Проповедь настоятеля, о. И. Чернышева на День Всех Святых

Библейский текст: Пс 129/137 Иез 17:1–24 Отк 15:5–16:21 Лк 19:29–40

29 И когда приблизился к Виффагии и Вифании, к горе, называемой Елеонскою, послал двух учеников Своих,
30 сказав: пойдите в противолежащее селение; войдя в него, найдете молодого осла привязанного, на которого никто из людей никогда не садился; отвязав его, приведите;
31 и если кто спросит вас: зачем отвязываете? скажите ему так: он надобен Господу.
32 Посланные пошли и нашли, как Он сказал им.
33 Когда же они отвязывали молодого осла, хозяева его сказали им: зачем отвязываете осленка?
34 Они отвечали: он надобен Господу.
35 И привели его к Иисусу, и, накинув одежды свои на осленка, посадили на него Иисуса.
36 И, когда Он ехал, постилали одежды свои по дороге.
37 А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они,
38 говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних!
39 И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим.
40 Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют.

Проповедь:

Дорогие братья и сестры, сегодня, мы отмечаем День всех святых. Правда немного не в ту дату, поскольку как всем известно этот праздник приходится по западному календарю на 1 ноября, и сегодня по идее должно быть Второе перед последним воскресение церковного года, уже скоро Адвент. Последние воскресения года тоже немаловажные даты, однако я все же посчитал что лучше будет вспомнить на сегодняшней службе святых, отдав дань памяти всем тем, кто усиленно молится о нас пред Престолом Небесного Отца. Их глас необходим, не зря Иисус говорит в Евангелии в ответ фарисеям, требующим чтобы ученики Его перестали славить Господа за чудеса Его:

«Некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим. Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют».

На что стоит тут обратить внимание? Что славят ученики? Что славят Святые? Свои силы, чудеса, которые по воле Божией им дано порой творить?

Нет, святые Божии не уповают на себя, собственные силы, на тот дар, что есть у них, — они уповают на Бога. Ученики Христовы хвалят Бога за чудеса. Они знают Кто источник всего!

«Узнают все дерева полевые, что Я, Господь, высокое дерево понижаю, низкое дерево повышаю, зеленеющее дерево иссушаю, а сухое дерево делаю цветущим: Я, Господь, сказал, и сделаю». (Изеекииль 17.24)

Вы знаете, дорогие братья и сестры, в IV веке жил один монах. Его звали Пелагий (ок. 360 г. — после 410 г.) Он был родом из Британии и утверждал, что благодать Божия вовсе не нужна для спасения. Что человек может творить добро и спастись собственными силами. Что нет первородного греха, что дети рождаются чистыми, безгрешными в мир, и лишь со временем, взрослея совершают собственные ошибки и грехи. Пелагий был убежден, что человек изначально добр. Злым он становится вследствие свершаемых им ошибок, а умирает по закону природы и никакое это не наказание за грехопадение человечества.

Но церковь следуя путями святых напоминает, что для человечества без Бога, подлинного Источника творения, грех и смерть естественны. Когда мы отключаем утюг от электрической сети, нам кажется вначале, что ничего особого не произошло. Он все также горяч, им можно какое-то время даже продолжить гладить. Однако пройдет совсем немного времени, и железо начнет остывать. Это произойдет не сразу, но однажды настанет момент, когда утюг достигнет комнатной температуры и по разнице тепла ничем не будет отличаться от окружающих его предметов.

То же и с человечеством. Мы приходим в мир с даром жизни, который вследствие греха, разлагающего и пропитывающего и нас с вами, и окружающий материальный мир, ослабевает и теряется. Наступает смерть. Nascentes morimur, finisque ab origine pendet. (Рождаясь, мы умираем, и конец обусловлен началом — Манилий, «Астрономика», дидактическая поэма ок. 12 г. до р. Х.)

Конечно, учение Пелагия отвергало основу христианского вероучения, поскольку отвергало идею искупления человечества смертью Сына Божия, лишая Крест его сокровенного смысла. Иисус у него выглядел лишь добрым законником и никак не Спасителем.

Однако Писание говорит нам:

«Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим. 5:12).

«Кто родится чистым от нечистого? Ни один. Если дни его определены и число месяцев его у Тебя…» (Иов. 14:5-6).

«Вот, я в беззаконии зачат и во грехе родила меня мать моя» (Пс. 50:7).

Да еще в III веке поместный собор в Карфагене 252 года в числе 66 епископов под председательством св. Киприана постановил следующее: «не возбранять крещения младенцу, который, едва родившись, ни в чем не согрешил, кроме того, что происшедший от плоти Адама, воспринял заразу древней смерти через самое рождение, и который тем удобнее приступает к приятию отпущения грехов, что ему отпускаются не собственные, а чужие грехи».

Святые всегда осознавали, что грех, к сожалению, часть человеческого бытия, и потому нам крайне важна Благодать Божия, что мы с вами обретаем ее ни где ни будь, а здесь, в Церкви. В месте, где обитает Сам Господь.

Конечно, сегодня нам часто попадаются люди, которые считают, что можно верить в Бога и не будучи в Церкви. Их вполне можно поделить на три категории:

1. Простые обыватели, что за ароматным чаем или кружкой пива не прочь порассуждать на религиозно-философские темы, однако таковые ничего и никогда не предпримут для того, чтобы изменить свою жизнь, устремившись душой и телом в поисках Бога. Им, пожалуй, невдомек, что подлинная вера без дел мертва. Что дела делаются не потому, что выгодно, или потому, что так принято, но из любви к Богу и людям, ради которых сам Сын Божий отдал на кресте свою жизнь.

2. Вторая категория, это люди, неравнодушные к Богу. Но они не совсем понимают, что Бог хочет от них, и для чего нужна Церковь. Такие люди говорят: «Главное — быть порядочным человеком и хорошо себя вести. Молиться Богу можно в любом месте, Он всегда близок к человеку, а церковные обряды для этого вовсе не нужны!»

В этих размышлениях есть некоторая правда: Бог может быть с человеком и дома, и на работе, и на природе, в море. Да, Бог читает в наших сердцах, для этого не нужно излагать наши просьбы в молитве вслух. Да, Богу не нужен наш отказ от пищи во время поста. Все это не то, если не понять главного – мы пришли в этот мир голыми и все, чем мы пользуемся здесь, дано нам Им. Мы ничего не можем предложить Богу кроме нашего «я». Бог хочет нас самих. Чего хочет мама от своих детей? Высоких оценок в школе? Убранных на место игрушек? Успехов в музыкальной школе? Да, это все желательно бы, но все же для мамы не это главное. Мама любит своих детей не за успехи, а просто так. Не дела нужно предлагать Богу, а себя, собственную жизнь. Тогда молитва, посещение Церкви и любые добрые дела станут чем-то очень естественным, без чего просто нельзя обойтись.

3. Ну и третья категория это те, кто хотя и невоцерковлен, все же тоскует по подлинному Источнику Жизни, кто еще не осознал, что Он (этот Источник) здесь, в Церкви. Это может быть по разным причинам. Может кто-то видит в церкви лишь простую общественную организацию с ее земным несовершенством и пороками? Да, отчасти это верно, но все же это не просто некое собрание в чем-то несовершенных людей, это Божественная семья, где каждый усыновлен Богом, где все братья и сестры. Где и святые в Небе, и мы в Церкви – одно. Где грехи прощаются, а смерть побеждена! Дай Бог, чтобы такой человек не запутался в своей нецерковной вере, в своем личном самооправдании и не свернул с Пути.

Долго ли получится так блуждать? Не знаю. К сожалению, пока гром не грянет, как правило мужик не перекрестится. Множество людей вспоминает о Церкви и Боге лишь тогда, когда наступают трудные времена. Когда жизнь вдруг начинает выглядеть как некая фантасмагоричная комедия Георгия Данелли, где без должного «Ку» скоро даже передвигаться будет невозможно. И с каждым годом становится все только мрачнее: «Вавилон великий воспомянут пред Богом, чтобы дать ему чашу вина ярости гнева Его». (Откр. 16.19)

Но может все это именно потому и происходит, что множество людей, окружающих нас, забыли о том, что «без Бога ни до порога»? Что нужно если не постоянно, то хотя бы почаще прибегать к розетке, если не хочешь совсем остыть. А где эта розетка духовности? Здесь в Церкви, где Таинства Божьи. Где Святые, что постоянно молятся о нас. Этого не обрести ни дома, ни в горах, ни посреди красот океана.

Да, это непросто, живя в мире, всем своим естеством, отрицающим Бога, оставаться верным Ему. Кажется, что мы пребываем в одиночестве. Что подлинный христианин — это какой-то странный зверь, не от мира сего. Что же, может вполне и так, но мы точно не одиноки. С нами сонмы святых. Они прямо сейчас здесь, рядом, в Церкви, у Алтаря Божия. Они восклицают: Благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних!

Ад не продлится вечно, Господь уже взошел в Иерусалим, знайте, Крест уже вознесся, перечеркнув и грех, и смерть. А потому даже если бы и святые умолкли, камни возопиют!

На тему: “Проповедь настоятеля, о. И. Чернышева на День Всех Святых

  1. Юрий:

    Слава Иисусу Христу!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *