Проповедь настоятеля, о. И. Чернышева на 1-е воскресенье Адвента

Библейский текст: Иер 23:5–8 Евр 10:(19–22)23–25 Лк 1:67–79

19 Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым,
20 который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою,
21 и имея великого Священника над домом Божиим,
22 да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою,
23 будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший.
24 Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам.
25 Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного.

***

67 Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря:
68 благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему,
69 и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего,
70 как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих,
71 что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас;
72 сотворит милость с отцами нашими и помянет святой завет Свой,
73 клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему, дать нам,
74 небоязненно, по избавлении от руки врагов наших,
75 служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей.
76 И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему,
77 дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их,
78 по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше,
79 просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира.

Проповедь:

Дорогие братья и сестры. Сегодня мы с вами читаем о пророчестве говорящем о пророке. Пророчество о пророке, и такое бывает. Захария, отец Иоанна Крестителя исполнившись Святого Духа, после того как дал имя своему новорожденному сыну, произнес важные слова: «ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их».

Задумывались ли мы когда ни будь серьезно о том, в чем заключается спасение человечества? В этих словах Захарии кроется ответ. – В прощении грехов!

Ну конечно кто-то, наверное, думает, это, наверное, не к мне. Я-то хожу в церковь, стараюсь жить правильно, плачу десятину. У меня грехов меньше всего. Не то, что у тех, кто вне церкви. Я-то, как говорит апостол Павел в своем послании к Евреям, в отрывке, который мы сегодня читали, «держусь исповедания упования неуклонно». И поскольку верен Обещавший (Господь), значит со мной все нормально, все в порядке.

Однако апостол все же предупреждает, что нам часто не хватает самого главного, мы часто невнимательны друг ко другу. Он так и пишет: «Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам».

Почему апостол говорит о внимательности? Причем о внимательности в добрых делах? Может быть здесь речь идет о том, чтобы христиане следили друг за другом? За моральным обликом тех, кто с нами в церкви? За их поведением? Вовремя донося священнику о всех проказах и недостатках нашего соседа по церковной скамье?

Вы знаете, дорогие братья и сестры, а ведь это неоднократно случалось в истории, когда церковные общины вместо стяжания благодати Святого Духа и внутреннего, личного благочестия, стремились к благочестию внешнему, извращая церковь доносами, рубя любовь на корню, при этом оставаясь в полной уверенности, что поступают правильно, и верно.

Не знаю, доводилось ли вам бывать в Голландии. Мне самому лично не довелось, но и до меня докатилась весть о том, что в этой стране, где в свое время были очень сильны традиции кальвинизма, есть необычная традиция не завешивать окна. Люди в домах живут как в аквариуме. Личная жизнь каждого гражданина является достоянием каждого. Отчего это?

Все дело в том, что согласно убеждениям реформатов доброму христианину нечего скрывать. Голландцы гордились тем, что их образ жизни соответствует христианским представлениям морали.

В свое время Жан Кальвин в Женеве создал весьма автократическое государство. Он считал, что идеальной формой государства может быть республика, управляемая «избранными» святыми, благочестивыми людьми. Ну а как выяснить кто благочестив, а кто нет? Жизнь человека в государстве должна быть на виду у всех. Не должно быть темного, личного пространства.

Эти идеи Кальвина, попав в Голландию, выразились в отказе от штор на окнах. Так каждый гражданин мог преспокойно следить за тем, что делается у соседа. Насколько тот благочестиво живет.

Вы знаете, перегибы — это всегда плохо. Не стоит удивляться тому, что в определённый момент своей истории церковное учение в Нидерландах стало крайне всеядным. Сегодня люди терпимо относятся к любому греху, забыв о том, что Павел предупреждает: «Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам… будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение последнего дня».

Но как же нам различить, где эта грань между тем моментом, где нам нужно бы вмешаться и «увещевать» а где нужно воздержаться? Павел четко дает нам понятие о критерии – это любовь! Именно она помогает различить грань вмешательства-невмешательства. Но, говоря о любви, мы вновь сталкиваемся с проблемой. Проблемой языка. В греческом языке, на котором написан Новый Завет существует четыре основных значения этого слова:

1. ο ἔρως — любовь-влюбленность
2. η στοργή — любовь-нежная привязанность, например матери к ребенку
3. η φιλία — любовь-дружба, хобби, увлечение
4. η αγάπη — собственно любовь, наиболее общее ее понимание, идея любви

Это уже четыре разновидности любви. Хотя их можно насчитать и больше.

Слово «ἔρως» переводится как физическая близость, интимность. Отсюда слово эротика. Греки здесь понимали чувственное, сладострастное сексуальное желание. Однокоренное слово «ἐράω» означает просить, умолять, требовать. Любовь как «ἔρως» не отдает, не жалует себя, не стремится угодить другому, а ищет удовлетворения своих сексуальных потребностей. Это просто сексуальный аппетит, нездоровая похоть.

Второе значение любви это «στοργή» — любовь между членами семьи. Словом «στοργή» называли любовь народа к своему правителю или даже любовь собаки к ее хозяину. Из этого следует, что, пожалуй, наиболее точное определение слова στοργή – преданность. Без нее семья не может существовать!

Третье греческое слово φιλία означает привязанность, дружбу. Это слово говорит о полном соответствии, единства взглядов, сходства вкусов, взаимодополнения.

Есть и еще одно значение любви это αγάπη. Это самое высокое понятие о любви. Жертвенная любовь. Для того, чтобы предмет любви был счастлив, любящий готов всем пожертвовать. Это любовь без корысти. Такая любовь хранит в себе и дарит любой вид любви. Любящий готов дать любимой то, что нужно. Что она хочет.

Так каким термином о любви пользуется Павел, когда говорит о ней? В тексте мы видим именно это последнее значение любви: «ἀγάπη». Именно такую жертвенную любовь продемонстрировал нам Спаситель со своего Креста. Бог способен дарить нам то, что нам нужно, чего нам не хватает.

Именно так и мы должны учиться любить. Но вот как определить какой вид любви нужен тому, кто рядом?

Каждый человек, говоря о любви жаждет чего-то своего. И то, что для одного проявление любви и заботы, для другого может показаться совсем не тем.

Вы знаете, дорогие братья и сестры, Господь пришел в этот мир Человеком, Он разделил нашу с вами жизнь, чтобы донести Свою Любовь к нам понятным нам языком. Когда мы говорим о любви, нужно уметь слышать друг друга, подобно, как и Господь нас слышит, нужно понять, что для любимых важно. Не стоит навязывать свое понятие любви ближнему, без попытки понять его, что именно для него есть любовь.

В противном случае наша жизнь станет похожа на Женеву Кальвина, где каждый станет следить за окружающими, превратно понимая их действия и поступки. Где внешне вроде все благочестиво, но где в действительности сеется смерть вместо жизни.

Притча рассказ от Пауло Коэльо.

Жила-была птица. Птица с сильными крыльями, со сверкающим разноцветным оперением. Существо, созданное для вольного полета в поднебесье, рожденное, чтобы радовать глав тех, кто следит за ней с земли.

Однажды женщина увидела ее и полюбила. Сердце ее колотилось, глаза блестели от волнения, когда с открытым в изумлении ртом смотрела она, как летит эта птица. И та позвала ее лететь с нею вместе — и отправились они по синему небу в полном ладу друг с другом. Женщина восхищалась птицей, почитала и славила ее.

Но как-то раз пришло ей в голову — да ведь птица эта наверняка когда-нибудь захочет улететь в дальние дали, к неведомым горам. И женщина испугалась — испугалась, что с другой птицей никогда не сможет испытать ничего подобного. И позавидовала — позавидовала врожденному дару полета.

И еще — испугалась одиночества.

И подумала: «Расставлю-ка я силки. В следующий раз птица прилетит — а улететь не сможет».

А птица, тоже любившая эту женщину, на следующий день прилетела, попала в силки, а потом посажена была в клетку.

Целыми днями женщина любовалась птицей, показывала предмет своей страсти подругам, а те говорили: «Теперь у тебя есть все». Но странные дела стали твориться в душе этой женщины: птицу она заполучила, приманивать ее и приручать больше не было нужды и мало-помалу угасал интерес к ней. Птица же, лишившись возможности летать — а в этом и только в этом заключался смысл ее бытия, — облиняла и утратила свой блеск, стала уродлива, и женщина вообще перестала обращать на нее внимание: только следила, чтобы корму было вдоволь да чтоб клетка чистилась.

И в один прекрасный день птица взяла, да и умерла. Женщина очень опечалилась, только о ней и думала и вспоминала ее днем и ночью, но только не то, как та томилась в клетке, а как увидела в первый раз ее вольный полет под облаками.

А загляни она себе в душу — поняла бы, что пленилась не красотой ее, а свободой и мощью ее расправленных крыльев.

Лишившись птицы, лишилась ее жизнь и смысла. И к ней пришла Смерть.

Поистине в подлинной Любви важно понимание тех, кто рядом. Только Божий Дух просвещает нас им, даруя истинный мир в отношениях. Не зря Захария прославляя рождение своего сына – пророка Иоанна Предтечи, которому было суждено провозгласить скорый приход Спасителя, возглашает:

И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему, …просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира.

Взирая каждый раз на Алтарь Божий в Церкви, что мы видим здесь? Мы видим Тело и Кровь Господни, отданное и пролитую за нас. Мы видим пример всеобъемлющей Любви готовой снизойти до нашего приземленного состояния, готовой понять нас, говорить с нами понятным нам языком нашего материального мира. И если мы услышим эту Любовь, ноги наши воистину принесут этому грешному миру, погрязшему в разделении и склоках, подлинный Божий мир. А ведь его так не хватает сегодня, когда вокруг людей, не спрашивая ни о чем, вновь делят, прикрываясь заботой об их же якобы благе.

Да сохранит мир Божий, превосходящий всякое понимание, ваши сердца и умы в единении со Христом Иисусом. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *