды ночью в провинции, где располагался монастырь, прошёл сильнейший снегопад. Утром монахи, пробираясь буквально по пояс в снегу, собрались в капелле.

Аббат собрал монахов и спросил: – Скажите, что нам нужно сейчас делать?

Первый брат сказал: – Следует помолиться, чтобы началась оттепель.

Второй предположил: – Нужно переждать в своей келье, а снег пусть идёт своим путём.

Третий сказал: – Тому, кто давно с Богом, должно быть всё равно – есть ли снег, или нет его.

Аббат молвил: – А теперь послушайте, что я вам скажу! Братья приготовились внимать величайшему духовному опыту аббата. Он обвёл их взглядом, вздохнул и сказал: – Лопаты в руки – и вперёд!

Мораль: не забывайте о том, что Бог не в ощущениях, он в жизни христианина. В ней Он являет себя миру. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.