Проповедь настоятеля, о. И. Чернышева на Предпоследнее Воскресенье церковного года (2020)

Библейский текст: Иер 8:4–7 2Кор 5:1–10 Мф 25:31–46

31 Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,
32 и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;
33 и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую.
34 Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:
35 ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;
36 был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.
37 Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?
38 когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?
39 когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?
40 И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.
41 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:
42 ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;
43 был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.
44 Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?
45 Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.
46 И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

Проповедь:

Сегодня звучат для нас с вами слова из Священного Писания, приуготовляющие нас к покаянию. Покаяние? Насколько это важно для человека? Да и важно ли? Может есть более насущные вещи в нашей жизни? К чему стремиться? Чего ожидать? Каково наше будущее?

Мы ничего не знаем о нем. Кто мог предположить например еще год назад, что наша жизнь вот так вот, коренным образом изменится, все привычное полетит под откос из-за какой то крохотной малютки — микроскопического коронавируса?

И даже наша вроде, современная, всезнающая наука ничего не может о нем сказать. Вот, читаю газеты:

Газета «Коммерсант»: Разработчики вакцины «Спутник V» оценили ее эффективность в 92%. Другой ресурс — «РИА НОВОСТИ»: В Алтайском крае у трех медицинских работников, привитых российской вакциной «Спутник V», обнаружили коронавирус.

Поистине никто ничего не знает. У меня два человека знакомых переболели коронавирусом, ну, по крайней мере, они так думают, так им сказали медики. Один из них просто уверен в том, что болезнь эта обязательно сопровождается высоченной температурой. Другой же ударяя себя кулаком в грудь заявляет, что ничего подобного, он переболел с низкой температурой в 37.1 — 37.5 градусов все время. И у него, мол, поражение 65 процентов легких. Правда бегает и разговаривает этот мой знакомый безо всякой одышки. Я не стал его разубеждать в том, в чем его убедили медики, не мое это дело, да и разве я медик? Им виднее.

Однако все же как то странно все это выглядит. Никто в действительности толком ничего не понимает и не может сказать ничего толкового. Мир охватила паника, есть враг, но каков он? Когда ударит? И как?

А ведь есть еще и всякие внезапные случайности. Вот, к примеру, можем ли мы быть уверены в том, что вернемся сегодня со службы домой? Внезапная остановка сердца, и такое бывает. Одним воскресным днем я уходил на службу, тогда я поцеловал спящего младшего сына, и поправил сбившееся одеяло. Мне было невдомек, что вижу я его живым в последний раз! Да, так бывает, и мы вообще ничего не знаем о том, сколько нам предстоит еще прожить на этом свете? Когда придет наш час?

Но кое что нам точно известно — мы знаем, что всех нас когда то ожидает смерть. Это знают и те, кто верит в Бога, и те, к то не верит. Однако у тех, кто верит, есть и еще одно знание — нам доподлинно известно из Писания, что час встречи со Всевышним обязательно наступит. Все народы, все люди мира обязательно предстанут на Суд Божий.

Это непростой суд, он имеет также название Страшного Суда, ибо на нем будет рассматриваться вопрос нашей виновности и права на Вечную жизнь. Однако, все же в нем заключено и радостное событие, после него мир наконец обретет свободу от зла. Несправедливость покинет этот мир. Человек наконец перестанет искать «историческую справедливость» которую не в состоянии обрести собственными несовершенными усилиями, порождая лишь хаос, и дополнительную обиду. Вот Писание обещает нам, что мы все предстанем пред подлинным Судьей, способным наконец разобрать перипетии нашей непростой жизни. Ибо Ему известно о нас все. Ему известны и наши мысли, и наша судьба. А самое удивительное, что Он понимает нас и изнутри, как Человек, ибо однажды Он стал одним из нас, — Человеком. Все подлинно в Его руках. Ему доподлинно возможно лишь одному судить справедливо.

От этой мысли — дух захватывает, стоять пред таким Судьей, которому все, абсолютно все известно. Становится жутко не по себе.

А Иисус добавляет нам — «ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.» Вот, повезло наверное Его современникам, они могли дать воды Господу, когда Он изнывал от жажды, могли помочь ему в болезни, и даже во время Его ареста. У них был шанс. А что делать нам, живущим ныне?

Все мы люди, живем в материальном мире, и нам хочется иметь пред собой вещественный образ Любимого. Пусть даже и в статуях, изображениях, на иконах. Хочется оказать Господу почтение ну хотя бы тем, что запалить пред этим изображением жертвенную свечу и, чем больше ощущение нашей вины пред Ним, тем толще она должна быть, дороже, массивнее, дольше гореть. Однако Господь дает нам иное направление служения Себе — «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.»

Нам нужно научиться видеть Господа не в иконах, — в ближнем. Видеть в каждом человеке нуждающегося Христа это непросто, именно это и есть та лакмусовая бумажка по которой будет определяться наша дальнейшая судьба на Страшном Суде — а как мы относились к тем, кто нас окружает?

Пожалуй ответ будет не в пользу грешного человека. Порой ровно тот, кого мы не хотели бы видеть рядом с собой, кто для нас неприятен, от кого просто хочется скорее отвернуться, он то как раз и является Образом Божьим. Служа ему, откликаясь на его нужду, служим Христу. И ведь если подумать, для нас это единственная возможность, находясь еще здесь, на земле, пока еще не наступил наш час, послужить по настоящему Богу. Через нашего ближнего.

Слово ближний вовсе не означает близкого нам по духу, приятного во всех отношениях человека, с которым хотелось бы прожить всю оставшуюся жизнь бок о бок, вовсе нет. Ближний, это тот, кого наша сумасшедшая жизнь не без Воли Божьей подбросила нам рядом. Мы обязаны видеть в нем Нуждающегося Господа, каков бы он ни был. Ибо «Любовь, по самой своей природе, готова служить и быть подвластной тому, кто любим.» (Мартин Лютер)

Способна ли душа грешного человека на такую жертвенную любовь? Это тяжело, поверьте, быть постоянно открытым, постоянно способным даровать себя. Кажется, что нуждающиеся в тебе никогда не закончатся, «да сколько можно!» — восклицает наше грешное «Я», и запирается, далеко и надолго. Наступает подлинное одиночество и страх ну, и если подумать, страх людей, страх общения, открытости, вечное ожидание того, что твоей добротой и бескорыстностью воспользуются безо всякой благодарности, — это и есть ад. Но давайте подумаем, а сам Господь какой пример дает нам своим Святым Крестом? Разве Он побоялся неблагодарности? Побоялся осуждения и презрения? Нет, Он так и остался с распростертыми на Кресте руками, для того, чтобы каждый нуждающийся в нем вошел в Его Святые и милующие объятия.

Вдумаемся, действует ли в нас Господь? Или нашими поступками все же управляет грех? Да, бывает очень по разному. Именно поэтому нам так нужно покаяние. С мыслью о нем я начал сегодняшнюю проповедь, им и хотел бы закончить.

Грешник часто не ищет покаяния, пытаясь самооправдаться, совершая тем самым еще один великий грех.

Это было давно. Приехал раз в острог царь да и стал спрашивать арестантов, за что каждый из них сидит. Все оправдывали себя и говорили, что посажены безвинно да напрасно.

Подошёл царь ещё к одному из них и спросил:

— А ты за что тут?

И получил ответ:

— За великие мои грехи и острога для меня мало.

Тогда царь обернулся к сопровождавшим его чиновникам и сказал:

— Отпустить его сейчас на волю.

Дай Бог и нам в душе подлинного покаяния, что даровало бы нам способность принять каждого человека — как Христа, Господа нашего. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *