Проповедь настоятеля, о. И. Чернышева на 4-е воскресенье Адвента

Библейский текст: Ис 52:7–10 Фил 4:4–7 Лк 1:46–55

46 И сказала Мария: величит душа Моя Господа,
47 и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем,
48 что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды;
49 что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его;
50 и милость Его в роды родов к боящимся Его;
51 явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их;
52 низложил сильных с престолов, и вознес смиренных;
53 алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем;
54 воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость,
55 как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века.

Проповедь.

Мир Божий, который превыше всякого ума, да соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.

Дорогие братья и сестры, сегодня мы слышали из Евангелия от Луки Песнь, известную под латинским названием – Magnificat. От первого слова этой песни – Величит, возвеличивает (magnificat).

Эту песнь Дева Мария вознесла Богу в ответ на приветствие Елизаветы, ее родственницы. Когда она услышала от Архангела Гавриила, что станет благословенной матерью Божьего Сына, а также то, что ее, до сих пор бесплодная сестра Елизавета, уже на шестом месяце беременности. Мария собралась и направилась в путь, желая навестить поскорее сестру, человека способного понять ее. Разделить с ней радостное событие.

Когда женщины встретились, произошло чудо. Лука говорит нам, что как только Елизавета услышала, что Мария рядом и приветствует ее, она исполнилась Святого Духа:

«Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа». – Так бывает, когда нас посещает Господь, нас посещает и Дух Святой. Мария в этот момент, словно Церковь для нас с вами, несла Елизавете благодать.

Что же последовало далее? А дальше из уст Елизаветы звучит благословение: «благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!» Вот действие Божьего Духа, – Благодать! И Благодать не остается бесплодной. Она множится. В ответ на слова Елизаветы о том, что и Мария, и ее Плод благословенны, Мария произносит прекраснейший, величайший гимн.

Стоит разобрать его, так как он может помочь научить молитве нас. Итак, этот гимн имеет четыре части.

1. Слава Самой Марии – «будут ублажать меня все роды»

Надо сказать, что в этих словах вовсе не звучит некая сокрытая гордость. Наоборот, эти слова выражают скорее удивление тем, что Бог возвысил именно Ее особым даром Материнства, которого не удостоилась ни одна женщина в мире. Материнства Божьего Сына. Удивление величию дел рук Божьих. Все люди мира будут считать меня блаженной, исполненной счастья – говорит Мария.

2. Сава Бога – «сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; и милость Его в роды родов к боящимся Его»

Источником Славы Марии является Сам Бог. Великий и Милостивый. И Мария воздает славу Ему.

3. Слава справедливой и необыкновенной Силы Божьей – «явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их; низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем»

Многие люди думают, что Славы Бога можно достичь. Мы постоянно наблюдаем, как некоторым везет и они устремляются, ввысь достигая необыкновенных уровней власти, порой безраздельной. Способной, к примеру запереть всех по домам, когда хочется. Не одного, не двух, а целый регион, всю страну. Лишить всех права на передвижение, посещение магазинов. Вот она, Власть!

Деньги, богатства недр, все это лишь средства, к достижению подобной власти. У кого-то ее больше, а у кого-то меньше. Каждый хочет приобщиться к такой высоте. И наоборот, никто не желает видеть того, что происходит внизу. Там, где бедность, нужда страх и бесчестье. Никто не хочет отождествлять себя с презираемой массой. Однако Бог предупреждает нас: «Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь.» (Исаия, 55.8)

Все достижения материального мира вовсе не обязательно величие в Божьих глазах: «рассеял надменных помышлениями сердца их; низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем».

Мы все смертны. Сейчас много пишут и говорят о том, сколько идет вокруг воровства, коррупции. О том, что население нищает. Люди рассуждают о том, что делать и кто виноват? Одни обвиняют местные власти. Их некомпетентность и жадность. Другие заявляют, что нет, во всем виновато враждебное окружение. Это враги России, окружили нас со всех сторон, обложили санкциями, а нам мол нужна сильная рука, что заставит народ встряхнуться и дать отпор. Вот тогда мол, и заживем! Но кто заживет то? Вместо одних власть предержащих появятся другие.

Деньги, высосанные из природных ресурсов страны и из труда десятков миллионов жителей опять будут оседать на счетах отдельных людей. А очередной «отец народов» вместе со своей новой элитой будет снисходительно поплевывать на народ, копошащийся у них в ногах. В общем ничего не изменится. Как не изменится и то, что смерть уравняет всех. Как бы ни был человек богат, на какой бы вершине власти ни находился, кем бы ни был. Пожалуй, если и можно что-то исправить, то только в том случае, если люди научатся хоть немного смирению, уважению друг ко другу, начнут договариваться и доверять.

Спросила бабочка как-то у Мудрой Жабы:
— Сколько мне суждено жить?
— Сутки.
— А если бы я была Комаром?
— Неделю.
— А если бы родилась Муравьём?
— Несколько месяцев.
— А Ужом?
— Год с лишним.
— А Кошкой?
— Два десятка лет.
— А Вороном?
— Лет триста ты бы прожила.
— А потом?
— А что потом? Как все — состарилась бы и умерла.

Так какой смысл быть кем-то другим, если всё равно состаришься? Ведь для каждого срок жизни оканчивается одинаково: для одних он — сутки, для других — десятки лет. Но всех смерть равняет. К каждому человеку придет Божий Суд, кем бы ты ни был, богатым или бедным, чиновником ли или простым гражданином. Зачем множить войны и недоверие между людьми, для чего делить и искать врагов? Ведь смерть потом всех уравняет…

Но все же надежда есть, вернемся к славословию Марии. Осталась последняя, четвертая часть Magnificat:

4. Слава обетования – «воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века».

Бог помнит то, что обещал. Все сказанное им исполняется. И Мария потому заканчивает свое славословие напоминанием о Божьей верности, о исполнении обетований данных своему народу. Да, Бог пришел в Мир. Величие Его уже здесь, оно с нами. На земле. Бог среди верных, среди Его народа, среди Церкви.

Мы люди сами неспособны как-то приблизить или увеличить Божью Славу. Но если мы задумаемся над Ее (Божьей Славы) характером, то поймем, что Благословение нам дается ровно так, как этого желает Сам Бог. Через Его Церковь, через Ее Таинства, через Слово Божие, звучащее в ней, свидетельствующее о Божьем Величии.

Исаия в 52й главе говорит: «прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение, говорящего Сиону: «воцарился Бог твой!»

Где это прекрасное место? Где та гора, где звучит Благая Весть? Это место здесь, в Церкви. Мы сегодня, дорогие братья и сестры на Горе Божией. Слава Божия близка. Она освещает нас! А потому если в смерти мы и равны, то в Божьей Славе возвеличены до Жизни Вечной. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *