Проповедь настоятеля, о. И. Чернышева на День св. евангелиста Марка

Библейский текст: Прит 15:28–33 Еф 4:7–16 Мк 13:5–13

5 Отвечая им, Иисус начал говорить: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас,
6 ибо многие придут под именем Моим и будут говорить, что это Я; и многих прельстят.
7 Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть, — но это еще не конец.
8 Ибо восстанет народ на народ и царство на царство; и будут землетрясения по местам, и будут глады и смятения. Это — начало болезней.
9 Но вы смотрите за собою, ибо вас будут предавать в судилища и бить в синагогах, и перед правителями и царями поставят вас за Меня, для свидетельства перед ними.
10 И во всех народах прежде должно быть проповедано Евангелие.
11 Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святый.
12 Предаст же брат брата на смерть, и отец — детей; и восстанут дети на родителей и умертвят их.
13 И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется.

Проповедь:

Дорогие братья и сестры, сегодняшнее евангелие от Марка оканчивается довольно жесткими словами — «претерпевший же до конца спасется». Претерпевший что?

Иисус говорит: «Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть, — но это еще не конец.

Ибо восстанет народ на народ и царство на царство; и будут землетрясения по местам, и будут глады и смятения. Это — начало болезней. Но вы смотрите за собою, ибо вас будут предавать в судилища и бить в синагогах, и перед правителями и царями поставят вас за Меня, для свидетельства перед ними. …Предаст же брат брата на смерть, и отец — детей; и восстанут дети на родителей и умертвят их».

Итак, претерпевший гонения и непонимание настолько сильное, что даже семейные узы не помогут скрепить отношения. Христиане жестко будут преследуемы за имя Господне. Но вот вопрос, — когда это произойдет? Иисус уточняет: «во всех народах прежде должно быть проповедано Евангелие».

Что значит проповедано? Все народы должны принять его? Стать христианами? Такого сегодня не наблюдается. Да и в истории ни разу человечество даже близко не приблизилось ко всеобщей евангелизации. Да, в истории много народов, что приняли евангельскую весть, но те же сами народы в определенный момент своей истории и отринули ее. Так может «проповедано» вовсе не синоним «христианизировано»?

Не знаю, но скорее всего так. Возможно понимать это нужно так — в мире не останется мест, где бы ни звучало Божие Слово, даже если его не принимают повсеместно. И если это верно, тогда, возможно, такое время наступило. Сегодня Евангелие переведено на множество языков. В мире пожалуй не осталось мест, где бы ни звучало Слово Божие.

Так что же это получается? Мы живем в конце времен? Да, поверьте, все мы, рождаясь на этой земле вступаем в конец времени. Рождаясь, человек начинает свой путь к Концу. И неважно когда он произойдет, может завтра и для всех, а может через лет 70 и для кого то лично. Вопрос в другом, — каков будет этот конец? С Иисусом? Конец мучений, началом Новой, Вечной, Подлинной жизни с Богом?

Вы знаете дорогие братья и сестры, в апостольские времена христиане тоже ждали скорого прихода Христа, однако время в Божьих руках, только Ему известно, когда и что будет. Очень похоже, что евангелист Марк, писал свой святой труд как некое послание к христианам Рима. Возможно, он делал это именно с целью приблизить Царствие Божие, приход Спасителя. Делал, в надежде на то, что чем быстрее Евангельская Весть, Весть о Воскресении и победе над грехом и смертью станут известны столице тогдашнего мира, тем быстрее она распространится и далее, за его крайние пределы.

Но кто такой Марк? О нем известно, что он был соратником апостола Петра. Однако тут уже возникают вопросы, ведь по сути мы знаем о нем крайне мало. Например о Матфее известно, что он был сборщиком податей, общался лично со Спасителем, был Им призван и, оставив свое занятие, последовал за Призвавшим, войдя в круг двенадцати близких учеников. А вот о Марке пожалуй только то, что по Преданию он был из учеников дополнительного призыва, апостолом из «семидесяти»:

Избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти, и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою (Лк. 10: 1-2).

Однако в этом отрывке из Луки имя Марка впрямую не упоминается, при этом в Евангелии есть эпизод, который традиционно относят к нему. История о юноше, что после ночного ареста Иисуса Христа в Гефсимании, завернулся по нагому телу в покрывало и следовал за Иисусом «и воины схватили его. Но он, оставив покрывало, нагой убежал от них» (Мк. 14. 51-52).

Поскольку этой истории нет нигде, ни в одном евангелии, кроме евангелия от Марка, возможно, что об этом событии знал только сам Марк, ибо этим юношей он и был. Если это так, тогда возможно он даже не входил в число семидесяти, а присоединился ко Христу лишь во время Его ареста.

Ну если о нем так мало известно, тогда почему Церковь называет Марка апостолом?

Греческое слово — ἀπόστολος на русский язык переводится как посланник. Человек, несущий миру Благую Весть о спасении от греха и смерти через Иисуса Христа. Марк для Церкви стал подлинным представителем апостолата. Он продолжил дело учеников Христовых, подарив миру свое Евангелие.

Практически все, что он написал, конечно сам он не видел, но будучи спутником и учеником Петра в миссионерских путешествиях, многое записал с его уст.

Некий ученик младшего из учеников Христовых, евангелиста Иоанна, епископ города Иераполя Фригийского, Папий, около 130 года написал книгу «Изложение изречений Господних» (греч. Κυριακῶν λογίων ἐξηγήσις)..

К сожалению от нее сохранились только фрагменты, в виде цитат из «Церковной истории» Евсевия Кесарийского, однако по словам возможно самого Иоанна евангелиста приведенных Папием — Марк был «переводчиком» и «истолкователем» Петра.

«Он точно записал всё, что запомнил из сказанного и содеянного Господом, но не по порядку, ибо сам не слушал Господа и не ходил за Ним. Позднее он сопровождал Петра, который учил, как того требовали обстоятельства, и не собирался слова Христа располагать в порядке. Так что Марк ничуть не погрешил, записывая всё так, как он запомнил. Заботился он только о том, чтобы ничего не пропустить и не передать неверно».

А из Нового Завета нам известен по крайней мере один эпизод, когда Марк был рядом с Петром в его путешествии в Рим. В конце своего 1-го послания написанного христианам римских провинций расположенных тогда на территории, которая включала в себя большую часть современной Турции, Петр пишет: «Приветствует вас избранная, подобно вам, церковь в Вавилоне и Марк, сын мой» (1-е Петра 5.13). Здесь Рим аллегорически назван Вавилоном ибо именно в таком виде видели христиане того времени столицу современного им мира.

Наш эпизод, который мы сегодня читали, показывает, что свидетель слов Господних был человек горячий, похоже несколько даже фанатичный, непреклонный, кремень — «будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется». Именно это пожалуй и свидетельствует в пользу того, что Марк действительно передает рассказ Петра. Не зря Господь называет того камнем: «ты — Петр (камень), и на сем камне Я создам Церковь Мою» (Мт. 16.18)

Для Петра призыв Господа к верности и терпению несмотря ни на какие жизненные испытания очень понятен. Он, ловивший каждое слово Спасителя, запомнил и передал этот разговор Марку во всех подробностях, с присущей ему горячностью. И в Евангелии Марка мы словно слышим голос этого рассказчика, повествующего нам о том, что Господь тогда сказал о конце времен. Так что евангелист Марк для нас словно записанная речь апостола Петра. Здесь они неразделимы.

Петр очевидно никак не препятствовал Марку в его стремлении составить из своего повествования Евангелие, но и не помогал ему в этом. Об этом упоминает Климент Александрийский (около 150-215 гг.), добавляя, что Марк писал свое Евангелие по просьбе христиан из Рима. Поэтому конечно апостольский труд Марка налицо. И Церковь безусловно признала его, и оценила по достоинству.

Предание говорит нам, что Марк окончил свою жизнь мученически. Он считается первым епископом и мучеником Александрийской церкви. Во время Пасхального празднования язычники окружили церковь, где служил апостол Марк и, связав его, проволокли по острым камням, тем самым умертвив. Так Марк до конца претерпел, не отрекшись от Бога и исполнив то, к чему призывал Спаситель: «будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется».

Допрогие братья и сестры, поверьте, не стоит искать каких либо особых знамений о конце света сегодня, ибо все то, о чем нас предупреждал Иисус, уже давно исполнилось. Все человеческое бытие после Воскресения Спасителя, Его славной победы над смертью, и есть на самом деле, сплошной конец времени власти сатаны. Иисус уже разрушил двери ада, в послании к Ефесянам гл. 4 ст. 9-10 мы слышали сегодня: «А «восшел » что означает, как не то, что Он (Спаситель) и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все». Все отныне во власти Христовой, ад «преисподние места земли» не может удержать более спасенные души. Потому дай Бог нам прожить этот конец времен, эту агонию ада, достойно, ибо Воскресший грядет. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *