Проповедь настоятеля, о. И. Чернышева на 4-е Воскресенье после Св. Троицы

Библейский текст: Быт 50:15–21; Рим 14:10–13; Лк 6:36–42

Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.
Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете;
давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам.
Сказал также им притчу: может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму?
Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его.
Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?
Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.

Проповедь:

Дорогие Братья и сестры,

Сегодняшнее Евангелие от Луки раскрывает перед нами тему милосердия. Мне бы хотелось говорить сегодня о том, что может указать путь к подлинному Милосердию, – о необходимости для каждого из нас осознать, что есть Бог в моей жизни? Какое место занимаю я в Его планах? Что я могу сделать ради того чтобы мир, вечно пребывающий в сложных взаимоотношениях с Творцом, ну хоть хоть немного «протрезвел», чтобы хоть кто-то, мои родные, близкие, знакомые, задумались наконец о том, как они живут. О том, что их ждет в конце их жизненного пути. Ведь человеческий век краток. А места для Господа в нем остается все меньше и меньше. Для Господа, что, проявив подлинное Милосердие к роду человеческому, даровал нам прощение наших грехов.

Наверное, для того чтобы прощать по настоящему, нужно помнить о Жертве Голгофы, ценить ее более, нежели память об обидах, некогда причиненных нам. Начните с себя на пути прощения. Это непросто, но как сказал однажды замечательный артист нашего кинематографа Евгений Леонов: «Обиды вообще не следует копить. Не большое, как говорится, богатство…»

Не стоит прокручивать в голове плохие факты и когда то, кем то сказанные слова, это только распаляет неприятные ощущения от обиды, вовсе не гасит. Не стоит в настоящем держаться за прошлое и, тем более, переносить это на будущее.

—Почему ты сердишься и обижаешься? Не лучше ли успокоиться и простить? — спросил однажды учитель в школе одного ученика после ссоры одноклассников.

— А почему я должен делать ему одолжение и прощать его, он же… — хотел было оправдаться ученик.

— Прости, что перебиваю тебя, — сказал учитель. — Позволь задать тебе два вопроса, и тогда я отвечу на все твои «как» и «почему».

Ученик утвердительно кивнул.

— Тебе хорошо, когда ты сердишься и обижаешься? — спросил Учитель.

— Нет, конечно же, — ответил ученик.

— Так кому же ты делаешь приятно, когда перестаешь злиться и просто прощаешь, махнув рукой на обиду и ссоры? Разве не себе?

Ученик хотел было что-то сказать, но, открыв рот, так и не смог произнести ни слова. Он стоял, опустив портфель и потупив глаза в землю.

— Помни, от тебя зависит, что ты сам выберешь, гнев или прощение, синяки да ссадины или дружбу. Выбор за тобой, ты пойми, что каждый раз, когда ты на кого-то затаишь обиду, первым, кто от этого пострадает, будешь ты сам.

После этого одноклассники помирились.

Итак, Божие Слово говорит нам сегодня то же: «будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд».

Но как нам быть милосердными к тем, кто нарушает Божие Слово? Как можно мириться с тем, что мир не просто не желает, а вообще не желает слышать Бога? Попробуйте сейчас выйти за стены храма и пригласить первого встретившегося вам прохожего на улице к нам сюда. Попробуйте сказать ему (или ей), что вы идете в ад? Интересно, какова будет реакция? Да, нет, неинтересно. Итак, знаем.

Даже когда приглашаешь в церковь случайных знакомых, коллег по работе, все одно: «да, интересно рассказываешь, может ты и прав, но… у меня вот дочка в лагерь собирается, некогда мне чемодан собрать надо, они в понедельник уезжают»; или: «работа у меня по воскресеньям, график такой, ничего поделать не могу, а так бы сходил разок». Или: «митинг у нас сегодня, вот, конституцию затронули, народ вновь обманывают! Не могу я сегодня». Не знаю, может все это действительно важно, отъезд дочки, работа, политическая борьба… Однако если мы доверяем Библии то стоит прислушаться и к тому, что в Ней мы находим четвертую заповедь данную некогда Моисею Богом на горе Синай вот она: «Помни день субботний, чтобы проводить его свято. Шесть дней работай и совершай в них все твои дела, а день седьмой — день покоя — да будет посвящен Господу Богу твоему». Может все-таки стоит пересмотреть что важнее?

Ведь Бог не требует на самом деле многого – лишь один день из семи! Да, дочка или сын собираются в понедельник в поездку на дачу, подальше от Москвы с ее вирусно-масочным безумием, нужно время для того чтобы их собрать, но почему бы этого не сделать в субботу? Почему нужно обязательно сборы откладывать на последний день?

Если мы так и не пригласим в нашу жизнь Того, Кто может помочь нам в ней разобраться как же мы можем рассчитывать на то, что в ней все будет нормально?

Нет, в этом случае нормально уже не будет ничто и никогда! И чем меньше в нашей жизни будет присутствовать наш Небесный отец и Создатель – Архитектор, Строитель всего, тем меньше в ней будет и порядка. Хаос охватит мир. Мы сами, собственными руками разрушим то, что дает нам жизнь и покой.

Вот и тема для размышления о милосердии. Призывая нас к милосердию «будьте милосердны» Иисус так же говорит и другие слова:

«Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?

Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего».

Вначале, пред тем как стать милосердным к другим, нужно начать с себя. Да, да, с себя, проявить милосердие прежде всего к себе самому.

Мы хотим, чтобы христианские церкви были полны? Мы искренне недоумеваем, почему приходится прилагать столько усилий к тому, чтобы пробиться чрез очерствленные сердца, дабы донести наконец наипростейшую истину о том, что тот мир, в котором правят «безумные политические лидеры», готовые ради власти на любые политические преступления, это не милосердный мир. Что нужно искать прежде всего Бога, а остальное приложится. Почему это так сложно донести?

Наверное вообще-то потому, что если мы действительно хотим, чтобы что то вокруг нас начало меняться, нужно, прежде всего, начать с себя. Может оставить безумство мира для него самого, да проявить милосердие к себе? Я призываю вас братья и сестры. Вернувшись домой с богослужения, возьмите в руки календарь. Посмотрите, много ли в вашей жизни занимает Бог? Может стоит уделить Ему больше времени? Кто знает, может именно тогда милосердие придет и в вашу жизнь. Дети смогут спокойно играть на улице не боясь очередного штрафа от дяди полицейского за утерянную маску. А вы наладите и ваши отношения с близкими, коллегами, друзьями. Глядишь, и нет уже больше кризиса, ни церковного, ни экономического, ни пандемии о которой так часто в последнее время все говорят. Ведь, как сказал известный классик: разруха не в клозетах, она – в головах.

Прошу простить меня за столь длительную проповедь. Но хотелось бы еще много сказать и добавить к вышесказанному, тема милосердия она поистине неисчерпаема. Однако я прерываюсь здесь, так как помню один хороший анекдот: «После проповеди к священнику подходит прихожанин церкви: — Спасибо, отче, за замечательную проповедь. Господь преподал мне отличный урок милосердия!

Священник недоумевая: — …но я не говорил о милосердии…. — Я знаю, но Господь смилостивился над нами – я думал, вы никогда не закончите».

Так вот, я заканчиваю. Да благословит Вас Бог.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *