Проповедь настоятеля, о. И. Чернышева на Посещение Пресвятой Девой Марией Елизаветы

Библейский текст: Зах 2:10–13 Рим 12:9–16 Лк 1:39–49(50–56)

39 Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин,
40 и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету.
41 Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа,
42 и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!
43 И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?
44 Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем.
45 И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.
46 И сказала Мария: величит душа Моя Господа,
47 и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем,
48 что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды;
49 что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его;
50 и милость Его в роды родов к боящимся Его;
51 явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их;
52 низложил сильных с престолов, и вознес смиренных;
53 алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем;
54 воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость,
55 как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века.
56 Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой.

Проповедь:

Событие посещения Девой Марией Праведной Елизаветы, что произошла несколько дней спустя после Благовещения; описана только у Евангелии от Луки.

Лука единственный из евангелистов передает особые моменты из жизни Богоматери, которых нет в других евангелиях. Очевидно, он записал многое из этого со слов самой Марии. Сам Лука о себе вообще ничего нам не говорит. Из Библии, мы знаем, что святой Лука был спутником апостола Павла и врачом. Апостол Павел так и говорит о нем «Лука, врач возлюбленный» (Кол. 4, 14). В послании к Коринфянам Павел признается, что тяжело страдает от «жала в плоть» (некоей болезни). Видно, чтобы помочь ему, Лука присоединяется к своему собрату по вере и они путешествуют некоторое время вместе.

Нашу же историю посещения Девой Марией Елизаветы Лука явно узнал от самой Марии, с которой также общался в Иерусалиме. Еще во время события Благовещения Архангел Гавриил сообщил Марии, что ее родственница Елизавета, бывшая бездетной, «зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц» (Лк.1:36).

С этого момента Лука нам пишет, о том, что Дева Мария «с поспешностью» отправилась навестить Елизавету в город Иудин.

«И вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошёл до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа» (Лк.1:40-45).

Приветствуя Елизавету, Дева Мария по вдохновению свыше, произнесла величественный гимн, начинающийся словами: «Magnificat anima mea Dominum, et exsultavit spiritus meus in Deo salutari meo» («Величит душа Моя Господа, И возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем» Лк. 1:46-55).

Этот эпизод неоднократно был представлен и в иконографии и живописи. Например на картине Луки Джорджиано присутствует масса персонажей окружающих главных героев. Там и ангелочки со сложенными ладошками и Захария, случайно выглянувший из двери, и удивленный разговором. И слуги, что пытаются вникнуть в суть происходящего на их глазах. А вокруг много животных. Курица, цыплята, ослик и юный паж, который присматривая за вьючным животным, засмотрелся на девушку служанку, все это явно внесено художником для того, чтобы картина придавала ощущение жизни евангельскому событию. Чтобы смотря на него, мы понимали, — оно часть нас, а не только касается некоего эпизода с участием двух женщин.

Почему об этом важно помнить? И зачем Лука Евангелист вообще сообщил нам об этом событии, а Церковь даже внесла в свой календарь особый день, посвященный этой встрече?

Вы знаете, дорогие братья и сестры, есть ведь в жизни людей много встреч, что особым образом отразились на истории человечества. Ну кажется, что знаменательного в том, что несколько людей встречаются между собой и, однако…

Вот мне на ум приходит другая встреча. Это встреча на Эльбе союзных войск по окончании Второй Мировой войны. Она надолго запомнилась ее участникам, тогда воины боровшиеся против фашизма пожали друг другу руки, скрепив воинское братство, которое не могут разрушить никакие попытки поссорить народы. Отныне это в истории. Оно случилось — ненавистная идеология была разрушена, социализм с национальным колоритом (только для своих) пал. Сегодня правда вновь пытаются возродить подобное — русский мир, русская весна, национальный интерес. Не о русском, или каком либо ином национальном мире нужно думать, а о Божьем! Ибо это опасно, но мир помнит подвиг прошлого.

Также и евангельское событие встречи двух женщин имеет тоже особый смысл. И он обретается, как все в христианской Церкви, благодаря Христу. Именно Господь главный участник данного действа. Кажется что мама, что Мария, но нет. Именно Он.

Слова Елизаветы говорят об этом достаточно красноречиво: «Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?»

Дух Святой указывает Елизавете на Спасителя. Так что все происходящее вокруг, было ли оно в какой то степени похоже на то как изобразил его другой Лука, — Лука Джорджиано, касается прежде всего Бога во Плоти. А окружающий мир обретает краски и подлинный смысл именно потому, что Он отныне с нами.

Именно это и хотел донести евангелист до своих читателей — Спасение здесь, Воплощенное Слово среди нас. Потому и важно это событие для Церкви Божией.

Без Бога нет в мире смысла. Атеисты, отрицая Его, в итоге приходят к обязательному фатализму — мир и его движение лишь безудержное вращение и бурление отдельных частиц, не имеющее ни конца, ни края, ни какого либо особого смысла. Что смерть, что жизнь — все едино. Как говорила заколдованная Марья-Искусница из одноименного художественного фильма сказки 1959 года: «Что воля, что неволя – всё равно»

Неверующий теряет смысл в жизни, а утерявший смысл — теряет веру. Это как курица и яйцо, одно без другого невозможно. Ну и как следствие, если мир не имеет смысла, то следующая естественная мысль, — зачем его вообще пытаться понять и исследовать?

Фрэнсис Бэкон (22 января 1561 — 9 апреля 1626), английский философ, историк, политик, основоположник эмпиризма и английского материализма писал: «Малое знание уводит от Бога, большое знание к Нему возвращает»

Неверующий также теряется и в морали, ведь моральные оценки относительны — что хорошо буржую, плохо пролетарию, что хорошо русскому, то немцу смерть и т.д. и т.п.

Все это приводит лишь к одному — очерствению души. Неумению и, самое главное — нежеланию понять и принять другого человека. Ведь зачем это делать? Какой в этом всем толк?

Две женщины дружили с самого детства. Их объединяли общие интересы, но у одной из подруг в доме часто говорили о Боге и вере, а другая росла в семье атеистов.

Верующая женщина как-то поделилась со своей неверующей подругой:

— Ты знаешь, я поняла и приняла слова Христа: «Кто любит отца и мать более, нежели меня, не достоин меня. И кто любит сына или дочь более, нежели меня, не достоин меня».

Подруга-атеистка возмутилась:

— Я не понимаю и не принимаю этого! Как можно любить Бога больше, чем родителей? Я люблю их больше всех на свете.

Шли годы, они взрослели. Их родители состарились, стали больными и немощными. Подруга-атеистка отдала отца и мать в дом престарелых, а верующая присматривала за своими до конца их жизни.

Так вот бывает, так что дай Бог нам всем больше думать не о себе, а о том, как последовать за Спасителем, что наделяет жизнь и труд на благо ближнего истинным смыслом.

«Господу служите… Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе» (апостол Павел)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *