Проповедь настоятеля, о. И. Чернышева на Последнее Воскресенье церковного года (2020)

Библейский текст: Ис 65:17–19(20–22)23–25 2Пет 3:(3–7)8–13 Мф 25:1–13

1 Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху.
2 Из них пять было мудрых и пять неразумных.
3 Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла.
4 Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих.
5 И как жених замедлил, то задремали все и уснули.
6 Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему.
7 Тогда встали все девы те и поправили светильники свои.
8 Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут.
9 А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе.
10 Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились;
11 после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам.
12 Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас.
13 Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.

Проповедь:

Дорогие братья и сестры, сегодня мы с вами добрались до текста о Женихе и десяти девах. Пять мудрых и пять неразумных.

Нам известно, что традиционно этот текст рассматривается так — Жених это образ Господа, а девы, это мы — человечество приглашенное Им ко спасению.

Если обратить внимание на то, как Господь раскрывает пред нами эту притчу, то мы увидим, что Он не осуждает разумных дев за то, что те отказываются поделиться с неразумными их запасом масла.

Как же так, — спросит обыватель, а как быть с тем, что христианство должно быть милосердным, открытым к страждущим? Да и прошлая проповедь на Предпоследнее воскресенье церковного года, если вы помните, как раз касалась этой темы — быть открытым к просьбам тех, кто нуждается. Слово божие призывало нас не забывать о ближнем. И тут вдруг звучит нечто совершенно противоположное. Как все это понять?

Неужели мы чего то не понимаем и Господь на самом деле поддерживает выбор тех кто прижимист и осторожен в тратах на нужды иных людей?

Нет, конечно Господь желает, чтобы дары получаемые нами были неиссякаемыми для тех кто нас окружает. Он конечно хочет, чтобы мы были открыты для ближнего, однако и вовремя остановиться, пресечь бездумные траты в отношении ближнего, это тоже дар.

У человечества много грехов. И пожалуй все их невозможно описать, однако, некоторые из них получили даже свое особое название, ибо оказались настолько популярны в поколениях людского рода, что их церкви пришлось выделить особым термином. Вы когда ни будь слышали такое слово — Мшелоимство?

Энциклопедия разъясняет — Мшелоимство, (от ст. славянского — мъшэлъ «корысть»), или мздоимство (др. греческий — μισθός «заработная плата, жалованье») — страсть к выгоде. Это страсть к накоплению, переходящее в патологию, заключающуюся в собирании и хранении неиспользуемых вещей, чаще всего — предметов домашнего обихода в настолько больших количествах, что они препятствуют использованию помещений по прямому назначению. Например, проживающие не могут свободно перемещаться по жилищу, комфортно принимать пищу (из-за обилия вещей на столе и кухне принимать пищу приходится держа тарелку на коленях, пользование кухонной техникой и раковиной затруднено), справлять естественные надобности (из-за чрезмерного загромождения уборной невозможно закрыть дверь), отдыхать (кровать и прилегающее пространство заставлено, на стенах развешаны пакеты с вещами), воспитывать детей (свободные на момент рождения детей комнаты оказываются завалены вещами, дети находятся вместе с родителями, где у них нет места для игр и развития, негде даже ползать по полу).

Подверженные данному расстройству люди рационализируют своё поведение и считают его нормальным даже при крайней степени выраженности.

Так всегда, любая греховная страсть, если дать ей волю, доводит своего хозяина до патологии. И самое главное, любые денежные средства, любая финансовая помощь будет направлена, подверженного этой страсти человека, на приобретение все новых, ненужных вещей. Конечно выше я упомянул о совсем патологическом состоянии, но кому из нас не знакомо чувство шопоголика, желающего купить себе новую вещицу, какую ни будь новую безделушку ради поднятия настроения? Жизнь итак не сахар вокруг, с этими вечными страхами подцепить вирус, или с этим — кругом враги, желающие погасить светлый очаг «Святой Руси», — ну хоть порадуюсь обновке.

И каково тогда оказывать материальную помощь человеку, что в плену подобной страсти? Разве это будет по христиански? Нет конечно, ему нужна как раз другого рода помощь. Ему нужно помочь остановиться, помочь взглянуть на себя со стороны. Ему нужно дать понять, что каждый должен пройти свой жизненный путь сам. Никто за него не сделает шаг к разумной экономии, к должному, правильному распоряжению теми богатствами, что дарует жизнь. К умению отделять важное от несущественного. Никто за него не сдаст этого жизненного экзамена.

Ибо никто не может кроме нас родить наших детей, например, или вместо нас банально позавтракать, или сделать зарядку с утра. Если мы сами этого не сделаем, никто за нас этого не сделает при всем желании. Конечно мы должны делиться, но делиться можно, как видно, далеко не всегда.

И вот мы читаем историю о Женихе и Девах. Жених приглашает десять дев к себе на свадебный пир. Он желает разделить с ними Его радость. Во времена Христа торжественная процессия из десяти дев была в обычае. Они несли зажженные лампады. Их приглашали заранее, и в их задачу как раз и входило приготовление этой красивой церемонии. Они украшали себя красивыми прическами, подбирали платья, благовония. И, конечно, ароматное масло для лампад. Лампады были главным в этой процессии. Без них она теряла смысл.

Более того, если бы на церемонии вместо положенных 10 дев присутствовало всего пять, это могло навлечь позор на Жениха и Невесту. Поэтому случившееся конечно уже омрачило праздник. Ведь часть приглашенных красавиц вместо того, чтобы озаботиться главным, распустили свои силы и средства на несущественные вещи, закупили все что можно, но не масло. Итог: «дайте нам вашего, потому что светильники наши гаснут.»

Те же у кого масло было вы запасе, прекрасно понимали, что если поделиться, тогда будет еще хуже, — светильники на самом интересном месте процессии, в самой середине церемонии погаснут у всех, «из-за недостатка и у нас и у вас». Понятно, что лучше пять горящих светильников, чем ни одного.

В итоге, в своей безумной жажде охватить всякую мелочь, неразумные девы лишаются главного — того самого Света, что дает им право на вход в Царствие Небесное. Осознание пришло, но поздно, ворота заперты. Процессия уже началась, но без них.

Что же это за масло такое, что возжигает в нас внутренний светильник души? Это Благодать Божия. Если мы не отвернемся ко второстепенному от Слова и Таинств Церкви, тогда масло Небес никогда не иссякнет. Молитесь Христу, не забывайте Его. Его Церкви, Пусть Бог займет подобающее Ему место в нашей жизни. Чтобы вся она была посвящена только одному — служению Ему всем, что у нас есть, чтобы даже каждая мелочь рассматривалась только с точки зрения важности по отношению к Нему и тем, ради кого он Взошел на Крест.

И тогда по обетованию Божию грехом «воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают» и возникнет «новое небо и новая земля на которых обитает правда.» (см. 2 Петра 3.12-13) Аминь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *