Проповедь настоятеля, о. И. Чернышева на 7-е Воскресенье после Св. Троицы

Библейский текст: Исх 16:2–3,11–18; Деян 2:41а,42–47; Ин 6:1–15

1 После сего пошел Иисус на ту сторону моря Галилейского, [в окрестности] Тивериады. 2 За Ним последовало множество народа, потому что видели чудеса, которые Он творил над больными. 3 Иисус взошел на гору и там сидел с учениками Своими. 4 Приближалась же Пасха, праздник Иудейский. 5 Иисус, возведя очи и увидев, что множество народа идет к Нему, говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить? 6 Говорил же это, испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать. 7 Филипп отвечал Ему: им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу. 8 Один из учеников Его, Андрей, брат Симона Петра, говорит Ему: 9 здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества? 10 Иисус сказал: велите им возлечь. Было же на том месте много травы. Итак возлегло людей числом около пяти тысяч. 11 Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, роздал ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел. 12 И когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало. 13 И собрали, и наполнили двенадцать коробов кусками от пяти ячменных хлебов, оставшимися у тех, которые ели. 14 Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир. 15 Иисус же, узнав, что хотят придти, нечаянно взять его и сделать царем, опять удалился на гору один.

Проповедь:

Сегодня, дорогие братья и сестры, мы с вами слышали Евангелие от Иоанна повествующее о чуде приумножения хлебов и рыб, которое сотворил наш Спаситель. Господь всего пятью хлебами накормил пять тысяч.

Но вначале, перед тем как сотворить чудо Иисус испытывает учеников. Он говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить? Евангелист далее продолжает: «Говорил же это, испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать.»

Тем самым мы видим, что Бог может испытывать человека, надеясь на то, что в трудный момент человек признает необходимость в Божьей Благодати и Милости и обратит свой взор к Нему.

Поистине к любому делу нужно готовиться начиная с признания Величия Божия, Его Воли надо всем происходящим.

К сожалению так устроен наш простой человеческий мир, что прежде всего в любом своем деле грешный человек начинает с оценки своих собственных способностей, забывая напрочь о Благодати Божьей. И именно поэтому Иисус хотел услышать от апостолов признание в своей неспособности без Бога нормально решить возникшую пред ними проблему. И вот Он услышал растерянные слова апостолов:

«Им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу.» (Апостол Филипп)

«Здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества? (Апостол Андрей)

Растерянные, не знающие что предпринять, апостолы напоминают нам нас самих, часто оказывающихся в трудной житейской ситуации, когда кажется выхода нет. Но почему нет? Наверное потому, что человек привык доверять только себе, и никому более. Часто мне приходилось слышать от людей следующие лозунги: «Никогда не сдавайся», или: «В жизни, даже если тебя уже проглотили, все равно есть как минимум два выхода».

Но что делать, когда, даже если поговорки и содержат в себе истину, выхода не видать? Такое же ведь сплошь и рядом случается? Что тогда? Как быть?

Давайте посмотрим, что тогда помогло апостолам? Попытки выкрутиться из положения собственными силами? Правильной организацией людей? Может они собрали еще? Например обратились к толпе с просьбой выручить их скинувшись не едой, а тем, у кого что ценное было да послали это обменять на продукты?

Порой именно так и поступают сегодняшние политики, после того, как вдруг выясняется, что собранного с налогов недостаточно, единственным решением они видят вновь повысить сбор, объяснив все сложной экономической и непростой политической ситуацией. Кругом враги, внешние и внутренние, эпидемия, того, что заложили в бюджет, недостаточно, подтяните еще пояса, и мы переживем эту трудную ситуацию, а там, как ни будь, кто знает, может настанут более благие дни.

Нет, апостолы поступили тогда по иному. Они прежде всего обратились к Богу, и вот, вдруг произошло невероятное. То, что казалось безумием, на деле обернулось подлинным выходом из положения. И пример апостолам подал ни кто иной, как их Учитель. Именно Иисус взяв хлебы и, воздав благодарение, роздал ученикам, а ученики уже далее по Его примеру возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел.

Обращаю ваше внимание на то, что Иисус начинает с благодарения Отцу Небесному даже за ту безумную малость, что у них есть. Именно так и должно быть в жизни подлинного христианина желающего следовать за Учителем. Благодарность Богу за все. Если она есть, то Богу ничего не стоит умножить благодать, ведь раз человек благодарит, значит ему действительно нужно, ведь он ценит то, что имеет.

Вообще в этой истории об обычном хлебе для Церкви сокрыт огромный смысл. Это символ не только земного, но и Небесного Хлеба. Символ самого главного Дара Церкви, — Евхаристии. Именно этот Хлеб, в отличие от хлеба обычного, питает нас для Жизни Вечной.

У меня недавно состоялась интересная беседа с одним человеком, который задал мне следующий вопрос — А как можно обосновать жестокости войн, катаклизмов, где гибнут люди (дети, женщины, старики), и как так выходит, что о них Бог не позаботился?!

Я тогда ответил следующее: А разве светлые Врата Рая дарованные детям Божьим через Господа, который своей Смертью на Кресте открыл их, не забота?

Божий Сын даровал нам Себя, став для нас Хлебом Живым. Именно в Нем есть Путь, Истина и Жизнь. Что бы ни случилось с нами, каковы бы ни были обстоятельства нас окружающие, стоит помнить главное, все в Его руках, и выход будет так или иначе обретен, даже если сейчас кажется, что его нет. Ведь подлинная жизнь не оканчивается никогда, даже после смерти.

Конечно это большой соблазн осознавать, что нам, христианам дарована столь особая честь, пить и есть из Источника Вечной Жизни. Иногда может посетить соблазн думать, что мы чем то лучше тех, кто этого не делает. Я думаю, что у присутствующих при чуде умножения хлебов и рыбы тоже было нечто подобное. Еще бы, они не просто слышали о необыкновенном умножении пищи, они при этом присутствовали, вкушали ее. Им довелось все видеть и ощутить в реальности.

Бывает к сожалению так, что вкушающие Евхаристический Хлеб думают примерно то же, мы оказались достойнее, лучше тех, кому не повезло быть здесь. И это касается порой не только тех кто подходит к Алтарю, но и тех, кто с Него служит.

Раздающие Хлеб и Вино Жизни порой могут думать, что это их собственная заслуга, что они здесь, рядом с чудом, производимым Самим Богом их руками. Что это наверное за их скромность, умение держать себя в искушениях, личная доброта и участие к каждому встречаемому на жизненном пути, привели их сюда. Но нет, это не так, если бы Бог не захотел, их труд был бы напрасен. Только Он подлинный Источник Живительных даров.

Если бы сила даров зависела бы напрямую от того, кто их раздает, а не от подлинного их Источника, то мы были бы самыми несчастными людьми так и не обретшими ни покоя, ни крепости духовной свободы. Народ Божий обретя долгожданную свободу и оказавшись с Моисеем в пустыне возроптал, говоря: «о, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта! ибо вывели вы нас в эту пустыню, чтобы все собрание это уморить голодом.» (Исх.16.3)

Мы видим, что люди привязываются часто к инструменту, вместо подлинного Источника. А какой прок в ковше, если нечего зачерпнуть? В пустыне Израиль обрел свободу, языческий царь не мог более манипулировать народом Божьим, запрещая проводить необходимые молитвы, не мог заставить перенести Божьи праздники по различным причинам, например потому, что пандемия.

Но что делать с этой свободой? Ранее у них был «ковш материального достатка» Фараон Египта, но он утонул, они в пустыне, и вот они растеряны и напуганы, откуда взять пропитание? Что делать?

Конечно же прибегнуть к Богу, Подлинному Источнику любых даров. Бог и говорит об этом Моисею: «Я услышал ропот сынов Израилевых; скажи им: вечером будете есть мясо, а поутру насытитесь хлебом — и узнаете, что Я Господь, Бог ваш… и вот, на поверхности пустыни нечто мелкое, круповидное, мелкое, как иней на земле. И увидели сыны Израилевы и говорили друг другу: что это? Ибо не знали, что это. И Моисей сказал им: это хлеб, который Господь дал вам в пищу» (Исх.16.2-3,14)

Только Бог в силе превратить любой инструмент, любую поверхность в источник Его даров. Это только в Его власти, не в чьей либо еще. Фараон, решивший что он и есть подлинное божество на земле, был поглощен морской пучиной. От него ничего не осталось. А пустыня, которой вроде бы таковой и надлежало оставаться, вдруг по Его воле стала источником пропитания.

Не зря Псалмопевец воскликнет: «избрал Господь Сион, возжелал его в жилище Себе. Это покой Мой на веки: здесь вселюсь, ибо Я возжелал его. Пищу его благословляя благословлю, нищих его насыщу хлебом; священников его облеку во спасение, и святые его радостью возрадуются.» (Пс.131.14-16)

В свежих новостях появилось сообщение о том, что в церкви Швеции сегодня женщин «священниц» стало больше чем священников мужчин. СМИ активно перепечатывают и распространяют его. Что же, многие сегодня спорят на эту тему, допустимо ли женщине служить у алтаря? Но поверьте, вопрос закроется раз и на всегда, если задать его иначе — а что сделал Господь? Кого призвал в апостолы? Сохранил ли Он «гендерное равенство»?

Мы явно видим, что когда стоял вопрос о том, проявить ли свою волю или поступить так, как велит традиция иудаизма, Господь не сомневался ни разу. Мы помним Его фразу «не человек для субботы, а суббота для человека». Мы помним и историю беседы с самарянкой у колодца, — там, где требовалось нарушить сложившийся обычай, ради Божьей Любви и мира, Господь не боялся этого сделать. Но в этом вопросе Он отчего то, не поддержал равных прав на священническое служение для женщин. Почему?

Вы знаете, у меня нет ответа на этот вопрос. Я не знаю почему в установлении таинств принимают участие лишь мужчины, тогда как делиться словом о Воскресении могут все, и апостолы, и жены мироносицы, что пришли в первый день ко гробу Воскресшего. Я могу конечно тут привести массу аргументов как за, так и против женского священства, которым осыпают друг друга противники и сторонники подобной позиции, однако, если я хочу оставаться на стороне Христа, мне нужно держаться Его стороны вне того, понимаю ли я чем было вызвано такое Его решение, или нет. В противном случае, Церковь рискует остаться без Таинств, Хлеба Жизни, без самого главного своего Дара, которым она служит обществу. Ведь мы не знаем отчего Иисус не благословил на апостольство женщин, доверив его именно ученикам. Но мы знаем, что «гендерное равенство» им не было соблюдено по данному вопросу.

Поверьте, не от собственного желания, не от самоубежденности в праведности, и достойности, и даже не от желания других людей, становятся достойными как служения, так и Даров Божиих, но от Божьего решения. И слава Богу, что это так, в противном случае мы так и оставались бы рабами греха, ведь «нет праведного ни одного, ибо все согрешили» (Посл. к Римл. гл. 3). Аминь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *