Проповедь настоятеля, о. И. Чернышева на День памяти Вифлеемских младенцев

Библейский текст: Иер 31:15–17 1Пет 4:12–19 Мф 2:13–18

13 Когда же они отошли, — се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.
14 Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет,
15 и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего.
16 Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.
17 Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит:
18 глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет.

Проповедь:

Дорогие братья и сестры,

В Евангелии мы читаем что, когда царь Ирод понял, что его провели, что волхвы вовсе не планировали вернуться и показать ему место, где родился Спаситель и Царь, он решил приказать своим воинам убить в Вифлееме всех младенцев мальчиков, которым исполнилось не более двух лет. Взял с запасом, чтобы точно, чтобы наверняка… Но время еще не пришло. Еще не исполнилось то, что Бог задумал.

Так что никогда не стоит беспокоиться о временах и сроках. О чем бы мы ни думали, что бы ни планировали. Задумываемся ли о конце времен? Или о том, когда доведется встретить свою половину? А может нас волнует, когда же собственный бизнес наладится? Или, когда прекратят кошмарить население новыми антинародными законами да непомерными налогами? Всему свое время. Если Богом что-то суждено, оно обязательно исполнится. Ну а если наши планы вовсе не верны, если кто-то задумал что худое, тогда может даже лучше ну его, пусть тогда и не исполняется!

Вот и царь Ирод задумал нечто худое. Он был крайне встревожен рождением на свет предсказанного Мессии. По многим толкованиям пророчеств, это должен был быть Царь, что сметет старую власть, установит на земле новое, справедливое Царство. Это конечно не могло не напугать Ирода. Ибо с возможной сменой власти был явный риск не удержаться на плаву. Никто не гарантировал Ироду в подобном случае, что он сохранит свой трон.

Однако, впоследствии Иисус скажет, что Царство Мое не от мира сего. Царство, устанавливаемое Господом, не принадлежит этому миру. Да, однажды оно распространится и на материальный мир. У евангелиста Иоанна в его книге откровение мы читаем:

1 И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет.
2 И я, Иоанн, увидел святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего.
3 И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их.

(Откровение 21.1-3)

Да, однажды земля изменится. Но вот когда? Я уже говорил, не нам знать времена и сроки. Однако предсказания Ветхого Завета о Мессии крайне встревожили Ирода. Поэтому он решился на погибель множества невинных детей лишь бы среди них оказался Младенец Иисус.

Таким образом исполнилось тяжелое пророчество Иеремии: «Глас в Раме (то есть в пределах колена Вениаминова) вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет.» (Иер. 31: 15). Удивительно, но именно в Вифлееме расположена гробница Рахили, одной из двух жен патриарха Иакова, мать Иосифа и Вениамина. Пророчество как бы описывает то, что сама Рахиль, разделила скорбь и слезы матерей.

Конечно, когда мы видим перед собой такую личность как Ирод, Пол-Пот, Пиночет, Сталин или Гитлер, нас не удивляют ни их дела, ни последствия. Понятно, что тиран рано или поздно, но выкинет нечто эдакое. Однако как быть с Богом? Как Он, о котором мы столько, как христиане, слышали о Его Милосердии, может допустить смерть невинных? Смерть детей? Как Бог позволил Ироду совершить это злодейство?

Это неверно поставленный вопрос для того, кто верует в вечную жизнь. Но так и остается вопросом для тех, кто в ней сомневается. Если жизнь человека была бы ограничена только его земным существованием, если бы все оканчивалось смертью, если бы за все подлое и погибельное свершенное человеком он получал бы воздаяние только здесь, на земле, тогда вопрос конечно был бы справедливым. Тогда каждый обиженный и несправедливо осужденный имел бы право задать Небесам вопрос: за что? Где справедливость?

Но христиане знают о том, что человеческая душа бессмертна. Нам известно, что земная жизнь скоротечна, что нас ждет жизнь вечная. Что все совершаемое сегодня на земле будет иметь конец. Ибо «так говорит Господь: удержи голос твой от рыдания и глаза твои от слез, ибо есть награда за труд твой.» (Иер.31.16) Нам христианам известно, что каждый, кто принял смерть за Христа, без надежды на земное воздаяние, обретает Его Небесную Славу. Ибо все, совершенное в ожидании благодарности, не добро, но корысть. Углубляясь в символический смысл Креста, можно объяснить его так, что Его вертикаль — это знак бескорыстной любви Бога к человеку, а горизонталь — это любовь человека к человеку. Обе они и составляют Крест, орудие не жизни, мученической смерти. Но это и знак плюс. Бесконечный дар, вечное благословение Благодати Божией.

Не зря напоминает нам апостол Петр: «Возлюбленные! Как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете». (1Петра 4.13)

Дети, принявшие смерть за Воскресшего, сами обрели воскресение. Они, несмотря на горе, причиненное Иродом, обрели Небесную Славу, Вечное Блаженство. Человек предполагает, а Бог располагает. Грешный человек своими мыслями и действиями несет смерть, а Бог исправляет эту несправедливость, — дарует Жизнь! Ирод зря пытался противится Божьей воле. Избиение младенцев стало для него одним из последних злодеяний. Апостол говорит: «не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает» (Гал. 6: 7). Вскоре его постигла странная болезнь. По словам Иосифа Флавия, Господь Бог допустил, за все его грехи, в конце обрести крайне мучительную смерть. Медленный жар мучил и пожирал его внутри. Его внутренность была полна язв; многие наружные части тела были изъедены червями; он едва мог дышать, и его дыхание было так зловонно, что нельзя было приблизиться к нему. Он стал похожим на зловонный гниющий труп.

Предвидя свой близкий конец, Ирод знал, что никто не пожалеет его, никто не будет оплакивать его кончину; поэтому он собрал к себе в Иерихон знатнейших евреев и дал приказ умертвить их в минуту своей смерти для того, чтобы (как объяснил он сам цель этого нового злодеяния) смерть его была оплакана; приказ этот не был, однако, исполнен. Но за пять дней до своей смерти Ирод казнил сына своего Антипатра. («Иудейские древности». Кн. 17).

Да, у Бога свой план. Иисус пришел в мир не для того, чтобы умереть младенцем. Ему еще пред-стояло найти апостолов, создать Церковь на земле. Даровать через Нее миру Спасительные Таинства. Ему только после этого предстояло отдать свою жизнь за спасение людей.

И вот, как только Ирод задумался о том, чтобы убить Господа, Иосиф получает через Небесного Посланника, Ангела Божия повеление (Мф. 2: 13), и все Святое семейство уходит в Египет, туда, куда власть Ирода не распространялась.

Конечно, много вопросов возникает у мятущегося, неверующего духа, пораженного кажущейся не-справедливостью, когда страдают невинные. Но только когда доверяешь Писанию, и читаешь о Божьем плане, понимаешь суть. «Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые» (1 Пет. 3: 17)

А Иоанн Златоуст архиепископ Константинопольский, богослов и учитель Церкви IV-го века говорит:

«Не удивляйтесь, если я мученичество назвал крещением: и здесь Дух витает с великим обили-ем, и бывает изглаждение грехов и дивное некое, и чудное очищение души, и как крещаемый — водою, так претерпевающие мученичество омываются собственною кровию…»

Да, быть христианином непросто. Это всегда крест, часто большой. Однако и у неверующих непростая судьба. Но для этого Бог и пришел на землю, чтобы помочь нам, чтобы мы стали настоящими людьми, стали христианами, стали сынами Бога, чтобы вместо могильной плиты крест стал для нас стартовой площадкой в Небо. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *